+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Должности государственной гражданской службы подразделяются

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности гражданской службы подразделяются на следующие четыре категории.

1 Категория. Руководители — это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение).

Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

  • 2 Категория. Помощники (советники) — это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • 3 Категория. Специалисты — это должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4 Категория. Обеспечивающие специалисты — это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп:

  • · высшие должности гражданской службы;
  • · главные должности гражданской службы;
  • · ведущие должности гражданской службы;
  • · старшие должности гражданской службы;
  • · младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Таким образом, должность — это простейший элемент органа государственной власти, первичная и основная клеточка ее организационной структуры.

С организационной точки зрения должность — это определенная структурная единица, находящаяся в системе государственной службы. В этом смысле должность «отделена» от самого государственного служащего, т. е. от конкретного лица, ее занимающего.

Должность определяет круг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих, занимающих однотипные должности в государственных органах.

Государственный служащий не является «собственником должности», занимаемой им. При осуществлении должностных функций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные функции и задачи.

Внутренняя структура государственного органа — это система различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включенных в утвержденный штат должностей.

Государственная должность — это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержащаяся за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включаются заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).

Правовое положение государственного служащего определяется двумя понятиями:

  • · «должность в статусно-правовом смысле»;
  • · «должность в конкретно-функциональном смысле».

В первом случае должность является как бы предпосылкой оформления правового статуса государственного служащего. Например, служащий получает ряд прав: на получение заработной платы, на официальное звание, на определение круга его полномочий по занимаемой должности.

Во втором случае должность — конкретизирующее понятие — определяет задачи государственного служащего, т.е. специальные задачи, функции и. полномочия служащего на конкретной должности, переданные ему на основе административного акта, указания, поручения, распоряжения, представления или каким-то другим законным образом (способом).

К таким должностям можно отнести, которые занимают, например, советник Председателя Правительства РФ, руководитель конкретного государственного органа, секретарь конкретного отдела или управления и т. п.

Таким образом можно сказать что, используя категории должности, государство определяет место каждого служащего в системе государственной организации, т.е. взаимоотношения замещающего данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение в организационной структуре органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового статуса государственного служащего.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующиегруппы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Реестр должностей государственной гражданской службысубъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Классные чины гражданской службыприсваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается ПрезидентомРоссийской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается ПравительствомРоссийской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Другие Классные чины гражданской службыприсваиваются представителем нанимателя.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерациивысшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется указом Президента Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Классификация должностей государственной гражданской службы

Группа должностей Категории должностей Квалификационные требования
руководители помощники (советники) специалисты обеспечивающие спец. к уровню образования к опыту работы по специальности к стажу государственной (муницип.) службы
Высшая Высшее образование Не менее 7 лет Не менее 6 лет
Главная Высшее образование Не менее 5 лет Не менее 4 лет
Ведущая Высшее образование Не менее 4 лет Не менее 2 лет
Старшая Высшее («специалисты») и среднее профессиональное («обеспечивающие специалисты») Без предъявления требований Без предъявления требований
Младшая Среднее профессиональ­ное образование Без предъявления требований Без предъявления тре­бований

Примечание. Серый цвет — присутствие должностей; белый — должности отсутствуют.

Предложенные для классификации признаки не сопоставимы и не являются однопорядковыми. Для категории должностей «руководители» в качестве основного классификационного признака взят признак должностной иерархии в системе управления государственного органа. Для категории должностей «специалисты» взят признак качества деятельности, а для категории «обеспечивающие специалисты» — вид обеспечения деятельности государственного органа. Наименования категорий стали назывными.

К должностям категории «руководители» законом отнесены должности руководителей и заместителей руководителей:

— государственных органов и их структурных подразделений;

— территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

— представительств государственных органов и их структурных подразделений.

Руководители наделяются широкими административно-рас­порядительными полномочиями, правом совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия; издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять служащих (выполнять полномочия представителя нанимателя), применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия. Лица, замещающие должности категории «руководители», — должностные лица.

«Помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, а также должности категории «руководители» (собственно должности руководителей органов, подразделений, территориальных органов и представительств государственных органов) в реализации их полномочий.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функции в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего государственную должность или должность категории «руководители». В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

— разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;

— систематическое информирование и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитичес­ких материалов;

— участие в подготовке проектов решений, требующих профессиональных знаний;

— контроль исполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;

— внесение предложений о необходимости разработки нормативных правовых актов;

— участие в подготовке докладов, а также иных материалов;

— подготовка поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий в соответствии с установленным протоколом;

— выполнение иных поручений лица, которому оказывается содействие.

Должности категории «помощники (советники)» — это своего рода продолжение жизни категории должностей «Б» (установленной законом 1995 г.). Вместе с тем количество таких должностей выросло, поскольку должности категории «Б» учреждались только для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (ставшие в новом законодательстве, как уже говорилось ранее, государственными должностями).

«Специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций. Назначение этих должностей многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в компетенции конкретного государственного органа. Должности категории «специалисты» представляют собой основу кадрового состава государственных органов.

Последняя, четвертая категория должностей — «обеспечивающие специалисты» — по содержанию деятельности похожа на должности категории «помощники (советники)». «Обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

С точки зрения авторов «Рекомендации и разъяснения по отдельным вопросам государственной гражданской службы»[140] должности гражданской службы в структурных подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также обязанности по обеспечению деятельности приемной руководителя федерального государственного органа или руководителя структурного подразделения, должны преимущественно относиться к категории «обеспечивающие специалисты».

Учитывая, что отдельными структурными подразделениями государственного органа осуществляются как функции организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа, так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т. д.), в штатное расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории «специалисты», так и должности категории «обеспечивающие специалисты».

В любом структурном подразделении наряду с должностями категории «специалисты» могут быть предусмотрены одна или несколько должностей категории «обеспечивающие специалисты». Основанием для отнесения должности к указанной категории являются прежде всего должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной регламент.

С данными разъяснениями по вопросу должностей категории «обеспечивающие специалисты» сложно согласиться. Во-первых, настораживает тот факт, что перечень видов деятельности «по обеспечению деятельности государственных органов» не является закрытым, предполагает разнообразные толкования. На практике для того, чтобы скрыть недостаточность квалификации некоторых государственных служащих, при переходе к новой структуре должностей, следуя этой норме, активно переводили служащих с недостаточной квалификацией на должности «обеспечивающих специалистов», вменяя исполнение обязанностей по должности «специалисты».

Во-вторых, при формировании новой структуры должностей руководитель государственного органа может экономить на оплате труда, что явно отразиться на результативности (производительности) служащих.

Должность государственной гражданской службы как инстанция административного процесса. Последовательная инстанционность — один из основных признаков административного процесса в государственных органах (рис. 3.1). Инстанционность процесса выражается в том, что для каждого конкретного производства по делам определенного предмета установлен порядок совершения юридически-значимых действий государственными служащими различного рода должностей и специализаций. При совершении коллегиальных процедур рассмотрения дела, совершаемых как в рамках одного ведомства, так и при взаимодействии ряда государственных органов в межведомственном административном процессе, взаимодействие должностных лиц совершается в соответствии с административным статусом, рангом, категорией, инстанционной группой должности. Выделяются нисходящий и восходящий, а также координационный (горизонтальный) порядки проведения административного процесса. Типичным явлением в делах по подготовке проектов правовых, нормативных и индивидуальных актов государственных органов является последовательное сочетание всех трех порядков, из которых, на завершающем этапе, как правило, совершаются процедуры по восходящему порядку административного процесса.

Группа должностей Функция

Рис. 3.1. Государственные должности
как инстанции административного процесса

Инстанционная группа должностей государственной службы характеризует порядковое место и роль должности, особенности обязанностей по ней в восходящем, нисходящем и координационном порядках административного процесса.

Инстанционную группу высших должностей образуют должности с полномочиями надзорно-аппеляционных инстанций по административным производствам, по государственным делам данного государственного органа.

Группа главных должностей представлена должностями с полномочиями контрольных инстанций по административным производствам по государственным делам. Лицами, замещающими эти должности, исполняются обязанности по организации подготовки, реализации и контроля исполнения решений в рамках выполнения законов и административных актов вышестоящих инстанций.

Ведущие должности — группа должностей решающих инстанций административного производства по государственным делам. Определение этой инстанционной группы в качестве решающей инстанции выражает порядок, по которому проект решения по делу в завершенном виде подготавливается должностными лицами, исполняющими обязанности по должностям этой группы, что выражает собой факт развитого и достаточного профессионализма и высокой, исчерпывающей квалификации государственных служащих относительно административных дел, соответствующих полномочиям исполняемой должности.

Старшие должности — группа должностей консультативно-распорядительных инстанций административного производства по государственным делам. Распорядительные полномочия этой инстанционной группы касаются оперативных вопросов по ведению дел в подразделении. Консультирование предоставляется государственным служащим нижеинстанционной группы должностей, а также, по тем специальным вопросам, по которым данные государственные служащие проявили особенную квалификацию и которые отражены в регуляции индивидуального статуса исполняемой должности, предоставляются квалификации вышестоящим инстанциям.

Младшие должности — группа должностей подготовительных инстанций административного производства по государственным делам. Государственные служащие, исполняющие эти должности, не совершают юридически значимых действий самостоятельного процессуального значения, действуют в порядке выполнения поручений вышестоящей инстанции по конкретным, порученным для расследования или анализа, документирования обстоятельствам дела.

Таким образом, должности государственной службы подразделяются на группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Все пять групп присутствуют не в каждой категории должностей гражданской службы. Это связано с организацией процесса принятия решений.

Реестр должностей гражданской службы.Должность государственной гражданской службы должна включаться в реестр. Различают два вида реестра:

— реестр должностей федеральной гражданской службы;

— реестр должностей гражданской службы субъекта РФ.

Реестр должностей федеральной гражданской службы утверждается указом Президента РФ (в настоящее время действует реестр, утвержденный указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574[141]), реестр должностей гражданской службы субъектов РФ — законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей гражданской службы, установленные федеральными законами. Реестр призван обеспечить соотношение между должностями по видам и уровням государственной гражданской службы, категориям и группам. Наименования должностей в реестре должны быть унифицированы.

В России не может быть должностей гражданской службы иных наименований, чем те, которые предусмотрены в Реестре.

Реестр является исчерпывающим документом по кругу должностей государственной гражданской службы. С принятием Реестра ни один государственный орган не может создавать новые должности самостоятельно.

Классные чины государственной гражданской службы. Важнейшим атрибутом должностей гражданской службы являются классные чины гражданской службы. Своеобразный возврат к системе классных чинов (это явная отсылка к петровской «Табели о рангах») был обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, классный чин свидетельствует о сложности задач и функций, мере ответственности, которые присущи конкретной должности или группе должностей. Во-вторых, классный чин — это форма непосредственного выражения персональной оценки государственного служащего, установленное свидетельство его личной квалификации и профессионализма, проявленное при исполнении должности.

К общим правилам присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий в соответствии с ч. 2 ст. 13 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» относятся:

— последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения;

— присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы;

— досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания на одну ступень выше классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы;

— сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденного указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113[142], установлены сроки, которые служащий обязан прослужить на определенной должности, прежде чем претендовать на более высокую. Для секретаря и референта 3- и 2-го классов — не менее 2 лет, для действительного государственного советника 3- и 2-го — не менее 1 года. Но указанный срок службы на должностях гражданской службы — это фактор обязательный, но не достаточный, чтобы подняться на очередную ступень служебной лестницы, необходимо еще сдать квалификационный экзамен.

Законодателем предусмотрена возможность досрочного присвоения классного чина только на одну ступень выше имеющегося классного чина и в рамках одной группы должностей. Например, гражданский служащий, замещающий должность, имеет классный чин «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса», а замещаемая им должность включена в ведущую группу должностей, то досрочно ему может быть присвоен только классный чин «советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса». Однако чин «действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса» ему не может быть присвоен, так как этот классный чин предусмотрен только для группы главных должностей гражданской службы.

Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим, соответственно, актом Президента РФ, Правительства РФ, руководителя федерального государственного органа или представителя указанного руководителя.

Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

Поскольку в ряде органов до вступления в законную силу федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присваивались квалификационные разряды или классные чины, то в связи с переходом к новой модели государственной службы стало необходимым соотнести их с новыми. В частности, это было сделано в соответствии с указом Президента РФ от 9 июня 2006 г. № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов»[143].

19 ноября 2007 г. был Президентом РФ был подписан указ № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции»[144]. Лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции РФ, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (эти органы названы органами юстиции), аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном суде РФ и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъектах РФ, квалификационным требованием к которым является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы классные чины юстиции. Данным же указом классные чины юстиции соотнесены с государственными должностями и должностями гражданской службы.

Указание на единственное существенное квалификационное требование — юридическое образование, представляется нам сомнительным. Скорее всего, классные чины юстиции должны присваиваться только служащим правоохранительных органов.

Таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции представлена в Приложении 4.

Существенными параметрами должности государственной службы являются требования к профессиональном уровню (квалификационные требования), которые устанавливаются федеральным законом (требования к уровню образования), указом Президента РФ, законами субъектов РФ (требования к стажу государственной и муниципальной службы, опыту работы по специальности), нормативными правовыми актами государственных органов (направления подготовки, знания, умения и навыки) и конкретизируются в должностных регламентах (направления подготовки, уровень знаний, умений и навыков).

Особенности организации должностей дипломатической службы. Должности дипломатической службы установлены в разделе 12 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. При этом осуществлено подразделение должностей на должности:

— в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ;

— дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ;

— территориальных органах — представительствах Министерства иностранных дел РФ на территории РФ;

— представительствах государственного органа при Министерстве иностранных дел РФ за рубежом.

Низшей дипломатической должностью является должность референта. На нее, как правило, назначаются вновь пришедшие на дипломатическую службу выпускники высших учебных заведений. К поступающим на дипломатическую службу выпускникам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны получить профильное гуманитарное образование, владеть как минимум двумя иностранными языками, успешно сдать квалификационные экзамены. Кроме того, от претендентов на должности дипломатической службы требуются хорошее состояние здоровья (список заболеваний, препятствующих поступлению на дипломатическую службу для работы в заграничных учреждениях МИД России, существенно расширен по сравнению с установленным для государственной гражданской и муниципальной службы[145]) и безупречная репутация.

Дипломатическим служащим в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы присваиваются дипломатические ранги.

Введенные впервые еще в 1943 г. дипломатические ранги сохранились в неизменном виде до настоящего времени.

— Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного посла,

— Чрезвычайного и Полномочного посланника 1-го класса и Чрезвычайного и Полномочного посланника 2-го класса присваиваются Президентом РФ по представлению министра иностранных дел РФ. Другие дипломатические ранги присваиваются министром иностранных дел РФ.

Присвоение дипломатических рангов дипломатическим работникам производится в соответствии с установленными нормативными правовыми актами РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию, стажу и опыту работы по специальности, знанию Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ применительно к исполнению своих должностных обязанностей, а также с учетом срока пребывания в дипломатическом ранге, результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком.

Дипломатический ранг должен соответствовать замещаемой дипломатическим работником должности либо может быть на одну ступень выше или ниже ранга, соответствующего замещаемой должности.

Установлены сроки пребывания в дипломатических рангах: атташе — не менее двух лет; третьего секретаря — не менее двух лет; второго секретаря 2-го и 1-го класса — не менее двух лет; первого секретаря 2-го классов — не менее двух лет; первого секретаря 1-го класса — не менее трех лет; советника 2-го класса — не менее трех лет.

Сроки пребывания в дипломатическом ранге советника 1-го класса и выше не установлены.

За особые отличия при прохождении дипломатической службы, выполнение особо важных заданий руководства МИДа России, проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей дипломатический работник может быть представлен к повышению в дипломатическом ранге до истечения установленного срока пребывания в дипломатическом ранге, а в исключительных случаях — без соблюдения очередности присвоения дипломатических рангов.

Лица, которым присвоены дипломатические ранги, сохраняют их пожизненно.

Особенности организации должностей военной службы.Став военнослужащим, гражданин включается в сложный механизм, состоящий из трех элементов:

1) занимаемой воинской должности;

2) наличия конкретного воинского звания;

3) соответствующих штату воинской части, органа военного управления, иного военного учреждения или организации.

Под штатом воинской части понимается документ, определяющий состав воинской части, ее организационную структуру, численность личного состава, количество вооружения и техники. Он также предусматривает наименование воинской части и ее структурных подразделений, должностей личного состава и соответствующих им воинских званий, военно-учетных (учетных) специальностей, размеры должностных окладов (тарифных разрядов) военнослужащих.

Единого реестра должностей военной службы в нас­тоящее время нет, что затрудняет на практике решение вопроса о соотношении должностей разных видов государственной службы.

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

Военнослужащий может занимать только одну воинскую должность. Законом допускается временное возложение исполнения обязанностей по воинской должности, которую он не занимает. При этом он освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается (п. 1 ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы[146]).

Каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание. Пункт 3 ст. 42 Закона устанавливает порядок утверждения воинских должностей. Президент РФ утверждает:

— единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;

— общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Министр обороны РФ, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, определяет порядок утверждения Перечня иных воинских должностей. В указанных перечнях определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

— нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более 3 месяцев;

— нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более 6 месяцев;

— нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

Граждане, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Военнослужащим присваиваются воинские звания.

þ В Вооруженных Силах РФ используются два вида званий — армейские (для сухопутных частей и ВВС) и корабельного состава (для Военно-Морского Флота).

В самой структуре Военно-Морского Флота РФ также используют эти два вида. Звания корабельного состава носят моряки надводного и подводного флотов. Армейские звания — военнослужащие авиации ВМФ, морской пехоты и войск береговой охраны и обороны. Звания корабельного состава (такие же, как и на флоте) используются в Пограничных органах береговой охраны ФСБ России (Морской гвардии), морских частях внутренних войск МВД России и в Морской чрезвычайной службе при МЧС России.

К званиям военнослужащих гвардейских частей применяется приставка «гвардии» (например, «гвардии майор»). В отношении служащих юридических, медицинских служб добавляются соответственно слова «юстиции», «медицинской службы». Для категории военнослужащих, находящихся в запасе или в отставке, добавляются соответственно слова «запаса», «в отставке».

Воинские звания военнослужащим присваиваются:

— высших офицеров – Президентом РФ,

— до полковника (капитана 1 ранга) включительно – должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы;

— иные воинские звания – должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Примерное соответствие должностей и званий в российской армии представлено в таблице 3.3[147].

Основы государственной службы и кадровой политики

Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Принципиальное значение для организации государственной службы и определения статуса государственного служащего имеет классификация должностей государственной гражданской службы. Иерархия должностей в системе государственного управления существует везде. Чем большим объемом полномочий обладает тот или иной государственный орган и существующая в нем должность государственной службы, тем выше размешается должностная ступенька в пирамиде власти, тем больший объем знаний, навыков и умений должен иметь занимающий ее чиновник. Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностной структуры государственной службы.

Российское законодательство подразделяет все государственные должности государственной службы на категории и группы 1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Ст. 8; Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 9. . Каждой категории соответствуют свои группы должностей в зависимости от компетенции, уровня ответственности и квалификации.

Деление государственных должностей гражданской службы РФ на категории отражает различие в характере и объеме государственно-властных полномочий заметающих их служащих.

Категории должностей. Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 58-ФЗ (ст. 9) делит должности современной гражданской службы РФ на следующие четыре категории:

  1. «руководители» — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. «помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц;
  3. «специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач функций и заметаемые без ограничения срока полномочий;
  4. «обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Данные категории свидетельствуют:

  • это есть должности государственной гражданской службы, и те, кто их замещает, являются государственными гражданскими служащими;
  • для этих должностей законодательно устанавливается порядок и правила их замещения;
  • этим должностям и лицам, их замещающим, устанавливается единая система профессионально-квалификационных требований и оценки персонала;
  • лица, замещающие должности категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», как правило, являются участниками внутренних государственно-служебных отношений.

Категория «руководители» в должностной структуре государственного органа является ключевой. Закон выделяет разные уровни руководителей и даст им возможность занимать руководящую должность или на конкретный срок (по срочному контракту), или без ограничения срока полномочий (бессрочный служебный контракт). Лица, заметающие эти должности, обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими категориями государственной службы. Статус руководящей должности определяется в законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе.

Категория руководителей имеет ряд характерных признаков:

  • наличие широких административно-распорядительных полномочий;
  • право совершать действия, влекущие за собой юридически значимые последствия (издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и взыскания);
  • реализация своих полномочий в целях осуществления компетенции возглавляемого органа или его структурного подразделения;
  • осуществление деятельности, содержанием которой является подготовка и принятие управленческих решений;
  • использование различных административных форм руководства персоналом (совещаний, консультаций, инструктажей и т.д.);
  • осуществление координации и контроля за выполнением принятых решений.

Категория «помощники (советники)» предназначена исключительно для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, т.е. политикам. Например, в федеральном министерстве министр, занимая государственную должность Российской Федерации, не является государственным служащим. а его помощники, советники, консультанты и секретари — это государственные служащие рассматриваемой категории.

«Помощники (советники)» — это так называемые «патронатные» должности государственной гражданской службы. На данные должности люди подбираются не по конкурсу, а в соответствии с персональными рекомендациями. Продвижение помощника по службе является следствием оценки руководителем его профессиональных, деловых и личностных качеств.

Государственные служащие данной категории:

  • осуществляют деятельность в целях непосредственного обеспечения полномочий своего руководителя;
  • заключают только срочный служебный контракт и находятся на своей должности на время нахождения у власти своего руководителя; с его уходом уходят и они;
  • подбираются по принципу политической и личной преданности.

Их функции в общем виде следующие:

  1. информация и консультирование своего руководителя, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
  2. разработка и внесение предложений по вопросам компетенции лица, деятельность которого обеспечивается;
  3. участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
  4. осуществление контроля за ходом выполнения решений руководителя;
  5. участие в подготовке докладов, выступлений, речей «шефа»;
  6. подготовка и организация встреч, поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
  7. выполнение иных личных поручений руководителя.

Категории «специалисты». Их главная функция — профессиональное обеспечение выполнения государственным органом своих задач и функций. По численности это основная часть государственных служащих. Особенным для чиновников данной категории является то, что они:

  • в процессе своей служебной деятельности осуществляют именно профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственных органов;
  • осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестационных оценок;
  • проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий; для них характерна стабильная государственная служба.

Еще одна особенность данной категории: хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы 2 Указ Президента РФ № 1574 от 31 декабря 2005 г. , но учреждаются и ликвидируются они государственными органами самостоятельно, так же как включаются в штатные расписания. Все зависит от характера государственного органа и компетенции должности государственной службы.

Категория «обеспечивающие специалисты». Предназначена для выполнения вспомогательных, а не профессиональных функций государственного органа — организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и иных. Это, как правило, младшие должности государственной гражданской службы, для которых, как и для категории «специалисты», предусмотрены свои условия прохождения службы. Они осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате преимущественно конкурсного отбора и регулярно проводимых аттестаций, проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий. Для них также характерна стабильность государственной службы. В государственных органах к этой категории относятся главный, ведущий, старший специалист, специалист.

Группы должностей. Важным классификационным признаком системы должностей государственной службы является их разделение на группы.

Все должности гражданской службы подразделяются на пять групп:

Классификация должностей по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждая из должностей, входящих в ту или иную группу, представлена определенным содержанием служебных функций — функционалом должности, который надлежит исполнять государственному служащему.

Каждая из групп должностей имеет свою классификацию по категориям. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями. Так, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей, категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей, категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Отнесение должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)» к самым высоким классификационным группам объясняется более высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим эти должности. На указанных должностях они должны выполнять несколько важных социальных функций: политика, администратора, аналитика эксперта, руководителя-управленца.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, megaobuchalka.ru, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector