+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Главная группа должностей государственной гражданской службы

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Согласно ст. 9, гл. 2 ФЗ — 79, должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • 1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  • 2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  • 4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Данные категории свидетельствуют о том, что это должности государственной гражданской службы, а люди, которые их замещают, являются государственными служащими, для всех данных должностей существует порядок и правила замещения, к данным должностям и лицам, замещающим их, устанавливается единая система профессионально — квалификационных требований и оценки персонала.

В структуре государственных органов основной должностной категорией являются должности категории «руководители». Существуют различные уровни данной категории и закон дает им возможность занимать руководящую должность на конкретный срок или без ограничения срока полномочий. Лица, которые замещают эти должности обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими категориями.

Категория «руководители» обладает рядом признаков, таких как:

  • · Широкие административно — распорядительные полномочия;
  • · Право издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и взыскания;
  • · Реализация своих полномочий в целях осуществления компетенции возглавляемого органа и его структурного подразделения;
  • · Осуществление координации и контроля за выполнением принятых решений и тд.

Категория «помощники (советники)» предназначена исключительно для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов. На эти должности набираются люди, исходя из принципа деловых качеств, в соответствии с персональными рекомендациями, а не по конкурсу.

Гражданские служащие данной категории занимаются:

  • · Осуществляют деятельность для обеспечения полномочий своего начальника;
  • · Осуществляют свою деятельность только на основании срочного контракта, на время нахождении у власти своего руководителя;
  • · Разрабатывают и вносят предложения по вопросам компетенции лица, деятельность которого обеспечивается;
  • · Осуществляют контроль за ходом выполнения решений руководителя;
  • · Выполняют иные личные поручения руководителя.

Категория «специалисты» основывается на профессиональном обеспечении выполнения государственным органом своих задач и функций. Хотя данная категория и предусмотрена в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, государственные органы самостоятельно учреждают и ликвидируют их. Это зависит от характера государственного органа и компетенции должности государственной службы.

Гражданские служащие данной категории занимаются:

  • · Исполнением полномочий государственных органов;
  • · Осуществляют карьерное прохождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестационных оценок;
  • · Проходят службу на основе контракта, как правило, без ограничения срока полномочий.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» существуют для выполнения второстепенных, вспомогательных, а не профессиональных функций государственного органа. Это младшие должности государственной гражданской службы. Они осуществляют карьерное происхождение государственной службы в результате конкурсного отбора и регулярных аттестаций. Проходят службу на основе служебного контракта без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • · Высшие должности гражданской службы;
  • · Главные должности гражданской службы;
  • · Ведущие органы гражданской службы;
  • · Старшие должности гражданской службы;
  • · Младшие органы гражданской службы.

Должности категорий руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574).

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Два данных реестра, вместе, образуют Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Порядок ведения данного реестра утверждается указом Президента РФ.

Система должностей на государственной гражданской службе, их категории, группы и реестры

2.1. Категории государственных гражданских служащих

Внутренняя классификация должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным параметрам в зависимости от служебных ролей в государственном управлении.

Федеральными законами № 58-ФЗ и № 79-ФЗ установ­лена принципиально иная, чем была ранее, классификация должностей гражданской службы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 79-ФЗ должности гражданской службы федерального и субъект­ного уровней подразделяются по двум основаниям на категории и группы.

Итак, что такое категории государственных гражданских служащих? Их в законе четыре: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Что они собой представляют?

1. Руководители должности руководителей и замести­телей руководителей государственных органов и их струк­турных подразделений (далее также — подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представи­тельств государственных органов и их структурных подраз­делений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

В основу выделения категории «руководители» положен квалификационный признак должностной иерархии в госу­дарственном органе (структурном подразделении).

Руководители наделяются широкими административно-распорядительными полномочиями, правом совершать дей­ствия, влекущие за собой юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, рас­поряжаться кредитами, совершать регистрационные дей­ствия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

2. Помощники (советники) должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные долж­ности, руководителям государственных органов, руково­дителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполне­ния полномочий лица, состоящего на государственной долж­ности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

· разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;

· систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналити­ческих материалов;

· участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;

· осуществление контроля за ходом выполнения реше­ний по направлениям, входящим в компетенцию лица, дея­тельность которого обеспечивается;

· внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;

· участие в подготовке докладов, а также иных материа­лов;

· участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;

· выполнение иных поручений лица, занимающего госу­дарственную должность или должность руководителя госу­дарственного органа.

3.Специалисты должности, учреждаемые для профес­сионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения полномочий.

Основной классификационный признак для катего­рии «специалисты» относится к качеству деятельности, а именно — к «профессиональному обеспечению выполнения государственными органами установленных задач и функ­ций». Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наи­менования и предусмотрены в Реестре должностей феде­ральной государственной гражданской службы, утвержден­ном Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574, но учреждаются и ликвидируются государственными орга­нами они самостоятельно, так же как и включаются в штат­ные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа.

Должности «специалисты» и «обеспечивающие специали­сты» составляют наиболее массовую и наиболее стабильную по составу группу в системе государственной гражданской службы. Должности «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» — это должности профессиональной госу­дарственной службы. По своей сути это административные должности, которые замещаются без ограничения срока, в порядке назначения по итогам конкурса. Для замещения такой должности нет обязательной необходимости иметь стаж государственной службы.

4.Обеспечивающие специалисты должности, учрежда­емые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Для категории должностей «обеспечивающие специали­сты» основным классификационным признаком является вид обеспечения деятельности государственного органа. Признак, который введен для выделения должностей катего­рии «специалисты», а именно — «профессиональное обеспе­чение выполнения государственными органами установлен­ных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий», в равной мере применим и для должностей категории «обеспечивающие специалисты».

Учреждение названных четырех новых категорий долж­ностей позволяет более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии.

Должности гражданской службы всех категорий имеют много общих признаков: это первичные, низовые, неделимые, структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов, которые включаются в государственный штат.

Каковы группы должностей гражданской службы? Всего их пять:

•высшие должности гражданской службы;

•главные должности гражданской службы;

•ведущие должности гражданской службы;

•старшие должности гражданской службы;

•младшие должности гражданской службы.

Как соотносятся между собой категории и группы должностей гражданской службы?

Должности категорий ≪руководители≫ и ≪помощники (советники)≫ подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории ≪специалисты≫ подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории ≪обеспечивающие специалисты≫ подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

2.2. Квалификационные требования к должностям гражданской службы

Специализация государственных должностей гражданской службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей этих должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. И то и другое по совокупности объединяется понятием ≪квалификация≫. Что это такое?

Термин ≪квалификация≫- (лат. quails —какой + facere —делать,) обозначает определение чьей-либо пригодности для той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений.

Каковы квалификационные требования к должностям гражданской службы?

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования:

1) к уровню профессионального образования;

2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В числе квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий ≪руководители≫, ≪помощники (советники)≫, ≪специалисты≫ всех групп должностей гражданской службы, а также категории ≪обеспечивающие специалисты≫ главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории ≪обеспечивающие специалисты≫ старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ —законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Так, Указом Президента РФ ≪О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы≫ от 30 января 1996 г. № 123 установлены требования к стажу и опыту работы по специальности:

1) для высших государственных должностей государственной службы —стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

2) для главных государственных должностей государственной службы —стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

3) для ведущих государственных должностей государственной службы —стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

4) для старших государственных должностей —стаж работы по специальности не менее трех лет;

5) для младших государственных должностей —без предъявления требований к стажу.

Этим же указом было рекомендовано органам государственной власти субъектов Федерации установить такие же требования к стажу и опыту работы по специальности по соответствующим государственным должностям государственной службы и в аппаратах органов государственной власти субъектов Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Данные требования обеспечивают соответствие компетентности лица, претендующего на должность, содержанию и объему полномочий по этой должности. Чем выше в организационной иерархии должность, тем выше объем квалификационных требований.

Уже говорилось о том, что государственная гражданская служба регулярно подвергается ≪наездам≫ со стороны вновь избранных политических руководителей и это наносит непоправимый ущерб государственному управлению страной. Принятые законы (2003 и 2004 гг.)

формально вроде бы защищают гражданских служащих. А реально и сейчас государственный аппарат не защищен от агрессивности политических руководителей. Представители нанимателя постоянно разбазаривают подготовленные квалифицированные кадры.

Вместе с тем гражданская служба только тогда приносит пользу обществу и людям, когда в основу ее деятельности кладется принцип стабильности, поскольку она составляет костяк, несущую конструкцию государственного управления. И потому, хотя бы в своей главной части, призвана работать на постоянной основе.

На практике в трудовом законодательстве есть положение, что работники, в том числе и гражданские служащие, могут подать в суд заявление на руководителя за необоснованное увольнение. Но добиться справедливого решения своего вопроса от суда —дело чрезвычайно сложное. Начальник через своих юристов выдвигает самые различные аргументы в поддержку принятого решения. А гражданскому служащему без зарплаты (финансового обеспечения) приходится многие месяцы и даже годы обивать пороги судебных учреждений, что вынуждает его отказываться от своих претензий и ради обеспечения нужд семьи идти на какую-либо иную работу.

Другие требования к должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Федерации, а также нормативными актами государственных органов — в отношении гражданских служащих этих государственных органов.

При анализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов государственной власти относительно должностей государственной службы надо учитывать и еще один чрезвычайно важный вопросоптимальные пропорции численности этих должностей в аппаратах конкретных органов государственной власти. В зависимости от характера и напряженности управленческого процесса численность категорий и групп должностей гражданской службы будет регулярно меняться.

Например, на федеральном уровне первоначально после принятия Закона об основах государственной службы РФ в министерствах и ведомствах при составлении штатных расписаний были почти проигнорированы младшие должности государственной службы, но избыточно завышены численность ведущих и старших должностей государственной службы.

Чтобы преодолеть сложившийся перекос в пропорциях между государственными должностями государственной службы, Правительство РФ приняло постановление от 5 ноября 1995 г. № 1094, в котором устанавливался определенный лимит на численность должностей государственной службы в структурных подразделениях государственных органов. В частности, было определено, что в аппарате любого федерального министерства и ведомства численность старших должностей государственной службы не должна превышать 40% от всей численности должностей государственной службы, а численность ведущих должностей государственной службы не должна превышать 10% от всей численности должностей государственной службы.

Кроме того, в данном постановлении Правительства РФ была установлена минимальная численность должностей государственной службы в структурных подразделениях аппаратов федеральных министерств и ведомств, а также минимальная численность самостоятельных отделов в управлениях и департаментах. Согласно ему в составе самостоятельного отдела должно быть не менее 10 должностей государственной службы, а в составе отдела, входящего в структуру управления (департамента), —не менее пяти должностей государственной службы. Соответственно в составе управления должно быть не менее 20 должностей государственной службы, а в составе департамента —не менее 35 должностей государственной службы. В структуру департамента и управления должны входить не менее трех отделов.

Очевидно, что эти лимиты никак не учитывали результаты научных разработок по данному вопросу. Если при ≪нарезке≫ штатов гражданских служащих руководствоваться научными нормами управляемости, то в составе отдела не может быть больше пяти-семи человек, а в составе управления (департамента) —не больше трех-пяти отделов (управлений). Причем все руководители подразделений гражданской службы помимо руководства своими подразделениями должны и сами выполнять определенные функции этого подразделения.

2.3.Реестр должностей государственной гражданской службы

Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Что они собою представляют?

Реестр (лат. regestrum —перечень, список) есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Они ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный.

Для эффективной организации гражданской службы важно, чтобы перечень должностей удовлетворял ряду тре­бований.

Во-первых, структура реестра должна отражать классификационные признаки должностей гражданской службы, принятые в действующих законах о государствен­ной службе.

Во-вторых, реестр призван обеспечивать опти­мальное соотношение между должностями по видам и уров­ням гражданской службы, категориям и группам.

В-третьих, реестр представляет собой основу для формирования реестров государственных служащих.

В-четвертых, наименова­ний должностей должно быть как можно меньше по количе­ству, и они должны быть, по возможности, унифицированы.[135]

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам и иным признакам, который утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Закона о государственной гражданской службе РФ, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы. Реально все субъекты РФ (кроме Чеченской Республики) имеют такие реестры.

Сводный реестр должностей гражданской службы РФ образуется из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы РФ также утверждается указом Президента РФ. Однако пока работа по составлению Сводного реестра должностей гражданской службы не выполняется. Но данной работы, судя по всему, не избежать и чем быстрее она будет начата, тем больше будет полезной отдачи от этого нормативного документа.

Больше всего принималось федеральных реестров. Первый был принят Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. ≪Положение о федеральной государственной службе≫, а последний был введен указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 157 ≪О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы≫. Это самый объемный и обстоятельный нормативный документ подобного рода. В нем подчеркивается, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, необходимо подлежат включению в данный реестр. Установлено, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах (или их аппаратах) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в федеральный реестр.

В этом подзаконном акте говорится, что, наряду с прочим, допускается и двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы. Например, заместитель руководителя государственного органа может быть руководителем структурного подразделения этого органа, заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа может быть руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа, заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти может быть статс-секретарем этого органа и т.д.

В тех случаях, когда федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленный реестром.

В указе сказано, что в регистрационном номере (коде) должности федеральной государственной гражданской службы имеется семь цифр: первая и вторая цифры соответствуют порядковому номеру раздела реестра, третья цифра —категории должности (≪руководители≫ —1, ≪помощники (советники)≫ —2, ≪специалисты≫ —3, ≪обеспечивающие специалисты≫ —4), четвертая цифра —группе должностей (высшая —1, главная —2, ведущая —3, старшая —4, младшая —5), пятая, шестая и седьмая цифры —порядковому номеру должности в разделе реестра.

Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законодательными или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений Федерального закона от 27 мая 2004 г. № 79-ФЗ ≪О государственной гражданской службе РФ≫ и Указа Президента РФ ≪О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы≫.

Классификация должностей государственной службы

Категории и группы должностей

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы (см. рис. 3.2). В основу выделения категорий положены различные классификационные признаки. Например, для категории «руководители» в качестве основного взят признак должностной иерархии в государственном органе.

Рис. 3.2. Классификация должностей государственной гражданской службы

Должности государственной службы делятся на четыре категории:

— руководители: должности руководителей (заместителей руководителей) государственных органов, территориальных органов, представительств и структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий либо без ограничения срока;

помощники (советники): должности, создаваемые для содействия должностным лицам категории «руководители»; срок полномочий ограничен сроком полномочий соответствующего руководителя;

  • специалисты: должности без ограничения срока полномочий для профессионального обеспечения исполнения задач и функций государственного органа;
  • обеспечивающие специалисты: должности без ограничения срока полномочий для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственного органа 1 .

В настоящее время на государственной службе наблюдается некоторая диспропорция в численности различных групп. Данные исследований показывают, что примерно четверть всех госслужащих в федеральных органах относится к категории руководителей. В органах законодательной власти и в субъектах РФ эта доля еще выше [1] [2] . Чуть меньше доля госслужащих категории «помощники (советники)», это связано с тем, что не всем руководителям полагаются помощники. Доля специалистов составляет примерно 40% от общей численности гражданских служащих, а остальное приходится на обеспечивающих специалистов.

Обсуждается изменение законодательства, связанное с ликвидацией категории «обеспечивающие специалисты» и переводом работников данной категории на должности, не отнесенные к должностям госслужбы. Это связано с тем, что данные специалисты не участвуют в государственном управлении, реализуют не полномочия государственных органов, а технические функции. Осуществление этой меры приведет к количественному сокращению работников госслужбы приблизительно на 10% за счет пропорционального увеличения численности работников бюджетной сферы, в которых переквалифицируют обеспечивающих специалистов. Одновременно сократятся расходы на содержание аппарата государственной службы и увеличится показатель средней зарплаты по госслужбе, так как уровень оплаты обеспечивающих специалистов низок и занижает среднее значение по всей госслужбе. Однако очевидно, что к качественному изменению эффективности государственной службы эта мера не приведет.

Помимо категорий, должности также подразделяются на группы. Существует пять групп должностей: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. Должности каждой категории и группы соответствуют друг другу, в результате образуется некая матрица должностей (табл. 3.1), в соответствии с которой осуществляется оплата государственных служащих.

Арбитражный суд Дальневосточного округа

О суде

Новости

13.08.2019

Опубликован новый обзор судебной практики

В разделе «Судебная практика в Дальневосточном округе» опубликован обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 24 АПК РФ)»

02.08.2019

Расширенное совещание председателей арбитражных судов округа по обсуждению актуальных вопросов судебной практики

26.07.2019

В Арбитражном суде Дальневосточного округа подвели итоги работы за первое полугодие 2019 года

Квалификационные требования к кандидатам для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 6 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» к должностям государственной гражданской службы предъявляются следующие квалификационные требования:

  • к уровню профессионального образования
  • к стажу государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки
  • к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования

  • Должности категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы — наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
  • Должности категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы — наличие высшего образования.
  • Должности категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей — наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки

  • Главная группа должностей — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
  • Ведущая группа должностей — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
  • Старшая и младшая группы должностей — без предъявления требований к стажу.

Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ управления и организации труда и делопроизводства, порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ); программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: руководства структурным подразделением; оперативного принятия и реализации управленческих решений; ведения деловых переговоров; публичного выступления; взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; нормотворческой деятельности; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений; стимулирования достижения результатов; учета мнения коллег и подчиненных; подбора и расстановки кадров; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; систематического повышения профессиональных знаний; редактирования документации на высоком стилистическом уровне; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование
возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: анализа и обобщения информации; оперативной реализации управленческих решений; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; эффективного планирования служебного времени; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции.

Категория «специалисты» главной, ведущей и старшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; обеспечения выполнения поставленных руководством задач; эффективного планирования служебного времени; анализа и обобщения информации; анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере; использования опыта и мнения коллег; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции.

Категория «обеспечивающие специалисты» ведущей, старшей и младшей групп должностей

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; обеспечения выполнения поставленных руководством задач; эффективного планирования служебного времени; анализа и обобщения информации; анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере; использования опыта и мнения коллег; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, studme.org, fasdvo.arbitr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector