+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Государственные должности Российской федерации это должности устанавливаемые

Должности государственной службы Государственные должностные лица
1) Обязательно прописаны в перечнях. Полномочия – возможность чего то, для осуществления. 2) Представляет тот орган, в котором он работает. 3) В законе указаны общие для всех. А полномочия закреплены в подзаконных актах, касающихся определенного служащего. 4) Обеспечивают функционирование лиц, замещающих госдолжности. (Аппарат, секретариат и т.д.) Представители государства, инспектор ГИБДД. Президент, депутаты, судьи, прокуроры, губернатор, министры, председатель ЦБ, Счетной палаты, члены Правительства и т.д. 1) Они представляют сами себя. 2) Лица нормативно обеспечены законодательными актами.

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр). Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими.

К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения).

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Т.о., Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственные должности в Российской Федерации.

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы). Должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.

Государственные должности Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации [1] .

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя- руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д. Присвоение квалификационных раз рядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) производится Президентом РФ.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных вы боров;

муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Вопрос 26. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды, соотношение

Государственные должности РФ — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов.

Правовой статус лиц, их замещающих, регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Такие лица не считаются федеральными государственными служащими, им не присваиваются классные чины федеральной государственной гражданской службы (но присваиваются воинские и специальные звания, дипломатические ранги, классные чины правоохранительной службы).

Государственные должности Российской Федерации следует отличать от должностей государственной службы, а также от государственных должностей субъектов Российской Федерации. Последние устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для обеспечения исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» установлен Сводный перечень государственных должностей РФ: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ — заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ — Министр РФ, Федеральный министр, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) РФ при международной организации (в иностранном государстве), Председатель Совета Федерации Федерального Собрания, Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания, Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания, Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, Председатель Конституционного Суда РФ, Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, Судья-секретарь Конституционного Суда РФ, Судья Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ, Судья Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Судья Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ, Уполномоченный по правам человека, Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ, Председатель Счетной палаты, Заместитель Председателя Счетной палаты, Аудитор Счетной палаты, Председатель Центрального банка РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, Секретарь Центральной избирательной комиссии РФ, Член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе), Председатель федерального суда, Заместитель председателя федерального суда, Судья федерального суда, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Государственная служба РФ — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения конституционных полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

 государственная гражданская служба;

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Должности государственной службы подразделяются на:

 должности федеральной государственной гражданской службы;

 должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

 должности правоохранительной службы.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственные должности и служащие

Для института государственной службы исключительное значение имеет категория «государственная должность», а в более узком смысле — «должность государственной службы».

В ст. 1 ныне утратившего силу Федерального закона 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственная должность определялась как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Данное определение не раскрывало суть самого понятия «должность», которое должно рассматриваться прежде всего как организационно и юридически обособленная часть государственного аппарата. В «должности» сосредоточен элемент компетенции государственного органа.

Федеральные законы от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержат определение понятия «должность государственной службы».

Законодательство выделяет государственные должности и должности государственной службы.

Государственные должности — государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации. В первом случае — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, федеральные судьи и др.). Во втором случае — это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации (губернаторы и главы администраций субъектов, депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации, судьи конституционных и уставных судов субъектов Федерации и др.).

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32. По мере внесения изменений в федеральное законодательство перечень дополнялся.

Что касается государственных должностей субъектов Федерации, то при определении их правового статуса в законодательстве субъектов в основном наблюдаются три подхода:

  • · перечень государственных должностей субъекта может определяться в его уставе;
  • · государственные должности субъекта Федерации могут определяться в специальном законе субъекта;
  • · в отдельных субъектах Федерации государственные должности перечисляются непосредственно в региональном законе о государственной службе.

В результате реформы государственной службы произошла существенная корректировка классификации должностей государственной службы. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» подразделяет их на:

  • · должности федеральной государственной гражданской службы;
  • · должности государственной гражданской службы субъекта Федерации;
  • · воинские должности;
  • · должности правоохранительной службы. Хаманева Н.Ю. Административное право Российской Федерации: учеб. — М.: Юристъ, 2005. — С. 204

В настоящее время должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации. В результате реформы государственной службы порядок учреждения должностей государственной службы претерпел значительные изменения.

В действующем законодательстве должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Федерации о государственной гражданской службе субъектов Федерации. Так, ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что должности гражданской службы подразделяются на категории и группы: руководители (группы высшие, главные и ведущие должности гражданской службы); помощники (советники) (группы высшие, главные, ведущие должности гражданской службы); специалисты (группы высшие, главные, ведущие и старшие должности гражданской службы); обеспечивающие специалисты (группы главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы).

Законодательство предусматривает принятие реестров должностей государственной службы. Согласно ст. 9 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» должны быть созданы реестр должностей федеральной государственной службы, который образуют перечни государственных должностей федеральной государственной гражданской службы, перечни типовых воинских Должностей, перечни типовых должностей правоохранительной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации. Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Указанные реестры пока не приняты. Их отсутствие пока в определенной мере компенсируют перечни государственных должностей государственной службы в различных государственных органах, утвержденные специально принятыми указа/ми Президента РФ. Наиболее полный из них — Указ Президента РФ от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы».

Важнейшей составляющей института государственной службы является понятие «государственный служащий», которое за последних три столетия российской государственности прошло сложную эволюцию. Причем ее пока еще нельзя признать завершенной. Буравлев Ю.М. Управление государственной службой в современной России: Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра юрид. наук: 12.00.14. — М.: Академия управления МВД, 2003. — С. 22

В СССР государственные служащие имели статус наемных работников, который определялся главным образом трудовым законодательством. Ими признавались лица, во-первых, занимавшиеся нефизическим трудом и, во-вторых, получавшие вознаграждение из средств бюджета соответствующего уровня. В законодательстве понятие «государственный служащий» закреплено не было. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. — М.: РАГС, 2002. — — С. 116

В постсоветской России дело обстоит иначе. Понятие «государственный служащий» закреплено нормативно. В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» государственным служащим признается гражданин России, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Таким образом, государственными служащими могут быть только сотрудники аппаратов государственных органов. Следовательно, государственная служба отныне понимается в узком смысле. Государственный служащий имеет следующие признаки:

  • · гражданин Российской Федерации;
  • · замещает должность государственной службы;
  • · выполняет полномочия, определяемые соответствующей должностью;
  • · получает за выполнение должностных полномочий денежное содержание (вознаграждение, довольствие), выплачиваемое за счет средств бюджета соответствующего уровня.

В юридической науке известны несколько классификаций государственных служащих.

Исходя из объема полномочий по должности государственных служащих классифицируют на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Такой подход во многом созвучен делению должностей гражданской службы на категории руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Руководители — государственные служащие, которым предоставлено право давать указания и поручения, обязательные для исполнения другими государственными служащими. Руководители имеют в служебном подчинении других государственных служащих.

Особенностью государственной службы является то, что она построена иерархически. Существуют несколько уровней управления Следовательно, есть и руководители различных уровней. Условно можно выделить руководителей высшего, среднего и нижнего звона. Если взять федеральное министерство, то министр и его заместители — это руководители высшего звена; руководители департаментов и их заместители — руководители среднего звена; начальники отделов и их заместители — руководители нижнего звена.

Специалисты — это те государственные служащие, которые, как правило, не имеют в своем подчинении других, сотрудников. Они обладают специальными знаниями в той или иной области. Именно па них лежит основная нагрузка по обеспечению реализации функций государственных органов. Применяя свои специальные знания, они прорабатывают поставленные вопросы, подготавливают варианты их решения и предлагают эти варианты руководителям, составляют справки, проекты правовых актов. Однако окончательное решение вопроса — исключительная прерогатива руководителя.

Исполнители — государственные служащие, содействующие руководителям и специалистам в осуществлении ими должностных полномочий. Речь идет об обеспечивающем персонале. Техническими исполнителями могут быть признаны государственные служащие, которые выполняют курьерские функции, машинописные работы, включая стенографирование, занимаются делопроизводством.

Государственные служащие подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации.

Статус государственных гражданских служащих субъектов Федерации имеет особенности, обусловленные распространением на них наряду с федеральными законами о государственной службе также нормы законодательства о государственной гражданской службе субъектов Федерации. Конин Н.М. Административное право России. Общая и особенная части: курс лекций. — М.: Юристъ, 2004. — С. 124

Одной из важнейших целей реформы государственной службы является расширение регулирования государственной службы нормами федерального законодательства при одновременном сужении полномочий субъектов Федерации в сфере регулирования отношения на государственной гражданской службе нормами региональных законов. В исключительном ведении субъектов оставлена только организация их государственной гражданской службы. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта находится в ведении Российской Федерации и ее субъекта (ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Статья написана по материалам сайтов: megalektsii.ru, megaobuchalka.ru, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector