+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

286 ук РФ злоупотребление должностными полномочиями

Ч. 1 ст. 286 УК РФ предусматривает ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Дополнительный объект преступления – здоровье, честь и достоинство личности, конституционные и иные права и свободы и другие интересы человека, общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями – совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; 2) вредными последствиями – существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Состав преступления – материальный, то есть оно окончено в момент наступления указанных последствий.

Субъект преступления (специальный) – должностное лицо.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной (прямым или косвенным умыслом).

Ч. 2 ст. 286 УК РФ (квалифицированный состав) – то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Ч. 3 ст. 286 УК РФ (особо квалифицированный состав) устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй рассматриваемой статьи, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

Получение взятки (ст. 290 ук рф)

Ч. 1 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Непосредственный объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, а равно государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Предмет преступления – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Взятка как предмет рассматриваемого преступления всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (положительный отзыв в печати, согласие выйти замуж и т.п.), получением взятки это не является.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально – в отрыве от факта получения за них взятки – являются правомерными; 2) способствованием в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица; 3) общим покровительством по службе – это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью; 4) попустительством по службе – это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.

Взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. определенному служебному поведению должна предшествовать договоренность о взятке. Если же должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется – должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок.

Состав преступления – формальный, преступление окончено в момент получения хотя бы части обусловленной взятки. Если взятка не была получена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, содеянное квалифицируется как покушение на дачу взятки.

Субъект преступления (специальный) – должностное лицо.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Ч. 2 ст. 290 УК РФ устанавливает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Ч. 3 ст. 290 УК РФ – деяния, предусмотренные частями первой или второй рассматриваемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Ч. 4 ст. 290 УК РФ — деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей рассматриваемой статьи, если они совершены: 1) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) с вымогательством взятки; 3) в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

По объекту и субъекту преступного посягательства состав превышения должностных полномочий совпадает с составом злоупотребления должностными полномочиями. Различаются составы этих двух преступлений по объективной стороне (точнее, по признаку деяния в объективной стороне) и субъективной стороне.

Объективная сторона состоит: а) из общественно опасного деяния в виде совершения должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; б) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Состав превышения должностных полномочий — материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий.

Деяние в рассматриваемом составе представлено исключительно действием. В доктрине и на практике принято выделять следующие виды действий, явно выходящих за пределы должностных полномочий: 1) относящиеся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного но статусу); 2) которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); 3) которые могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; 4) которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Превышение должностных полномочий всегда связано с осуществлением служебной деятельности. Совершение действий вне связи со служебной деятельностью (например, применение насилия в процессе личного конфликта с потерпевшим), не подлежит квалификации по ст. 286 УК РФ.

При превышении должностных полномочий совершаются действия, выходящие за пределы полномочий, при злоупотреблении — лицо действует в рамках своих полномочий, но использует их вопреки интересам службы. В то же время при превышении полномочий должностное лицо наряду с действиями, выходящими за пределы полномочий, использует свои должностные полномочия. Превысить полномочия без использования полномочий практически невозможно. Использование полномочий, которое выступает технологической необходимостью превышения должностных полномочий, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства по своему содержанию совпадают с последствиями злоупотребления должностными полномочиями, предусмотренными ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий состоит из вины в виде прямого или косвенного умысла. Лицо осознает, что явно выходит за пределы своих полномочий, предвидит наступление общественно опасных последствий, желает их наступления или допускает их, либо относится к ним безразлично.

При превышении должностных полномочий лицо осознает, что осуществляет выход за пределы полномочий в связи с выполнением служебной задачи (или в том числе в связи с выполнением служебной задачи).

Мотив на квалификацию не влияет. Если злоупотребление может совершаться только из корыстной или иной личной заинтересованности, то превышение полномочий — по любому мотиву, в том числе и из личной заинтересованности. Неверно считать, что превышение полномочий не может совершаться из корысти. Например, применение по оплаченному заказу насилия к подозреваемому при допросе с целью выбить показания будет квалифицироваться как превышение должностных полномочий, а не как злоупотребление должностными полномочиями. Хотя и имеет место корыстная заинтересованность.

При вменении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, следует учитывать, что эта статья содержит общую норму. УК РФ предусмотрены и специальные виды превышения должностных полномочий. Если имеет место специальное превышение должностных полномочий, то вменение ст. 286 УК РФ должно исключаться.

Верховный Суд РФ исключил из приговора осуждение 3. по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Было установлено, что превышение должностных полномочий 3. выразилось в том, что он незаконно освободил от уголовной ответственности С. и вместо него незаконно привлек к уголовной ответственности заведомо невиновного Г. Поскольку такое превышение должностных полномочий предусмотрено специальными нормами, а именно ст. 299, 300 УК РФ, по которым 3. осужден судом, дополнительной квалификации содеянного но совокупности с ч. 1 ст. 286 УК РФ не требуется [1] .

Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 286 УК РФ)

является его совершение лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Содержание квалифицирующего признака совпадает с аналогичным признаком в составе злоупотребления должностн ыми полномочия ми.

Особо квалифицирующие признаки преступления (ч. 3 ст. 286

УК РФ) — его совершение: с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»); с применением оружия или специальных средств (п. «б»); с причинением тяжких последствий (п. «в»).

Применение насилия может выражаться в ограничении свободы, причинении физической боли, совершении действий, причинивших либо создавших реальную опасность причинения вреда здоровью (легкого, средней тяжести или тяжкого). При этом умышленное причинение тяжкого вреда, предусмотренное ч. 2—4 ст. 111 УК РФ, или смерти требует дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против жизни и здоровья, поскольку санкции за их совершение установлены более строгие.

Не охватывается п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ сексуальное насилие, похищение человека. В случае их совершения содеянное требует дополнительной квалификации: в случае сексуального насилия — по ст. 131, 132 УК РФ, а в случае похищения человека — по ст. 126 УК РФ.

Оружие — это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. Применение оружия означает применение его поражающих свойств. По смыслу закона, угроза применения оружия должна расцениваться как угроза применения насилия и квалифицироваться по и. «а» ч. 2 ст. 286 УК РФ. Угроза применения оружия без его применения нс образует состава преступления, предусмотренного и. «б» ч. 2 ст. 286 УК РФ.

К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и т.д.

Верховный Суд РФ указал, что к специальным средствам применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ относятся приспособления и устройства, которыми, как и оружием, может быть причинен вред жизни или здоровью людей, а также объектам материального мира и окружающей среды. Специальные технические средства, применяемые в оперативно-разыскной деятельности, в том числе технические средства, предназначенные для негласного получения информации, к специальным средствам не относятся [2] .

Понятие тяжких последствий является оценочным. Его содержание было определено при анализе состава должностного злоупотребления. Хотя конструкция превышения должностных полномочий, повлекшего тяжкие последствия, не исключает неосторожного отношения к тяжким последствиям и соответственно возможности совершения преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, с двумя формами вины, тем не менее большинство авторов настаивают на том, что данное преступление можно совершить только с умышленной виной.

Верховным Судом РФ исключено указание об осуждении за умышленное причинение вреда здоровью, поскольку причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего вследствие превышения должностных полномочий охватывается составом ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 111 УК РФ не требует [3] .

Умышленное причинение смерти при превышении должностных полномочий требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 105 и 286 УК РФ.

Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 286 [3] УК РФ)

В данной статье предусмотрена ответственность за умышленное неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, причинившее существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Приказ начальника в органах внутренних дел РФ — служебное требование начальника, обращенное к подчиненным сотрудникам органов внутренних дел, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих начальников и является обязательным для исполнения подчиненными. Он может быть отдан в письменной форме, устно или посредством использования технических средств связи одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым начальником на правах единоначалия.

Отдавая приказ, начальник не должен допускать злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. Начальнику запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к исполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства РФ. Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. Приказ начальника должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Отменить приказ имеет право только начальник, его отдавший, или вышестоящий прямой начальник.

Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого начальника новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его.

При оценке бездействия как неисполнения сотрудником органа внутренних дел приказа начальника следует устанавливать наличие возможности исполнения этого приказа. В силу перегрузки работников органов внутренних дел, когда сотрудник выполняет обязанности, что называется «за себя и за того парня», зачастую возникает ситуация, при которой нет возможности исполнить конкретный приказ, не отказываясь при этом от исполнения иных приказов. В подобных случаях следует учитывать приоритетность исполнения соответствующих приказов.

Состав преступления по конструкции материальный. Преступление признается оконченным при наступлении указанных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Умысел может быть прямым и косвенным. По признакам вины данное преступление следует отличать от халатности, которое является неосторожным преступлением и также может являть собой неисполнение приказа.

Субъект преступления специальный — сотрудник органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору предполагает совместное неисполнение приказа начальника двумя и более сотрудниками органов внутренних дел, совершенное по предварительному соглашению. Совершение преступления организованной группой — неисполнение приказа устойчивой группой лиц, заранее для этого объединившихся.

Тяжкие последствия — признак оценочный, его наличие устанавливается с учетом всех обстоятельств содеянного. В основном содержание этого признака было раскрыто при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями. Типичным тяжким последствием для данного преступления является совершение особо тяжкого преступления в результате того, что сотрудник органа внутренних дел не исполнил отданный в установленном порядке приказ и тем самым не предотвратил это преступление.

Исходя из буквального смысла закона можно заключить, что психическое отношение к тяжким последствиям может быть как умышленным, так и неосторожным, а преступление в целом соответственно умышленным или с двумя формами вины.

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Объектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления государственных органов и органов местного самоуправления.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Состав является материальным, преступление считается оконченным при наступлении предусмотренных ч. 1 ст. 285 последствий. Следовательно, объективная сторона требует установления:

  1. действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица;
  2. последствий — существенных нарушений прав и законных интересов;
  3. причинной связи между действиями и последствием.

Преступление характерно тем, что должностное лицо вышло за пределы предоставленных ему полномочий, которые были предоставлены ему законом или специальным нормативным актом. Для установления состава преступления требуется обратиться к нормативному акту, определяющему полномочия должностного лица, и определить их пределы. Превышение должностных полномочий может означать, например, совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего должностного лица либо требующих коллегиального решения.

Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены.

Существенные нарушения, как последствия превышения должностных полномочий, устанавливаются в зависимости от обстоятельств дела, характера и размера причиненного ущерба, количества потерпевших и др. В любых случаях существенными следует считать нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Существенные нарушения могут быть связаны с нарушением работы органов государственной власти и местного самоуправления.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (умысел прямой или косвенный). Лицо сознает, что выходит за пределы своих должностных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда охраняемым законом правам и интересам, желает этого или сознательно допускает либо относится к последствиям безразлично.

Как и в ст. 285 квалифицированным видом состава является совершение неправомерных действий лицом, занимающим государств венную должность РФ или государственную должность субъекта РФ а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом преступления является превышение должностных полномочий, если они совершены:

  • с применением насилия или угрозы его применения;
  • с применением оружия или спец. средств;
  • с причинением тяжких последствий.

Под насилием, квалифицируемым по ч. 3 ст. 286, понимаются нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, умышленное причинение здоровью вреда средней тяжести. В случае убийства или причинения тяжкого вреда здоровью действия виновного квалифицируются по совокупности ст. 286 и 105 или 111 УК.

Законом предусматривается возможность применения правоохранительными органами оружия и специальных средств (резиновых дубинок, слезоточивого газа, служебных собак и др.). Применение оружия и специальных средств при превышении должностных полномочий есть способ физического воздействия на потерпевшего либо угрозы применения насилия. Не исключено, что применение их может привести к причинению вреда здоровью потерпевшего.

Тяжкими последствиями, квалифицируемыми по ч. 3 ст. 286 может быть причинение по неосторожности смерти, самоубийство потерпевшего, психическое заболевание. Признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств дела.

Комментарии к статье о превышении служебных полномочий

Превышение должностными полномочиями представляет собой преступление уголовно-правового характера. Ст. 286 УК РФ с комментариями подробно отражает особенности данного посягательства, состав для возбуждения дела, а также санкционные меры воздействия. Для квалификации превышения должностных полномочий ст. 286 УК РФ определяет обязательные признаки, специальный субъект деяния и особый объект.

Должностные лица – кто они?

Такое понятие, как должность, будь то руководитель или работник конкретно установленной структуры, предполагает наличие у лица прав и обязанностей. Говоря о таких лицах, следует понимать, что компетенция таких субъектов предполагает возможности, приводящие к нарушениям закона, а именно правонарушениям.

Понимание того, кто признаётся должностными лицами, вытекает из функций и положения таких субъектов.

Прежде чем определяться с понятием, следует обозначить функции, возлагаемые на таких субъектов.

Относят сюда следующее:

  • представители власти;
  • деятельность по администрированию и хозяйственному ведению
  • работа организационного и распорядительного характера.

Указанные направления предусматриваются в примечании к нормам уголовного и административного законов.

Само понятие должностного лица также установлено в примечании УК РФ. Таковым признаётся субъект, который на постоянной или временно основе (также по специальному поручению) реализует функции представителя власти, административно-хозяйственную или организационно-распорядительную деятельность. Соответственно, это могут быть сотрудники правоохранительных и иных государственных органов (служащий ГУВД, полицейский МВД, прокурор, пристав). Сюда не будут относиться работники частных компаний (начальник, бухгалтер, охранник, управляющий и так далее).

Границы компетенции

Говоря о компетенции должностных лиц, установить точный перечень возможностей нельзя, поскольку всё будет определяться конкретно занимаемым постом. Однако законодатель предусматривает разделение возможностей лиц по группам, которые подлежат градации согласно основным функциям госслужащих.

Замещение должностей может происходить не только по специальному назначению и на постоянной основе, но и в качестве временной замены ранее трудившегося субъекта. Объём компетенции при этом не изменится.

Итак, говоря о конкретных возможностях и границах применения таковых, следует рассмотреть три основные группы:

  • Представительство. Здесь речь идёт о представление трёх ветвей власти, интересов таковой. Действия в такой ситуации носят распорядительный характер и распространяются на лиц, стоящих ниже по службе. При этом важно отсутствие факта служебной зависимости таких субъектов. Примером реализации данного варианта выступает работа в правоохранительных органах, будь то следствие или суд.
  • Административные и хозяйственные мероприятия. Здесь рассматривается вариант работы, связанной с управлением имуществом государства. Осуществляться такая деятельность может в самих органах власти, учреждениях, принадлежащих таковым, магазинах, складах и так далее.
  • Организация и распоряжение. Данный вариант предполагает организацию и обеспечение деятельности иных сотрудников органов власти. То есть сюда входит работа с кадрами, проверка исполнительной составляющей деятельности, организация труда, определение условий заработной платы, осуществление увольнения и так далее.

Одновременно органы власти предполагают функционирование всех трёх групп, что требуется распределения прав и обязанностей между несколькими субъектами. Должность и определяет границы возможностей, точно прописанных в законах и инструкциях.

Когда полномочия превышены

Процесс превышения статья уголовного закона определяет, как преступные действия или бездействия, направленные на выход за рамки, установленные для того или иного сотрудника. При этом носит такое деяние материальный характер, предусматривая по ст. 286 ч. 1 УК РФ необходимость наступления негативных последствий.

Объект преступления, это обязательно деятельность аппарата государственного управления и местных органов власти.

Говоря о том, как проявляется рассматриваемое деяние, следует обозначить ряд признаков, которые демонстрируют именно превышение полномочий, а не иные нарушения, связанные с должностной деятельностью:

  • превышать пределы компетенции, значит, выходить за рамки, то есть осуществлять действия, нарушающие интересы лиц, не предусмотренные по должностной инструкции;
  • потерпевшим может быть только лицо, в отношении которого субъект был вправе применять свои полномочия;
  • нарушение должны быть существенными.

Степень и характер самого деяния, последствия такового будут определяться обстоятельствами дела, количеством пострадавших и действиями, совершаемыми в целях реализации преступного умысла.

Важным фактором выступает то, что осуществляется такое преступление с субъективной стороны только умышленно, что предполагают и последние разъяснения закона. Уполномоченное лицо хочет договариваться о чем-то в пользу заинтересованного человека, нарушая при этом права другого субъекта, и так далее.

Кроме того новая редакция кодекса будет предусматривать дополнительные квалифицирующие признаки, а именно применения насилия или опасных предметов, наступление тяжких последствий (смерть, вред здоровью, материальный убыток и так далее). Убийство при использовании положения по службе будет при этом иметь другую квалификацию.

Наказание за превышение

По статье 286 УК РФ превышение должностных полномочий предусматривает меры наказаний, которые будут определяться с учётом тяжести совершаемого поступка. Для квалификации потребуется обратить внимание на способы совершения деяния.

Рассматриваемая статья предполагает сразу два по тяжести состава. По части первой и второй это деяние средней тяжести, по третьей части тяжкое посягательство.

Виды санкций, которые допускаются к применению за подобное посягательство, предполагают широкий перечень:

  • Штраф. Взыскиваемые деньги не могут выходить за пределы трёхсот тысяч рублей. По части третьей штраф не предусмотрен.
  • Лишение лица должности. Этот вид наказания может быть, как основным, так и дополнительным, применяемым вместе с тюремным заключением. Максимальный срок определяется в четыре года.
  • Арест. Предполагается только по простому составу, то есть части первой статьи. Максимальный период ареста полгода.
  • Принудительные работы. На практике не применяется, но допускает подмену лишения свободы. Срок устанавливается до пяти лет.
  • Тюремное заключение. Лишение свободы устанавливает по каждой части статьи. По первой срок до четырёх лет, по второй до семи, а по третьей до десяти лет тюрьмы.

С должностного лица могут потребовать прекращения деятельности, отправить человека в бессрочный отпуск с сохранением должности или применить дополнительные меры, несвязанные с санкцией по уголовному закону. Субъекта могут вернуть на работу, если произойдёт изменение обстоятельств или будет отбыт срок наказания.

Заявление в прокуратуру

Подследственность в вопросах нарушения должными лицами пределов собственных возможностей играет особую роль. Действенным способом, позволяющим добиться разбирательства, выступает обращение в прокуратуру с заявлением, которая в последствие передаст дело следователю и будет координировать ход разбирательства.

Уголовное судопроизводство осуществляется только по факту возбуждения дела. Однако пострадавшие также могут подать иск, если необходимо возмещение ущерба.

Когда оформляется жалоба на государственного служащего, то следует соблюсти порядок подачи заявление, в частности составления документа.

События могут излагаться в свободной форме, но некоторые сведения обязательно должны присутствовать в заявлении:

  • шапка документа должна включать в себя наименование органа, в который направляется заявление, имя главного прокурора, а также информация о самом заявителя вплоть до контактной информации;
  • обязательно должно быть наименование документ, а именно заявление (или жалоба) на действия должностного лица;
  • обстоятельства должны быть изложены подробно, с отсылкой на доказательства, если таковые имеются, обязательно включаются сведения о нарушителе, место работы, должность, полное имя, делается отсылка на нормы закона, которые позволяют осуществлять подобное обращение;
  • завершается заявление датой и подписью заявителя, либо представителя такового.

Также жалоба должна содержать приложение, в котором перечисляются прилагаемые документы. Направлять заявление может не только физическое лицо, но организация.

Различие злоупотребления и превышения

Преступными посягательствами, связанными с осуществлением полномочий, признаются не только ситуации при превышении пределов компетенции, но и случаи злоупотребления возможностями без выхода за рамки дозволенного. Такой вариант поведения также определяет отдельный состав преступления.

Статистки показывает, что рассматриваемые составы на практике часто путают, затрудняясь в квалификации действий и определении объёма полномочий.

Итак, говоря о различиях, позволяющие отграничить указанные преступления, то выделяется три основных положения:

  • Мотив. При злоупотреблении данный фактор обязателен для установления, то есть госслужащий должен обладать корыстным мотивом. При превышении полномочий подобное не требуется, почему преступник делает то, что запрещено, роли играть не будет.
  • Наличие полномочий. Злоупотребление предполагает действие служащего в пределах компетенции, но с нарушением интересов граждан, то есть потерпевших. Превышение предполагает выход за рамки, реализацию возможностей, который согласно правилам не относятся к конкретному субъекту.
  • Характер ущерба. Практика показывает, что при злоупотреблении затрагиваются материальные интересы, а при превышении нематериальные. Однако данное отличие не стопроцентное и формируется только за счет показателей статистики.

Исходя из указанных признаков, правоохранители будут ориентироваться при определении характера преступления, что важно, поскольку санкции различаются по размерам и тяжести.

Судебная практика

Превышение должностных полномочий ст. 286 в УК РФ предполагает избыток примеров судебной практики, а также большое количество апелляционных постановлений, поскольку должные лица чаще всего пытаются изменить ситуацию, боясь потерять положение и статус.

При вынесении приговоров суд не учитывает тот факт, что лицо выступает служащим субъектом. Назначение наказания осуществляется по общим правилам.

Ярким примером вынесения обвинительного вердикта выступает приговор Нижегородского областного суда от 25 мая 2019 года. Сотрудник местной администрации, не имея достаточных полномочий на это, подделал ряд постановлений, позволяющих гражданке Б. получить в собственность земельный участок, который до этого находился во владение муниципалитета. В итоге город претерпел материальный ущерб, лишившись части земли.

Суд вынес обвинительный вердикт, то есть признал человека виновным в превышение должностных полномочий статьёй 286 и назначил санкцию в виде тюремного заключения сроком на три года и шесть месяцев.

Однако исправительный порядок был определён, как условное отбывание, предполагающее:

  • постановку на учёт в контролирующем органе;
  • проживание по прежнему адресу без смены места нахождения;
  • посещение специализированного органа, осуществляющего контроль над условно осуждёнными.

Также лицо было лишено права заниматься конкретным видом деятельности (представительство власти) на два года. При этом следует помнить, что не всегда приговор обвинительный. Встречаются ситуации, способные повлечь оправдание, амнистию, также могут осуждать, но после выпустить по УДО, чему способствует адвокатская помощь.

Методика расследования

Для следствия при расследовании в первую очередь необходимо сформировать состав преступления. Это первая стадия, которая приводит к возбуждению дела. Однако дальнейшие действия также будут иметь значение, чтобы производство сохранило силу и не развалилось.

Следственные действия будут определяться не только общими принципами осуществления расследования, но и способами совершения преступного посягательства.

Говоря о методике расследования, следует обозначить ряд следственных мероприятий, который позволят получить необходимую для раскрытия преступления информацию:

  • Осмотр и описание места происшествия, а также исследование средств и предметов, связанных с преступлением.
  • Допросы. Такие действия следует проводить сразу со всеми, кто имеет отношение к произошедшему, если такие лица установлены (пострадавший, виновный, свидетели).
  • Обыск и выемка. Здесь допускается принудительное истребование документации и предметов.
  • Арест имущества, но только при необходимости проведения такового.

Завершаются первоначальные действия задержанием подозреваемого и допросом такового. Далее принимаются меры, предполагающие либо дополнительное расследование, либо передачу дело в суд с предъявлением обвинения.

Таким образом, рассматриваемое деяние предполагает широкий перечень способов реализации посягательства, специальный объект и субъект, а также несколько видов санкций, варьирующих со штрафа до тюремного срока.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, ugolovnyj-zakon.ru, ugolovnoe.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector