+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Добровольная ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица является формой прекращения юридических лиц. Проблема ликвидации стала наиболее актуальна именно в последнее время. Особенно это связано с таким видом ликвидации как банкротство. Ежедневно в прессе можно много слышать об этой злободневной проблеме, но она в основном обсуждается с критической точки зрения.

Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновение новых юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам 4 . В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности его участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить имущественные отношения с его участием.

Основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

К добровольной ликвидации мы относим:

а) решение участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в случаях, предусмотренных в учредительных документах или законе, в частности в связи с истечением срока, на который создана организация;

б) по достижении цели, ради которой организация создана;

в) при признании судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства, если эти нарушения нельзя устранить.

К принудительной ликвидации относятся:

а) решение суда в случаях осуществления юридическим лицом деятельности без получения лицензии (когда это необходимо) или вообще запрещенной законом;

б) другое грубое нарушение действующего законодательства;

в) при систематическом занятии некоммерческим юридическим лицом деятельностью, противоречащей его уставным целям (п.2 ст.61 ГК);

г) решение арбитражного суда о признании юридического лица (кроме казенных предприятий) несостоятельным (банкротом), принятое по заявлению самого юридического лица, либо его кредиторов, либо прокурора. 5

Глава 2. Виды и порядок ликвидации юридического лица

2.1. Добровольная ликвидация юридических лиц

Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.

Ликвидация осуществляется в несколько этапов.

— принятие решения о ликвидации юридического лица, порядке его ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

— извещение третьих лиц о начале ликвидации путем публикации в прессе и иными способами.

— выявление кредиторской и дебиторской задолженности и составление промежуточного ликвидационного баланса.

— расчеты с кредиторами, составление окончательного ликвидационного баланса и ликвидация юридического лица.

О принятии решений о ликвидации юридического лица, сроке ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, а также о завершении последующих этапов уведомляется регистрирующий орган – налоговая инспекция.

Рассмотрим подробно каждый из этапов ликвидации и его документальное оформление.

Первым шагом является принятие решения о ликвидации юридического лица. Такое решение может быть принято по любым основаниям – в связи с тем, что юридическое лицо достигло цели, ради которой было создано, либо истек срок действия юридического лица, указный в учредительных документах, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров).

В обществах с ограниченной ответственностью такое решение принимается всеми учредителями единогласно, при этом нельзя предусмотреть в уставе, что для принятия решения о ликвидации учитывается меньшее количество голосов – например, 85% от количества участников.

В акционерных обществах по общему правилу достаточно принятия такого решения квалифицированным большинством акционеров, то есть проголосовать за ликвидацию должно 3/4 от общего числа акционеров, принявших участие в общем собрании. Уставом или иными внутренними документами акционерного общества может быть установлено большее количество голосов, необходимое для принятия такого решения.

Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов. Унитарные предприятия ликвидируются по решению собственника их имущества.

Единственное исключение составляют фонды – решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц; добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

Какой-либо унифицированной формы решения о ликвидации законодательством не установлено, поэтому решение изготавливается в свободной форме. В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации, об этом должна быть уведомлена налоговая инспекция.

Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию по истечении трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 МРОТ.

Ни уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, ни другие уведомления, которые будет необходимо в дальнейшем предоставлять в налоговую инспекцию, не предполагают оформления расписки в их получении – поэтому лучше всего направлять их по почте либо предоставлять в налоговую инспекцию с копией, на которую можно будет поставить штамп о принятии.

На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, при заключении сделок необходимо запрашивать как можно более новую выписку, чтобы в том числе иметь информацию – не находится ли Ваш контрагент в процессе ликвидации.

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Так же ликвидируемое юридическое лицо не может выступать учредителем других юридических лиц.

Следующим важным решением в процессе ликвидации является создание ликвидатора или ликвидационной комиссии. Согласно статье 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. 6

Кандидатура лица, которое впоследствии будет осуществлять ликвидацию юридического лица, очень важна, поскольку именно он будет являться представителем юридического лица с этого момента, к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Закон не запрещает назначать на должность ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии любого дееспособного гражданина, в том числе являющегося генеральным директором ликвидируемого юридического лица.

Решение о назначении ликвидатора либо комиссии и установление иных процедурных вопросов ликвидации юридического лица могут быть отражены в первоначальном решении о ликвидации.

О формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора учредители (участники) юридического лица направляют в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии» и их фамилия, имя, отчество.

После того как назначен ликвидатор либо ликвидационная комиссия, необходимо уведомить всех контрагентов юридического лица о начале процедуры ликвидации, чтобы выявить размер кредиторской задолженности. Поскольку контрагентов может быть очень много и их достаточно сложно уведомить каждого в отдельности, а также во избежание злоупотреблений со стороны ликвидируемого юридического лица, закон предусматривает публикацию информации в средствах массовой информации. При этом можно дополнительно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и любыми иными способами.

Сообщение о ликвидации юридического лица размещается в еженедельном журнале «Вестник государственной регистрации», третья часть которого с февраля 2007 года полностью посвящена публикациям юридических лиц. В публикации указываются:

— полное наименование юридического лица;

— адрес (место нахождения) юридического лица;

— сведения о приятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;

— порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Начиная с даты публикации сведений о ликвидации юридического лица, в течение 2-х месяцев кредиторы вправе предъявить свои требования. Требования кредиторов, заявивших свои требования после истечения установленного срока, удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок.

Два месяца со дня опубликования – это минимальный срок предъявления требований, установленный законом. В решении о ликвидации можно предусмотреть другой срок – сколь угодно длительный, главное чтобы он составлял не менее двух месяцев.

Одновременно с выявлением кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия предпринимает усилия для определения состава имущества, находящегося в собственности юридического лица (проводит инвентаризацию активов), выявляет дебиторскую задолженность. Необходимо понимать, что закон не обязывает предпринимать какие-либо обязательные меры по получению дебиторской задолженности (например, нет требования об обязательном истребовании ее через суд) и в данном вопросе ликвидатор или ликвидационная комиссия руководствуются исключительно собственной добросовестностью.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Согласно пункту 2 статьи 63 ГК РФ, промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

— сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

— перечень предъявленных кредиторами требований;

— результаты их рассмотрения.

Нормативные акты не содержат требований по оформлению промежуточного ликвидационного баланса, поэтому он составляется в свободной простой письменной форме и утверждается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками), после чего ликвидатор направляет копию промежуточного баланса в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс для проведения контрольных мероприятий в следующие отделы:

Так же на этом этапе может быть назначена камеральная или выездная налоговая проверка за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги.

Утвердив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия приступает к расчетам с кредиторами в очередности, установленной законом. В настоящее время гражданское законодательство предусматривает 4 очереди кредиторов (необходимо отметить, что до 2006 года очередей кредиторов было 5, и после изменений в ГК РФ не во все подзаконные акты, в том числе многочисленные разъяснения налоговых органов, были внесены изменения – таким образом, в актах до 2006 года читая «кредиторы пятой очереди» надо заменять на «кредиторы четвертой очереди»).

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения требований

I очередь: удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.

II очередь: удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

III очередь: удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

IV очередь: требования прочих кредиторов.

Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Расчеты с кредиторами четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В случае, если при осуществлении расчетов с кредиторами имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы после этого не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

После окончания расчетов со всеми кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками, собственниками) юридического лица. Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

Окончательный ликвидационный баланс, платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица (в настоящее время ее размер составляет 400 рублей), а также заявление предоставляются в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке.

Необходимо отметить, что в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица, никаких дополнительных документов регистрирующий орган требовать не вправе, в том числе и каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами.

На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

— представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

— документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

— в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

— при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Одним из наиболее важных вопросов при добровольной ликвидации юридического лица является срок, в течение которого ликвидация может быть осуществлена таким образом, чтобы не нарушать действующее законодательство.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что «ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати … публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22) и в случае, если документы о завершении процедуры ликвидации (окончательный ликвидационный баланс) будут представлены ранее этого срока, то в регистрации будет отказано. 7

Однако при этом надо учитывать, что Гражданский кодекс говорит о том, что расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди должны быть начаты только по истечении 1 месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса и окончания расчетов с кредиторами первой и второй очереди – таким образом, минимальный определенный законодательством срок составляет 3 месяца, при этом надо учитывать, что физически необходимо время на то, чтобы подать заявление о начале процедуры ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, подать заявку на публикацию в «Вестник государственной регистрации», получить свидетельство о ликвидации юридического лица.

Таким образом, максимально короткий срок ликвидации юридического лица при соблюдении требований законодательства не может составить менее трех с половиной месяцев. Рекламные объявления компаний, предлагающих помощь в ликвидации, о том, что ликвидация будет проведена за два месяца, предполагают, что такая ликвидация будет проводится с нарушением законодательства.

Документы представляются в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока.

Необходимо так же рассмотреть такой вопрос – что делать в случае, если решение о ликвидации уже принято, налоговый орган извещен, но собственники (учредители, акционеры) по каким-либо причинам изменили свое решение и больше не имеют намерения ликвидировать юридическое лицо. Действующее законодательство не предусматривает подобную ситуацию, но и не запрещает ее.

Если было принято только решение, но о нем еще не уведомлены ни регистрирующий орган, ни контрагенты юридического лица, то ответ очевиден – просто не уведомлять об этом заинтересованных лиц и принять решение, отменяющее решение о ликвидации.

Но что делать, если уже уведомлена налоговая инспекция и контрагенты, назначена ликвидационная комиссия и составлен промежуточный ликвидационный баланс? Согласно разъяснениям налоговых органов в такой ситуации в регистрирующий орган предоставляется заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица и заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

После предоставления этих документов в ЕГРЮЛ будет внесена запись об отмене записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а заявителю будет выдано на руки или направлено на почту Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ. С этого момента юридическое лицо может вести свою деятельность в обычном режиме, без каких-либо ограничений.

Если же в ЕГРЮЛ уже внесена запись о том, что юридическое лицо ликвидировано, то отмена решения о его ликвидации возможна только судом.

После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между учредителями юридического лица пропорционально их вкладам.

Особенности добровольной ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица подразумевает прекращение его деятельности, при которой не предусматривается переход прав и обязанностей к иным лицам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Ликвидация проводится в соответствии с действующими законодательством РФ.

Порядок процедуры

Порядок добровольной ликвидации юридического лица сам по себе является единым, и состоит из следующих этапов:

  1. Принятие единого решения со стороны участников общества. Оформляется решение документально. Вместе с принятием решения назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор. После назначения ликвидатора или комиссии, все права по управлению обществом переходят к ним.
  2. Уведомление регистрирующего органа. Подается в течение трех дней, с момента принятия решения.
  3. Публикация сведений о начале ликвидационной процедуры в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Проведение описи имущества и имеющихся обязательств общества, уведомление кредиторов о начале закрытия общества.
  5. Составление промежуточного баланса.
  6. Начисление выплат по долгам перед кредиторами.
  7. Составление ликвидационного баланса, утверждаемого участниками общества.
  8. Подача документов в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Законодательная база

Нормативная база, регулирующая порядок добровольного закрытия общества:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129.
  3. Законы, регулирующие детальность различных видов обществ (ФЗ № 14).

Добровольная ликвидация юридического лица

Приняв решение о закрытии, юридическое лицо обязано осуществить ряд действий, предусмотренных законом.

С момента начала процедуры и до ее полного окончания, потребуется пройти длительный путь, включающий множество этапов.

Основания

В законодательстве нет четкого перечня оснований, относящихся к добровольной ликвидации юридических лиц.

Совсем немного об основаниях говорится в статье 61 ГК РФ, а именно, юридическое лицо может принять решение о ликвидации в следующих случаях:

  • истекло время, на которое изначально создавалось общество;
  • необходимость в дальнейшей детальности общества отсутствует.

Добровольную ликвидацию можно определить, как процесс, решение, о проведении которого принимается со стороны уполномоченного органа.

Причины

К основным причинам, по которым происходит добровольное закрытие фирмы, относятся следующие:

  • достигнута изначально поставленная цель и дальнейшее существование организации не имеет смысла;
  • срок, на который создалась организация, истек;
  • наступление нерентабельности юридического лица и в дальнейшем это может привести к убыточной деятельности;
  • отсутствие идей для развития бизнеса;
  • возникновение разногласий между участниками;
  • фактическая деятельность не ведется.

Пошаговая инструкция

Процедура добровольного закрытия организации длится несколько месяцев, в течение которых потребуется пройти определенные этапы.

Этапы

Закрытие юридического лица требует соблюдения всех основных правил.

Иначе регистрирующие органы могут отказать в ликвидации или дать время на исправление допущенных ошибок.

Все это приведет к существенному увеличению срока закрытия.

Принятие решения

Решение принимается на общем собрании.

При его проведении решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора.

Им будет передано право:

  • руководства обществом;
  • представления его интересов без доверенности.

О принятых решениях, в течение трех дней подается уведомление в регистрирующий орган.

Образец решения о ликвидации юридического лица здесь.

Уведомление

На общество накладывается обязанность уведомить о начале ликвидационного процесса всех кредиторов, перед которыми имеются долговые обязательства (статья 20 ФЗ № 129).

Уведомление обязательно подается в письменном виде.

Образец уведомления о ликвидации юридического лица здесь.

Деятельность комиссии

Ликвидационная комиссия в период проведения закрытия общества, должна вести над ним управление.

То есть в ее обязанности входит:

  • подача уведомления в регистрирующий орган;
  • подготовка необходимой документации;
  • публикация сведений в вестнике.

Иными словами, на нее ложатся ответственность и обязанность по соблюдению установленных законом требований по проведению процедуры.

Интересует пошаговая инструкция ликвидации юридического лица в 2019 году? Смотрите тут.

Налоговая проверка

Проверка со стороны налоговых органов обычно проводится до составления промежуточного баланса. Такие проверки проводятся не всегда.

Например, «нулевые» фирмы практические не подвергаются контролю.

В любом случае, обществу следует подготовить заранее бумаги, которые могут потребоваться для проверки.

Если дата проверки уже назначена, проводить дальнейшую процедуру нельзя до тех пор, пока она не закончится.

Составление отчетности

В ходе проведения ликвидационного процесса, юридическое лицо обязано подготовить и сдать промежуточный и итоговый баланс.

Промежуточная документация должна содержать следующие сведения:

  • об имуществе закрываемой организации;
  • перечень требований со стороны кредиторов и итоги их рассмотрения.

После подготовки баланса, в налоговую инспекцию подается форма Р15001. Итоговый баланс готовится после полного расчета со всеми кредиторами.

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

Увольнение работников

Работники закрываемого общества, должны быть уволены нормам ТК РФ, с учетом всех положенных гарантий и компенсаций.

На руководителя организации ложится обязанность уведомить центр службы занятости населения о предстоящих увольнениях.

Сделать это следует за 2 месяца, если предстоят выборочные увольнения, и за 3 месяца, если будут проводиться массовые увольнения до начала ликвидации.

Расчеты

Главной обязанностью назначенной ликвидационной комиссии является принятие всех доступных мер для выявления кредиторов и дальнейшего удовлетворения их требований, в части выполнения долговых обязательств.

Если закрываемое юридическое лицо не имеет необходимых средств для погашения всех долгов, комиссия имеет право выставить принадлежащее ему имущество с торгов.

Проведение продажи аналогично порядку, предусмотренному для исполнения решений суда.

Если после продажи имущества закрытие долгов невозможно, ликвидационная комиссия должна поставить вопрос о:

Образец заявления о банкротстве юридического лица здесь.

Закрытие счетов

Расчетный счет подлежит закрытию после полного погашения долгов перед всеми участниками и кредиторами общества.

Конкретных сроков для проведения процедуры не предусмотрено, поэтому комиссия может проводить ее в удобный для нее момент.

При этом счет должен действовать на протяжении всего времени проведения процедуры.

Закрытие счетов происходит к моменту, когда:

  • будут выданы документы о ликвидации;
  • произойдет полный расчет по всем долгам.

Закрытие счетов производится после подачи заявления и предъявления выписки из ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация

Государственная регистрация закрытия общества происходит по месту его нахождения в срок (статья 22 ФЗ № 129).

Срок регистрации сведений не превышает пяти рабочих дней.

Ликвидация будет считаться завершенной после внесения записи в ЕГРЮЛ.

Необходимые документы

Для закрытия общества потребуются следующие документы:

  1. Заявление по форме Р15001. Требует нотариальной заверки подписей.
  2. Уведомление по форме Р15002, касающееся формирования ликвидационной комиссии. Также требуется удостоверить подписи нотариально.
  3. Решение – 2 экземпляра.
  4. Нотариально заверенная форма Р16001.
  5. Подготовленные сведения о балансе.
  6. Квитанция об оплате пошлины.

Образец заявления о ликвидации юридического лица тут.

Для удостоверения подписей на налоговых уведомлениях, нотариусу предъявляются все учредительные документы.

Где публикуются сведения о ликвидации юр. лица? Читайте здесь.

Как производится автоматическая ликвидация ООО с нулевым балансом? Подробности в этой статье.

Сроки

Срок закрытия общества зависит от его финансового положения и состояния бухгалтерской документации.

Общий промежуток времени для закрытия предприятия, как правило, не превышает 6 месяцев.

Если налоговой службой будут выявлены нарушения или недочеты, срок может продлиться до одного года.

Юридические лица, чей хозяйственный оборот не слишком велик и при отсутствии долгов, могут ликвидировать деятельность в течение двух месяцев.

При наличии задолженностей, срок существенно увеличивается, так как требуется уведомить кредиторов. Срок претензий кредиторов не может превышать двух месяцев.

Таким образом, общий срок добровольной ликвидации составляет как минимум около 4 месяцев.

На видео о добровольном закрытии юр. лица

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Добровольная ликвидация юридического лица (ООО, АО)

Прекращение деятельности (добровольная ликвидация) компании — это юридически сложный процесс, который по времени занимает несколько месяцев и проходит в строгом соответствии с нормами законодательства.

Процедура добровольной, или, как ее нередко называют на практике, «официальной» ; ликвидации предполагает исключение компании из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), что означает прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, то есть без перехода его прав и обязанностей к иным лицам. Это гарантированный способ для всех участников, учредителей и руководителей организации избежать в будущем претензий со стороны государственных органов, внебюджетных фондов или контрагентов за период осуществления ими деятельности в рамках ликвидируемой организации.

Во время проведения процедуры добровольной ликвидации налоговый орган имеет право провести внеочередную выездную налоговую проверку деятельности юридического лица. Однако на практике это происходит не часто.

Тем не менее, вступая в процедуру добровольной ликвидации, Вы должны быть готовы погасить возможные требования кредиторов, должны быть уверены в полной «чистоте» бухгалтерской и налоговой отчетности Вашей компании, и быть готовы к возможной налоговой проверке.

Наши специалисты предложат Вам наиболее быстрый и законный вариант ликвидации Вашего предприятия и помогут решить все сопутствующие задачи.

Порядок официальной ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как видим, процедура добровольной (официальной) ликвидации — это сложный и комплексный процесс, который проходит постадийно, в определенные сроки и требует от руководства юридической и бухгалтерской подготовки, опыта работы с государственными органами. Отсутствие опыта проведения ликвидации грозит собственникам неприятными последствиями, такими как затягивание процесса ликвидации, отказ в регистрации ликвидации на последнем этапе из-за совершенных на определенных стадиях ошибок, и как следствие — возможными налоговыми потерями. Мы рекомендуем собственникам ликвидируемого бизнеса обращаться к профессионалам, имеющим опыт решения подобных комплексных задач.

Добровольная ликвидация фирмы: ответы на вопросы

  • В чем основное преимущество добровольной ликвидации?
  • В чем состоят минусы добровольной ликвидации?
  • Возможна ли добровольная ликвидация фирмы в том случае, если у нее есть задолженность перед поставщиками, при этом задолженностей по уплате налогов и других платежей нет?
  • Как происходит взыскание дебиторской задолженности ликвидируемой организации?
  • Кто может быть включен в состав ликвидационной комиссии?
  • Как происходит разделение имущества при добровольной ликвидации ООО?
  • Существуют ли другие способы прекращения деятельности юр. лица?
  • В каких случаях рекомендуется применять процедуру добровольной ликвидации?
    В чем основное преимущество добровольной ликвидации?

    Это гарантированный способ для всех участников и руководителей организации избежать в будущем претензий со стороны государства за период осуществления ими деятельности в рамках компании.

    В чем состоят минусы добровольной ликвидации?

    При проведении ликвидации есть вероятность проведения серьезной налоговой проверки, по результатам которой будет вынесено решение о доплате налогов, а также доначислении пени и штрафов.

    Возможна ли добровольная ликвидация фирмы в том случае, если у нее есть задолженность перед поставщиками, при этом задолженностей по уплате налогов и других платежей нет?

    Возможна только в том случае, если Вы готовы погасить требования кредиторов. Вы можете также инициировать процедуру признания вас банкротом. После начала процесса и введения процедуры наблюдения все взыскания в отношении компании-банкрота приостанавливаются и будут предъявлены в рамках банкротного дела.

    Как происходит взыскание дебиторской задолженности ликвидируемой организации?

    Меры по взысканию дебиторской задолженности принимает ликвидационная комиссия. Если должники отказываются платить задолженность, организация должна обратиться с иском в суд. Интересы организации в суде представляют участники ликвидационной комиссии.

    Кто может быть включен в состав ликвидационной комиссии?

    В состав ликвидационной комиссии могут быть включены руководители организации, учредители или их представители,а также работники юридического лица (например, главный бухгалтер или финансист).

    Как происходит разделение имущества при добровольной ликвидации ООО?

    Имущество делится пропорционально долям в уставном капитале. Если имущество выражается не в денежном отношении, производится его оценка, далее определяется единственный собственник из числа учредителей, который выплачивает часть стоимости имущества пропорционально доле других учредителей.

    Существуют ли другие способы прекращения деятельности юр. лица?

    В случае, если цель учредителя-прекратить свои отношения с организацией, он может выйти из общества, продать компанию или передать свою долю другому учредителю. Организацией может быть инициирована процедура банкротства, но только в том случае, если задолженность компании превышает стоимость ее активов.

    Особенности добровольной ликвидации юридического лица

    Статья просмотрена: 387 раз

    Библиографическое описание:

    Статья посвящена рассмотрению особенностей, оснований, а также самой процедуры добровольной ликвидации юридического лица.

    Ключевые слова: юридическое лицо, добровольная ликвидация, процедура ликвидации, ликвидация, основания, учредители.

    Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет право от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1, ст. 48].

    Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к иным субъектам [5, с. 26].

    Любое юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по единогласному решению ее участников [1, п. 1, ст. 92].

    Причины закрытия юридического лица могут быть разными, но в любом случае процедура ликвидации будет не простой и всегда вызывает много вопросов. Чаще всего для ее осуществления нанимают специальную юридическую фирму. Тем не менее бухгалтер ликвидируемого общества принимает напрямую главное участие в ликвидации юридического лица. В связи с этим ему необходимо быть в курсе основных этапов добровольной ликвидации организации [4].

    Ликвидация означает прекращение функционирования юридического лица или индивидуального предпринимателя без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что после ликвидации юридическое лицо полностью прекращает свое существование, свою деятельность и все права на нее, как и ее долговые обязательства, теряют силу. А так как государство в лице налоговой инспекции считается потенциальным кредитором (в смысле не начисленных налогов, платежей и штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке производится выездная налоговая проверка. Это событие больше всего смущает учредителей и директоров юридических лиц, которые собираются проводить ликвидацию [2].

    С экономической позиции причиной осуществления процедуры ликвидации руководством коммерческого юридического лица (добровольной ликвидации) возможна неэффективность юридического лица. Это ситуация, при которой совокупность факторов или определенные факторы неэффективности преобладают над благоприятными и будущее продолжение работы юридического лица представляется нецелесообразным или невозможным. При этом если нецелесообразность является итогом влияния внутренних факторов, то невозможность, наоборот, обусловлена присутствием внешних факторов.

    В качестве основных внутренних факторов выделяют:

    1) эффективность и организационные способности руководства предприятия;

    2) модернизацию производства и внедрение результатов научно-технического прогресса;

    3) благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

    4) особенности производства и отрасли;

    5) качество и конкурентоспособность продукции.

    Внешними факторами, которые влияют на эффективность коммерческого юридического лица, считаются: изменение конъюнктуры рынка; изменение политической обстановки внутри страны и вне ее; результаты деятельности органов государственной власти [7, с. 121–123].

    Основаниями для добровольной ликвидации юридического лица являются: решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создано [5, с. 26].

    Важно, что для добровольного применения процедуры ликвидации наличие специально предусмотренных оснований для ликвидации не обязательно, достаточно лишь выраженной в рамках действующего законодательства воли юридического лица.

    Что касается оснований, с наступлением которых законодателем установлена необходимость применения процедуры добровольной ликвидации, то неприменение добровольной ликвидации влечет применение принудительной ликвидации путем принятия судом соответствующего решения. То есть добровольное применение процедуры ликвидации предотвращает принудительное применение процедуры ликвидации в отношении общества [7, с. 124].

    Добровольная ликвидация юридического лица возможна только при следящих обстоятельствах:

    ‒ предпринимательская деятельность организации не противоречит российскому законодательству;

    ‒ упраздняемая организация не имеет долгов ни перед кредитором, ни в налоговом органе;

    ‒ все сделки закрываемой организации завершены, партнеры и учредители не имеют возражений против ликвидации юридического лица [6].

    Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процесс со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.

    Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить эти имущественные отношения и с его участием [2].

    Процедура добровольной ликвидации детально регламентирована действующим российским законодательством и включает в себя несколько этапов.

    Решение о добровольной ликвидации организации принимается на общем собрании учредителей (участников). Законодательно добровольная ликвидация производится: в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо; в связи с достижением цели, ради которой оно создано. В реальной практике причины добровольной ликвидации могут быть и иные. Общим собранием учредителей (участников) назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

    Обязанность учредителей (участников) юридического лица: уведомить письменно в трехдневный срок (с момента принятия решения о ликвидации) государственный регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ и налоговые органы по месту учета о решении организации о ликвидации; подать для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» комплект документов о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия согласно порядку ликвидации юридического лица должна:

    ‒ опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение: о ликвидации юридического лица; о порядке и сроке (не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации), в течение которого кредиторы могут предъявить к организации свои требования;

    ‒ организовать проведение обязательной полной инвентаризации имущества и обязательств с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности ликвидируемой организации;

    ‒ провести работу: по выявлению кредиторов, уведомлению в письменной форме каждого кредитора о ликвидации юридического лица, приему требований от кредиторов; по уточнению состояния дебиторской задолженности, принятию мер по ее взысканию;

    ‒ пройти внеочередную выездную налоговую проверку;

    ‒ составить промежуточный ликвидационный баланс (после окончания срока для предъявления требований кредиторами), который должен содержать следующие сведения: состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований; результаты рассмотрения требований; перечень требований, удовлетворенных решением суда; утвердить этот баланс на общем собрании учредителей (участников) юридического лица; уведомить о составлении данного баланса государственный регистрирующий орган;

    ‒ удовлетворить требования кредиторов ликвидируемого юридического лица (за счет имеющихся денежных средств, а при их отсутствии — за счет денежных средств, полученных от продажи имущества с публичных торгов) согласно срокам, очередности и порядку;

    ‒ отрегулировать состояние расчетов ликвидируемого юридического лица по начислению и уплате налогов, страховых взносов;

    ‒ составить окончательный ликвидационный баланс (после завершения расчетов с кредиторами), который должен отражать активы, оставшиеся у ликвидируемого юридического лица и подлежащие передаче учредителям (участникам) организации; утвердить баланс, как и промежуточный, на общем собрании учредителей (участников) юридического лица; уведомить о составлении данного баланса государственный регистрирующий орган;

    ‒ распределить и передать оставшееся у ликвидируемого юридического лица имущество учредителям (участникам);

    ‒ уведомить персонально и под расписку каждого работника ликвидируемой организации о предстоящем прекращении трудовых отношений (не менее чем за два месяца до увольнения);

    ‒ уведомить органы службы занятости о предстоящем увольнении работников;

    ‒ снять организацию с учета в налоговых органах, закрыть счета в банках;

    ‒ сдать в архив по месту расположения ликвидированной организации: все документы по учету труда и заработной платы и расчетам с персоналом; документы, касающиеся уставной деятельности;

    ‒ уничтожить документы, не подлежащие сдаче в архив, печати, штампы, фирменные бланки ликвидированной организации.

    Каждый этап представляет собой сложную процедуру, связанную со сроками и порядком выполнения, должным документальным сопровождением, и требует пристального юридического и бухгалтерского внимания [3, с. 271–273].

    Добровольный порядок принятия решения о применении процедуры ликвидации юридического лица укладывается в рамки правомерного поведения ликвидируемого лица. Нормы, регулирующие условия добровольного применения процедуры ликвидации, носят диспозитивный характер. Законодатель закрепляет за юридическим лицом возможность, а не обязанность добровольного применения института ликвидации. Применение процедуры ликвидации соответствует интересам юридического лица и является следствием волеизъявления ликвидируемого юридического лица [7, с. 121].

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) [1, ст. 63].

    Таким образом, добровольная ликвидация предполагает прекращение существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей к иным субъектам права. Особенностями добровольной ликвидации считаются именно добровольное решение собственников или органа юридического лица о прекращении своей деятельности, окончание срока деятельности данной организации или достижение основной цели, ради которой создавалось данное лицо. Процедура добровольной ликвидации является достаточно длительной, состоит из нескольких этапов — это принятие решение о прекращении деятельности, работа ликвидационной комиссии и внесение записи в реестр. Ключевым отличием добровольной ликвидации от принудительной считается то, что можно изменить руководящих лиц, наименование организации, отрасль ее деятельности и тогда юридическое лицо может продолжить свое функционирование.

    Статья написана по материалам сайтов: nam-pokursu.ru, www.gestion.ru, moluch.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector