+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Контроль за выполнением коллективного договора соглашения осуществляется

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также государственными органами надзора и контроля за исполнением законодательства.

— организовывать своевременное выполнение всех взаимных обязательств, включенных в коллективный договор, соблюдать нормативные положения;

— обеспечивать оперативный контроль за ходом реализации коллективного договора.

Коллективный договор, соглашение предусматривают порядок и сроки (но не реже 1 раза в полугодие) информирования работников, от имени которых заключен коллективный договор, о ходе его исполнения. С этой целью проводятся специальные массовые проверки исполнения договоров, о результатах которых стороны отчитываются от общих собраниях трудовых коллективов.

Выполнение коллективных договоров контролируют и сами трудовые коллективы: заслушивают отчеты нанимателей и профсоюзов, дают оценку их деятельности, вносят замечания и предложения по улучшению этого процесса, а в необходимых случаях ставят вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства по договору.

Систематический контроль за своевременным выполнением предусмотренных договорами обязательств, мероприятий, соблюдением нормативных положений осуществляют профсоюзы: профсоюзы вправе в случае принятия нанимателем решения, нарушающего условия коллективного договора, соглашения, внести представление об устранении этих нарушений, которое должно быть рассмотрено в двухнедельный срок. В случае отказа удовлетворить эти требования или недостижении соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством о разрешении коллективных трудовых споров.

Профсоюзы имеют право общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства о труде и профессиональных союзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. Наниматель, собственник или уполномоченный ими орган управления рассматривают представление профсоюзов об устранении нарушений законодательства о труде и профессиональных союзах и в течение 1 месяца сообщают профсоюзу о результатах рассмотрения.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе и коллективного договора, со стороны государства осуществляет Министерство труда и социальной защиты РБ.

Контроль за выполнением генерального соглашения осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам.

Исполнение тарифных и местных соглашений контролируется постоянно действующими местными и региональными советами по трудовым и социальным вопросам, которые создаются сторонами этих соглашений.

Порядок разрешения споров о применении коллективных договоров, соглашений. Ответственность сторон за невыполнение условий коллективного договора, соглашения.

К коллективным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Если невыполнение коллективного договора выразилось в нарушении охраны труда, а также в несоблюдении нормативной части коллективного договора, соглашения, то виновные должностные лица могут быть подвергнуты административной ответственности. Если неисполнение условий коллективного договора по охране труда повлекло несчастный случай с работником или иные тяжкие последствия, должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Материальная ответственность в отношении виновных должностных лиц применяется в том случае, когда неисполнение обязательств по коллективному договору привело к причинению имущественного ущерба.

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации и другими лицами по подчиненности.

Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения

Трудовой кодекс РФ подразумевает возможность осуществления контроля над соблюдением условий колдоговора.

Заключение коллективного договора в рамках социального партнерства – один из самых действенных механизмов, который позволяет соблюсти права и интересы всех без исключения участников трудовых отношений.

Однако, как показывает практика, не всегда субъекты правоотношений следуют соглашению, поэтому Трудовой кодекс РФ подразумевает возможность осуществления контроля над соблюдением условий колдоговора.

Кто осуществляет контроль за выполнением коллективного договора или соглашения?

Если обратиться к нормативно-правовым актам в сфере российского трудового права, то подробные разъяснения поднятому вопросу даны в ст. 51 ТК РФ. В данной статье указано, что контроль за выполнением коллективного договора возлагается на плечи самих участников соглашений, а также их официальных представителей и уполномоченных на то органов власти.

При этом следует отметить, что контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений должен происходить совершенно открыто и непредвзято.

В частности, все участники подобного надзора должны предоставлять при необходимости противоположной стороне всю необходимую информацию, полученную в рамках профессиональной деятельности. Должны быть уведомлены и специализированные органы в сфере трудовых отношений, которые также осуществляют государственный контроль за исполнением условий соглашения.

Предоставление всей информации должно быть осуществлено в срок, который не превышает 1 месяца после того, как поступит запрос от компетентного органа. В том случае если сведения не будут предоставлены, то может наступить административная ответственность, которая регламентирована КоАП РФ, а именно статьей 5.29.

Порядок осуществления контроля

Контроль за выполнением коллективного договора – достаточно упорядоченный процесс, который осуществляется в несколько основных этапов. На начальной стадии необходимо осуществить уведомительную регистрацию в компетентных органах по охране труда.

Для этого колдоговор или соглашение направляется субъектом правоотношений, в частности, работодателем в орган по труду, который функционирует на местном, региональном или федеральном уровне. Соответствующая комиссия осуществляет уведомительную регистрацию по поводу выдвижения инициативы на проверку соблюдения условий соглашения.

При проведении уведомительной регистрации комиссия выявляет наличие условий в коллективном договоре или соглашении, которые могут противоречить Трудовому кодексу РФ, а также ущемлять законные интересы и права работников. При этом вся выявленная информация переадресуется не только участникам трудовых отношений, но и в Трудовую инспекцию соответствующего уровня.

Согласно ст. 50 ТК РФ, если орган по охране труда выявит наличие условий, которые ухудшают положение сотрудников, то подобные пункты будут признаны недействительными, поэтому такой коллективный договор не может быть применен на практике.

Однако в этой статье существуют и пробелы, в том числе не прописан перечень условий, которые позволяют признать пункты колдоговора недействительными.

После того как работодатель или его представители получат уведомление о том, что при проведении проверки комиссия выявила ряд недействительных условий, все участники соглашений должны быть уведомлены о подобной правовой проблеме. Современное законодательство устанавливает, что оповещение субъектов должно быть осуществлено таким же образом, как происходило и само принятие договора. Например, через СМИ.

Далее участники, на которых распространяется действие коллективного договора, могут направить в судебную инстанцию исковое заявление о признании условий, прописанных в колдоговоре, недействительными. Суд может как удовлетворить заявителям в иске, так и отказать, например, за неимением аргументов и доказательств.

В том случае если работодатель будет применять недействительные условия договора на практике или откажется в семидневный срок после заключения соглашения отправить документ в орган по охране труда, то к нему могут быть применены меры ответственности. Это связано с тем, что подобные действия напрямую нарушают трудовое законодательство РФ.

Регламентация и формы проведения контроля коллективного договора или сделки

На сегодняшний день в современном трудовом законодательстве выделяется две самые основные формы контроля за соблюдением условий коллективного договора:

  • внутренний контроль;
  • внешний контроль.

Следует отметить, что внешний контроль достаточно хорошо регламентирован в нормативно-правовых актах РФ, поэтому его проведение не вызывает никаких проблем и сложностей. Так, контроль за деятельностью работодателей и их официальных представителей осуществляется на основании Трудового кодекса РФ, а также федеральных законов, например, под № 10-ФЗ.

Внешний контроль могут осуществлять различные органы, которые наделены подобной компетенцией.

В частности, это могут быть не только профсоюзные организации, но и органы государственной власти различных уровней, начиная с Минтруда РФ и заканчивая муниципальными органами по охране труда.

Внутренний контроль за соблюдением всех условий коллективного договора должен осуществляться самими субъектами правоотношений как на постоянной основе, так и на временной. Это связано с тем, что как таковой регламентации по проведению внутреннего контроля в современном трудовом законодательстве не предусмотрено.

Поэтому условия осуществления подобного надзора должны быть включены в коллективный договор или соглашения, которые тем или иным образом смогут упорядочить подобную работу.

Если обратиться к практике, то внутренний контроль также подразделяется на две основные формы:

Большего интереса с юридической точки зрения заслуживает совместный внутренний контроль. Это связано с тем, что в его осуществлении принимают непосредственное участие представители всех сторон коллективного соглашения. Благодаря этому удается найти наиболее приемлемые точки соприкосновения субъектов, а также закрепить дополнительным соглашением или коллективным договором основные критерии проведения внутреннего контроля.

Только подобная формализация надзора позволит максимально учесть интересы и права как самих работодателей, так и работников, которые заключили с юридическим лицом трудовой коллективный договор.

Для проведения внутреннего контроля в рамках организации могут быть созданы дополнительные органы, которые будут действовать на принципах, заключенных в соглашении:

  • специализированные комиссии, состав которых формируется из представителей всех сторон;
  • группы совместного контроля, формируемые на базе специализированных комиссий, но действующих в рамках отдельных подразделений.

Кроме того, стороны правоотношений должны создать орган управления подобными контрольными комиссиями, а также формализовать правовой статус всех указанных структур. Только в этом случае внутренний контроль будет не только упорядоченным, но и полностью легитимным.

Контроль за соблюдением условий колдоговора – наиболее важный механизм регулирования и регламентации правоотношений в трудовом коллективе, работающем в системе социального партнерства.

Статья 51 ТК РФ. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Текст статьи 51 ТК РФ в новой редакции.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса .

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 51 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Часть 2 ст. 51 дополнена указанием на представление необходимой информации для контроля за выполнением коллективного договора, соглашения соответствующим органом по труду. Здесь же предусмотрен срок представления этой информации сторонами — не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Часть 2 ст. 51 в ее соотношении с ч. 1 этой же статьи можно истолковать как предоставление органам по труду права контролировать выполнение коллективных договоров, соглашений.

В связи с тем что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 49 ТК) (т.е. проверяют законность содержания коллективных договоров и соглашений), именно с этой целью таким органам должна представляться сторонами необходимая информация.

§ 2. Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

§ 3. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

§ 4. Принципы социального партнерства проявляются при осуществлении контроля за исполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

В соответствии с Федеральным законом О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13).

§ 5. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений со стороны уполномоченных на то государственных органов поручен соответствующим органам по труду.

§ 6. На практике проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке: либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему положений недействующими (см. ст. 50), либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений.

§ 7. Для осуществления контроля стороны (их представители) и проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию.

Следующий комментарий к статье 51 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 51 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения может проводиться каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, непосредственно работниками и работодателями, а также органом исполнительной власти по труду, осуществившим уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения. Конкретные механизмы осуществления контроля определяются соответствующими лицами на основании общих принципов социального партнерства.

2. Любая из сторон вправе потребовать от другой стороны информацию, необходимую для осуществления контроля. Данная информация должна быть представлена в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Остались вопросы по ст 51 ТК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 51 ТК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений

В соответствии со ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами указанных договоров о труде, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этой цели информацию. Данная информация должна быть предоставлена не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, указанной информации в установленный месячный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений начинается с проведения уведомительной регистрации органом по труду.

Коллективный договор, территориальное соглашение, отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное на уровне муниципального образования, направляются представителем работодателя (работодателей) в местный орган по труду, то есть орган, функционирующий на уровне соответствующего муниципального образования, для осуществления уведомительной регистрации. Региональные соглашения, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне субъекта Российской Федерации, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в соответствующий региональный орган по труду. Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются для уведомительной регистрации представителями работодателей в Минтруд России.

При осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. По поводу коллективных договоров и соглашений местного и регионального уровней такое сообщение направляется в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации. Информация о выявленных противоречиях трудовому законодательству в соглашениях федерального уровня направляется в федеральную инспекцию труда, находящуюся в ведении Минтруда РФ.

В ч. 3 ст. 50 ТК РФ сказано о том, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению. Применение терминологии о недействительности условий коллективного договора, соглашения означает, что признанное недействительным условие коллективного договора, соглашения не порождает правовых последствий с момента его издания. Нельзя не заметить, что в ч. 3 ст. 50 ТК РФ говорится о недействительности условий колдоговоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, но ничего не сказано о том, каким образом условия коллективного договора, соглашения признаются недействительными. Из содержания ст. 50 ТК РФ можно сделать вывод о том, что орган по труду, осуществляя уведомительную регистрацию коллективного договора, соглашения, выявляя условия договора о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, доводит сведения о недействительных условиях до представителей сторон.

После получения уведомления о недействительности условий коллективного договора, соглашения представители сторон обязаны сообщить об этом лицам, на которых распространяется данный коллективный договор или соглашение. Такое сообщение должно быть сделано тем же способом, который применен для распространения коллективного договора, соглашения. Например, если соглашение опубликовано в средствах массовой информации, в них же должно быть опубликовано и уведомление о недействительности условий соглашения. Таким образом, данное уведомление влечет недействительность условий коллективного договора, соглашения, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. В связи с этим стороны коллективного договора, соглашения, лица, по отношению к которым применено недействительное условие, могут в судебном порядке обжаловать содержание уведомления органа по труду в части признания недействительным условий колдоговора, соглашения. При рассмотрении подобных заявлений суд вправе признать уведомление незаконным, что влечет применение условия колдоговора, соглашения, признанного в нем недействительным, а также отказать в удовлетворении заявления, что не позволяет применять данное условие.

Из ч. 3 ст. 50 ТК РФ следует, что сообщение о недействительных условиях коллективного договора, соглашения должно быть сделано в соответствующую государственную инспекцию труда. На основании данного сообщения государственная инспекция труда может выдать представителям работодателя предписание о неприменении недействительного условия коллективного договора или соглашения. Применение недействительного условия коллективного договора, соглашения представителями работодателя является нарушением трудового законодательства. Ведь в этом случае работодатель, вопреки требованиям трудового законодательства, применяет условия договора о труде, нарушающие права работников. Совершение подобных правонарушений является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В ч. 1 ст. 50 ТК РФ закреплена обязанность представителей работодателя в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить его в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Направление колдоговора, соглашения в орган по труду является одной из форм контроля за их содержанием, поскольку в ходе уведомительной регистрации выявляются недействительные условия договоров о труде. По этой причине неполучение органом по труду коллективного договора, соглашения следует рассматривать в качестве необходимой информации для осуществления контроля за его содержанием, в частности для выявления недействительных условий. В соответствии со ст. 51 ТК РФ предоставление такой информации органам по труду является обязанностью представителей работодателя, за неисполнение которой они могут быть привлечены к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 50 ТК РФ закреплено правило о том, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. В связи с этим отказ от применения условий коллективных договоров, соглашений, которые не прошли процедуру уведомительной регистрации, является незаконным. В связи с чем судебные органы, органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства не могут отказать в применении условий соглашений, колдоговоров, которые не прошли уведомительную регистрацию. Вместе с тем названные органы государственной власти могут возбудить административное производство в отношении представителей работодателя, не выполнивших обязанность по направлению коллективного договора, соглашения в орган по труду для уведомительной регистрации.

Стороны коллективного договора, соглашения также осуществляют контроль за их выполнением. Стороны могут требовать выполнения условий коллективного договора, соглашения. Представители работников могут использовать для этой цели установленные законодательством процедуры для разрешения индивидуальных трудовых споров и урегулирования коллективных трудовых споров. Выполнение условий колдоговора, соглашения стороны могут также требовать путем обращения в органы государственной инспекции труда, полномочные представители которой вправе выдать предписание, обязывающее работодателя выполнить условия коллективного договора или соглашения.

Стороны могут требовать от органов по труду или в судебном порядке признания недействительными условий коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также принятых без участия полномочных представителей сторон. Стороны могут потребовать от государственных органов контроля за соблюдением трудового законодательства в судебном порядке признания недействующими условий коллективного договора, соглашения, которые противоречат законодательству или вышестоящему по юридической силе договору о труде. Признание условия коллективного договора, соглашения недействующим означает, что такое условие не может применяться с момента вступления в законную силу судебного решения или предписания органа государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения могут осуществлять отдельные работники, по отношению к которым применяются данные договоры о труде. В частности, конкретный работник вправе требовать от органа государственного контроля за соблюдением трудового законодательства или в судебном порядке предоставления льгот и преимуществ, установленных коллективным договором, соглашением. Установленные при рассмотрении подобных заявлений факты не требуют нового доказывания при разрешении заявлений других работников о применении по отношению к ним условий коллективного договора, соглашения. Конкретный работник, по отношению к которому применены коллективный договор, соглашение, может требовать в судебном порядке признания условий коллективного договора, соглашения недействительными и (или) недействующими. При удовлетворении заявления работника признанные судом недействительными или недействующими условия коллективного договора, соглашения не могут быть применены и по отношению к другим работникам, на которых распространяет свое действие коллективный договор, соглашение, обжалованные в судебном порядке.

Таким образом, для осуществления контроля за содержанием и выполнением условий коллективного договора, соглашения конкретными работниками требуется доказать их применение по отношению к ним.

В свою очередь стороны коллективного договора, соглашения при осуществлении контроля за содержанием и выполнением коллективного договора, соглашения не должны доказывать применение или ненадлежащее применение содержащихся в них условий, так как они могут выступать в защиту неопределенного круга лиц. Например, требовать повышения заработной платы на основании коллективного договора, соглашения всем работникам организации, региона, отрасли, признания недействительным условия колдоговора, соглашения, которое в случае его применения может создавать препятствия для реализации трудовых прав работников.

Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.

Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и суд могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров и соглашений только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяются коллективный договор, соглашение.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, tkrf24.ru, hr-portal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector