+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Наиболее важные качества руководителя это

Успех предприятия в немалой степени зависит от того, кто стоит во главе него. Квалифицированный руководитель поможет продвинуть бизнес за счет правильной организации труда своих подчиненных.

Быть хорошим руководителем непросто. Человек, имеющий руководящую должность, обязан сочетать в себе различные качества профессионального и личностного плана.

Качества руководителя, ведущие к успеху

Основные качества руководителя подразделяются на три группы:

1. Профессиональные качества. В эту группу входят качества, характеризующие человека, как грамотного специалиста. Эти качества являются основой, которая позволяет человеку выполнять руководящую деятельность. В эту группу входят:

  • образование, опыт работы, компетентность, знание своей и смежных сфер деятельности;
  • сопутствующие навыки: знание иностранных языков, умение водить машину, владение навыками работы на компьютере.

В общем, в эту группу входят умения и навыки, которые обычно указываются в резюме.

2. Личные качества руководителя. В эту группу входят качества, которыми должен обладать каждый работник:

  • честность;
  • ответственность;
  • психологическое здоровье;
  • уравновешенность, умение себя контролировать;
  • отзывчивость, благожелательное отношение к окружающим.
  • Кроме этого сюда же входят и такие личные качества, которые имеют не все, но которыми обязан обладать руководитель:
  • оптимистичный взгляд на жизнь;
  • уверенность в себе;
  • коммуникабельность и желание общаться;
  • стрессоустойчивость;
  • харизматичность;
  • интерес к людям;
  • организованность;
  • целеустремленность и честолюбие;
  • справедливость.

3. Деловые качества руководителя. Сюда входят навыки по организации трудового процесса, самоорганизации и управленческие качества руководителя:

  • умение планировать свою деятельность, знание тайм-менеджмента;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • критическое восприятие и умение переосмысливать ситуации и окружающую действительность;
  • эрудированность;
  • умение обучать других;
  • открытость ко всему новому, умение искать новые формы и методы работы;
  • умение работать в команде;
  • умение поддержать и зажечь людей новой идеей;
  • способность создавать рабочий коллектив с благоприятной для работы психологической атмосферой;
  • умение управлять людьми, желание вести людей за собой, сообща добиваться поставленных целей;
  • способность к распределению внимания, удержанию в голове задач разной направленности;
  • логическое и критическое мышление;
  • инициативность;
  • оперативность в решении возникающих вопросов;
  • умение выделять первостепенные цели и задачи;
  • желание добиться успеха любой ценой.

5 качеств идеального руководителя

Качества идеального руководителя будут отличаться в зависимости от того, о каком руководящем звене идет речь. К примеру, руководитель низшего звена должен быть хорошим организатором, а руководитель высшего звена обязан быть стратегом. В общем можно выделить такие основные качества отличного руководителя:

  1. Высокие моральные принципы. Руководитель только тогда сможет полноценно управлять командой, когда будет уважаемым человеком. Несоблюдение моральных норм, нечестность, несправедливость, агрессивность будут помехой к тому, чтобы члены рабочего коллектива с уважением относились к своему начальнику.
  2. Интерес и внимание к людям. Иногда люди готовы пережить трудные для предприятия дни, не увольняясь, только потому, что там к ним хорошо относятся.
  3. Психологическое и физическое здоровье. Постоянные стрессы и загруженность требуют хорошей физической и психической формы.
  4. Вера в себя, высокая самооценка.
  5. Оптимизм. Начальник должен верить в успех дела, которым он руководит, и вселять эту веру в сердца подчиненных.

Каким должен быть эффективный руководитель

Быть настоящим лидером невероятно трудно. Причем не только из-за ответственности, но и от того, что в больших коллективах к руководству всегда относятся с негодованием. Кроме этого, так уж повелось, что руководителям не стесняются приписывать нелицеприятные черты, к примеру, чрезмерную самоуверенность. Конечно, в большинстве случаев руководство достойно уважения. Никто не рождается хорошим начальником, чтобы им стать приходится пройти тернистый путь.

До того, как назначить человека на руководящий пост, его кандидатуру рассматривают на наличие определенных качеств. Понять, какие качества должны быть у эффективного руководителя помогает психология управления. В первую очередь всегда смотрят на индивидуальные черты характера. Если эти черты совпадают с психологическим портретом хорошего управляющего, то человек может рассчитывать на скорый карьерный рост и заветное кресло руководителя.

Ключевые индивидуальные черты начальника

Нереально стать хорошим директором, если вы не в состоянии контролировать свои поступки, и не способны оценивать их со стороны. В работе с людьми не обойтись без критической самооценки, она нужна для нормальных отношений со своими подчиненными. Руководитель, у которого это качество присутствует, не будет требовать от своих людей невыполнимого, ведь он отлично понимает, что возможно сделать, а что нет.

Это один из ключевых факторов, который заставляет человека двигаться вперед, продираясь к вершине пищевой цепочки. Все действия амбициозного сотрудника направлены на улучшение собственной работы. Как раз это и позволяет ему выгодно выделиться и получить завидное продвижение. Амбициозность крайне важна в частном бизнесе. Если у человека она отсутствует, то он вряд ли продвинется дальше и так и останется владельцем парочки мелких магазинов или кафе.

Настойчивость и решительность

Если человек боится сделать ошибку, податливый к мнению других людей – вряд ли он сможет быть успешным. Конечно, глупо спорить, все мы люди и у всех нас есть свои страхи и мысли о возможных ошибках. Вот только давать волю своему страху тоже не нужно. Хороший начальник также боится, но, несмотря на это все равно двигается вперед и достигает поставленной цели.

Терпеливость и самообладание

Руководитель, не способный контролировать свои эмоции и теряющий контроль после первой же неудачи, либо срывающийся на подчиненных — никогда не добьется уважения. Любого начальника уважают за его спокойствие и самообладание. Вы должны собственным примером вести коллектив за собой, вдохновлять их на новые рабочие подвиги.

Настоящий руководитель понимает, что он несет ответственность не только за себя, но и за всех своих подчиненных. Нельзя отстраняться от коллектива, так вы не сможете им эффективно управлять. Если люди чувствуют, что начальник от них отдалился, то и работать будут спустя рукава, а это негативно скажется на продуктивности.

Все подчиненные должны четко и быстро выполнять поставленную задачу. В случае если вы позволяете им работать, как уже выше говорилось, спустя рукава, то можно забыть про эффективность и дисциплину. Каждый начальник должен помнить, что он также отвечает за дисциплину в коллективе. Дабы все указания выполнялись качественно и за короткий срок, распоряжения нужно давать без крика, а ко всем подчиненным относиться справедливо. Крики, угрозы, повышение тона – неправильная тактика.

Не секрет, что разные люди по-разному относятся к своим сотрудникам. Вот только нельзя забывать про то, что люди не любят, когда выделяют кого-то одного. Не заводите любимчиков, ко всем подчиненным нужно относиться одинаково.

Чувство такта и взаимоуважение

В большой компании уважительного отношения вправе ожидать любой работник, даже если это ночной охранник. Не нужно принижать достоинство людей, наоборот, помогайте и поддерживайте их, тогда вы точно завоюете их любовь. Все психологи уверяют, что хороший начальник не забудет спросить про самочувствие своих подчиненных, сопереживает их горю или утрате и т.п. Идеальный руководитель всегда воспринимается подчиненным как не чужой человек, что благотворно сказывается на качестве работы.

Личностные профессиональные качества

От знаний и умений начальника напрямую зависит успешность организации. Поэтому управляющий должен соответствовать нижеуказанным требованиям:

Любой лидер, как капитан судна, должен знать ответы на все вопросы и быть образцом для подражания. Также не стоит забывать про такие качества как: стремление идти вперед, самообразование и всестороннее развитие, навык обнаружения и быстрого решения проблем, умение слушать других.

Навык организации работы – один из главных для эффективного руководителя. Ведь слаженная работа подчиненных – залог успешности любого бизнеса.

Быстрое принятие решений

Руководитель обязан незамедлительно решать критические ситуации, уметь просчитывать все на несколько ходов вперед. Нередко бывает так, что промедление – смерти подобно, ведь начальник отвечает не за одни материальные и производственные ценности, но в первую очередь за своих подчиненных. Поэтому нужно четко понимать, как поступать в критических случаях.

Деловые качества

Не стоит сбрасывать со счетов и деловые качества руководителя. Ключевыми являются нижеперечисленные особенности:

  • Полная ответственность за принятые решения. Проще говоря, руководитель сам должен принимать важные решения, а не поручать это своим заместителям;
  • Регулярно развиваться самому и следить за развитием навыков своих подчиненных. Лидер должен находить новые варианты, которые помогут увеличить КПД рабочего процесса. Не важно, в какой сфере работает компания, если забыть про постоянное движение вперед и использование современных технологий, то про успешность можно забыть.
  • Умение адаптироваться под современные веяния и умение изменять сферу деятельности, если в этой у компании не получилось добиться успеха.
  • Способность выбирать методы управления, подходящие под собранный коллектив. Ведь достижение поставленной цели не всегда возможно. Поэтому ставьте перед своими подчиненными только реальные и посильные цели.

В коллективе регулярно случаются разнообразные конфликтные ситуации, поэтому начальник должен выступать этаким «отцом семейства», уметь поощрять и наказывать. Вот только не стоит забывать про справедливость. Порой, руководителю приходится становиться генералом на поле боя и принимать трудные решения, для выхода из сложившейся ситуации. Но не забывайте, что за все принятые решения ответственны вы сами. Иногда нужно уметь становиться другом, чтобы поддержать коллег. Вот только не стоит забывать, что вы начальник, а значит, интересы компании стоят выше ваших.

Если у вас есть большинство указанных выше качеств, не сомневайтесь, в скором времени вас обязательно ждет продвижение по карьерной лестнице. А если нет – то постарайтесь развить их, начав с собственных амбиций. Тем более что сейчас хватает разнообразных тренингов, где людям помогают развить определенные качества.

Хороший начальник — умный, компетентный и порядочный

По мнению россиян, самое важное для шефа — интеллект и ум. Эти качества в рейтинге стоят на первом месте, они набрали 20% голосов (в ответе можно было указать не более 3 вариантов). Хорошим также считают начальника компетентного и квалифицированного (19%), порядочного и честного (16%), справедливого (15%) и спокойного (14%). Очень полезное для шефа качество – профессионализм (13%). А вот его управленческие навыки готовы оценить лишь 7% россиян, точно так же, как целеустремленность и коммуникабельность. Немного больше подчиненных (8%) считает, что идеальный босс – это добрый босс. При этом лишь каждый двадцатый уверен, что шеф должен демонстрировать «твердую руку» и быть строгим.

Как ни удивительно, только 4% опрошенных отметили в качестве плюсов хорошего начальника его лидерские качества — возможно, потому, что подразумевается эта компетенция, что называется «по умолчанию». Только 3% важно, чтобы их руководитель постоянно проявлял уверенность, а также был внимательным и с чувством юмора. И всего по двое из сотни работающих граждан хотели бы видеть начальника дипломатичным, демократичным, щедрым, грамотным, объективным, мудрым, харизматичным и способным проявлять навыки психолога.

6% респондентов с ответом затруднились, а 38% назвали другие качества идеального босса. Среди них, например, пунктуальность, умение ставить задачи сотрудникам, ораторские способности, инициативность, а также ухоженный внешний вид, независимость и умение не мешать подчиненным работать. Приветствуется опыт карьеры с нуля – «тот генерал хорош, который был солдатом», поясняли опрошенные. Кстати, портрет идеального начальника в представлении россиян может быть нарисован и не одной розовой краской. Босс, как считают некоторые респонденты, должен в разумных пределах проявлять и авторитарность, и цинизм, и дерзость, и подозрительность. В общем, «ласковый и нежный зверь», по определению подчиненных.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 30 сентября – 1 октября 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос:
«Какими тремя основными качествами, по Вашему мнению, должен обладать хороший начальник/руководитель?» (открытый вопрос)

Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать не более 3 вариантов ответа):

Ответы респондентов
Ум, интеллект 20%
Компетентность, квалификация 19%
Порядочность, честность 16%
Справедливость 15%
Стрессоустойчивость, спокойствие 14%
Профессионализм 13%
Тактичность, вежливость, воспитанность 12%
Ответственность 10%
Доброта, отзывчивость 8%
Управленческие, организаторские навыки 7%
Целеустремленность 7%
Коммуникабельность 7%
Адекватность 6%
Понимание 5%
Твердость, строгость 5%
Лидерские качества 5%
Организованность, дисциплинированность 4%
Лояльность 4%
Требовательность 4%
Смелость, решительность 4%
Чувство юмора 4%
Уверенность 3%
Внимательность 3%
Объективность 3%
Мудрость 2%
Образованность, грамотность 2%
Умение слушать и слышать 2%
Трудоспособность 2%
Щедрость 2%
Психологические навыки 2%
Харизматичность 2%
Дипломатичность 2%
Дальновидность, прозорливость 2%
Грамотность 2%
Демократичность 2%
Другое 38%
Затрудняюсь / не хочу отвечать 6%

Некоторые комментарии респондентов:

«Ум, интеллект» — 20%
«Мозги должны быть на месте!»; «Аналитический склад ума»; «Быть умным»; «Интеллект»; «Который может думать»; «Острым умом»; «Он должен быть не глуп»; «Открытый ум»; «Развитым интеллектом»; «Умный»; «Трезвым умом».

«Компетентность, квалификация» — 19%
«Знание производственного процесса на вверенном предприятии»; «Обладать необходимыми знаниями и опытом»; «Знание рабочего процесса изнутри»; «Высококвалифицированный»; «Компетентность в своей области».

«Порядочность, честность» — 16%
«Порядочность в отношениях с подчиненными»; «Быть порядочным человеком»; «Порядочность и честность»; «Вовремя и в полном объеме выплачивать зарплату. Выполнять договорные обязательства перед заказчиками».

«Справедливость» — 15%
«Руководитель должен быть справедливым».

«Стрессоустойчивость, спокойствие» — 14%
«Сдержанность»; «Выдержка»; «Спокойствие»; «Стрессоустойчивость»; «Терпеливость»; «Терпение»; «Уравновешенность»; «Чтобы не кричал».

«Профессионализм» — 13%
«Профи своего дела»; «Быть классным профессионалом в своей области»; «Высокий уровень профессионализма»; «Профессионал в своей области»; «100% профессионал».

«Тактичность, вежливость, воспитанность» — 12%
«Уважение к подчиненным»; «Уважение к людям, независимо от их статуса и положения в обществе»; «Уважение к людям вообще и к подчиненным в частности»; «Чувство такта»; «Тактичность»; «Уважать людей и чувство их собственного достоинства»; «Вежливость»; «Интеллигентность»; «Воспитанность»; «Корректность в общении»; «Негрубый»; «Культурный»; «Уважение к персоналу»; «Деликатность».

«Ответственность» — 10%
«Ответственность за принятые решения»; «Умение брать на себя ответственность»; «Чувство ответственности».

«Доброта, отзывчивость» — 8%
«Доброжелательное отношение к подчиненным»; «Добротой и христолюбием!»; «Дружелюбие»; «Ласковый и нежный зверь!»; «Добрый, понимающий в трудной ситуации»; «Он должен заботиться о своих подчиненных»; «Оставаться человеком»; «Отзывчивость»; «Человечность»; «Быть человеком».

«Управленческие, организаторские навыки» — 7%
«Умение организовать деятельность подразделения»; «Хороший менеджер»; «Грамотный управленец, оптимизация работы коллектива с действующей системой мотивации труда»; «Он должен быть хорошим организатором труда»; «Отличные организаторские способности»; «Уметь управлять людьми»; «Умением руководить».

«Целеустремленность» — 7%
«Иметь четкие цели»; «Стремиться к намеченным целям».

«Коммуникабельность» — 7%
«Быть коммуникабельным»; «Общительность»; «Уметь налаживать деловое общение».

«Адекватность» — 6%
«Адекватность восприятия ситуаций»; «Быть адекватным»; «В первую очередь он должен быть адекватен».

«Понимание» — 5%
«Директор должен относиться с пониманием к своим сотрудникам»; «Понимающий».

«Твердость, строгость» — 5%
«Строгим в меру»; «Жесткость»; «Строгим, но справедливым».

«Лидерские качества» — 5%
«Лидерство»; «Быть лидером»; «Лидерские качества»; «Неформальный лидер».

«Организованность, дисциплинированность» — 4%
«Дисциплинированностью»; «Организованностью»; «Обязательность».

«Лояльность» — 4%
«Лояльно оценивать ситуацию»; «Лояльным по отношению к сотрудникам»; «Лояльным руководству компании».

«Требовательность» — 4%
«Быть требовательным, прежде всего, к себе. Требовать с подчинённых, подавая личный пример»; «Требовательность».

«Смелость, решительность» — 4%
«Умение принимать решения»; «Решительность»; «Смелость».

«Чувство юмора» — 4%
«Обладать чувством юмора».

«Уверенность» — 3%
«Быть уверенным в себе!»; «Уверенность (не путать с самоуверенностью)».

«Внимательность» — 3%
«Внимание к подчиненным»; «Внимание к деталям».

«Объективность» — 3%
«Объективная точка зрения»; «Объективность в рассмотрении вопросов».

«Мудрость» — 2%
«Бытовой мудростью»; «Мудрым».

«Образованность» — 2%
«Высшее образование»; «Образованность».

«Умение слушать и слышать» — 2%
«Умение выслушать подчиненного»; «Слышать не только себя, а еще и специалистов»; «Уметь слушать и слышать».

«Трудоспособность» — 2%
«Работоспособность»; «Трудолюбие».

«Щедрость» — 2%
«Много платить»; «Щедрый».

«Психологические навыки» — 2%
«Разбираться в людях»; «Уметь «разруливать» ситуации, «разводить» сотрудников»; «Быть, прежде всего, психологом!»

«Харизматичность» — 2%
«Должен обладать харизмой»; «Положительная харизма».

«Дипломатичность» — 2%
«Гибкость»; «Дипломатичность».

«Дальновидность, прозорливость» — 2%
«Дальновидность»; «Прозорливость»; «Интуиция».

«Грамотность» — 2%
«Грамотным».

«Демократичность» — 2%
«Открытый для своих сотрудников»; «Демократичный»; «Равноправие».

«Другое» — 38%
«Везением»; «Деловые качества»; «Авторитетность»; «Пунктуальность»; «Ухоженный внешний вид»; «Жадный, бессовестный»; «Иметь активную жизненную позицию»; «Энергичность»; «Конкретность»; «Креативность»; «Предприимчивость»; «Не быть самодуром»; «Независимость»; «Не мешать работать подчиненным»; «Серьезным»; «Оптимизм»; «Последовательность»; «Отсутствие «звездной болезни»; «Рассудительность»; «Реалист»; «Совестью и честью»; «Тот генерал хорош, который был солдатом»; «Умение быстро принимать решения»; «Умение делегировать полномочия»; «Умение ставить задачи»; «Усердие»; «Хозяйственник, финансист»; «Цинизм»; «Эффективность»; «Авторитарность»; «Больше формальности в отношениях»; «Инициативность»; «Ораторские способности»; «Злой, дерзкий, жадный»; «Заинтересованность и участие в работе своего коллектива»; «Искренность»; «Способность работать в команде»; «Много гонора»; «Умение быстро адаптироваться в незнакомой среде»; «Подозрительный».

«Затрудняюсь / не хочу отвечать» — 6%
«Хороших начальников не бывает!»

1 Профессионально важные качества руководителя

Основные профессионально важные качества руководителя

Руководитель — лицо, осуществляющее общее руководство группой работников. Обеспечивает выполнение работ, планирует и координирует работу группы по разработке отдельных видов работ и контролирует выполнение установленных заданий каждым исполнителем. На должность руководителя группы, как правило, назначаются «лица с высшим образованием, имеющие стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее пяти лет» [10].

Руководители должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда.

Выделяют такие профессиональные требования, как:

Понимание людей. Психологическая интуиция — умение понять психические свойства и состояние личности. Психологический такт — умение найти нужную форму общения. Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.

Качества лидера. Способность понять, выразить и отстоять интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность руководителя неформально влиять на окружающих.

Знание основ современного менеджмента и умение применять их на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация. Умение организовать подготовку и принятие решений.

Компетентность. Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации. Знание основ трудового законодательства.

Способность руководителя предвидеть развитие событий.

Умение ставить цели.

Способность руководителя (менеджера) организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль.

Профессионально важные качества личности руководителя — это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволит значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.

Профессионально важные качества руководителя рассматриваются на трех уровнях:

на уровне задач деятельности;

на поведенческом уровне;

на уровне свойств личности.

На основе управленческой деятельности руководителя можно выделить следующие профессионально важные качества.

Склонность к организаторской деятельности. Склонность к организаторской деятельности рассматривается как «питательная почва», обеспечивающая «высокий тонус» организаторского чутья и эмоционально-волевого воздействия на членов коллектива. Организаторские способности руководителя представляют собой сложное по структуре личностное образование, позволяющее быстро и эффективно решать задачи управления подчинёнными. Оно включает в себя творческий потенциал руководителя, его интеллектуальные и коммуникативные особенности, эмоционально-волевые характеристики, педагогические возможности, а также обусловливается такими чертами характера, как энергичность и оптимизм.

Рассмотрим интеллектуальные особенности руководителя.

Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации. [5]

Прямая зависимость между успешностью управленческой деятельности и интеллектом руководителя представляется на первый взгляд явной и самоочевидной. Именно это представление, являющееся в действительности иллюзорным, очень долгое время фактически блокировало не только исследования в данной области, но и саму постановку вопроса о связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности. И лишь в начале 60-х гг. была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эти два наиболее обобщенных явления — интеллект и эффективность управленческой деятельности. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая, а криволинейная зависимость (рисунок 1.1). Это означает, что наибольшей успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не низкий и не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень ею выраженности. [1]

Рисунок 1.1 — Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта

Связь интеллекта с эффективностью управленческой деятельности является не прямой, а множественно опосредованной. На эффективность деятельности, помимо интеллекта, влияют — и зачастую более сильно — многие иные причины. Сам же интеллект также оказывает влияние на деятельность через множество промежуточных переменных. К их числу авторы относят уровень мотивации руководителя, его индивидуальный опыт, отношения с вышестоящим начальством, отношения с управляемой группой.

Очевидно, что руководитель должен уметь ладить с людьми и проявлять интерес и стремление к сотрудничеству. От него требуется умение наладить работу своих подчиненных в соответствии с целями организации. Ему необходимо разбираться в мотивах поведения людей, а также знать факторы, лежащие в основе поведения коллектива. Однако специфика набора профессионально важных качеств руководителя зависит от вида его профессиональной деятельности и от стиля руководства.

Стиль руководства — это типичная для руководителя система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. О нём можно судить по тому, как организованы личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого коллектива.

Стиль руководства предопределяется особенностями организации, существующим порядком ведения дел, позицией высшего руководства, преобладающей системой ценностей и типом культуры. На стиль руководства влияют человеческие и деловые качества руководителей (знания, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, особенности речи, жесты, мимика).

Формирование стиля руководства определяется объективными и субъективными факторами.

Объективные факторы не зависят от руководителя и, как правило, учитываются им в своей деятельности. К ним относятся стиль руководства вышестоящего руководителя и его здоровье, возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива, особенности решаемых задач. К субъективным факторам относятся факторы, зависящие от личности руководителя. Это его человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манера поведения.

В психологии управления выделяют следующие основные стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жёстко регламентирует всю деятельность подчинённых, не давая им возможности проявлять инициативу. Подчинённые должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на власти руководителя, который обычно ориентирован на решение чисто служебных задач, не доверяет подчинённым, пресекает всякую критику в свой адрес.

Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. он консультируется с подчинёнными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Практикуется делегирование функций и полномочий подчинённым. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчинённых контролируется не только руководителем, но и активистами.

Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчинённых. Руководитель выступает в роли посредника пи осуществлении контактов, обеспечивая своих подчинённых информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Обычно дела он пускает на самотёк, действует лишь тогда, когда на него оказывают давление — либо сверху, либо снизу. Консервативен. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчинённого. Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Как правило, из числа подчинённых выдвигаются один-два человека, которые фактически управляют группой и спасают дело. В некоторых ситуациях (творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться оптимальным, в течении непродолжительного времени.

Также хотелось бы отметить, что большую роль играют мотивационно-волевые качества руководителя. Мотивационно-волевая сфера включает в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются всегда только благодаря волевой компоненте. Воля – это способность человека к достижению своих целей. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. Воля не является изолированным свойством психики человека, и поэтому рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания [5].

Стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);

Осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);

Самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);

Социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

Для определения мотивов и жизненных целей руководителя предлагают использовать методику — личностный опросник, который был предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека.

Таким образом, ПВК — это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое определяет успешность освоения и выполнения трудовой деятельности. Каждая деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств.

Развитие профессионально важных качеств руководителя

Профессионально важные качества руководителя — залог его успеха. Именно на них строится вся управленческая деятельность руководителя. Значит существует необходимость постоянного развития профессионально важных качеств.

Психологические условия развития профессионально важных качеств руководителя представляют собой определенный уровень развития (степень выраженности) значимых для управления психических познавательных процессов, свойств, состояний, эмоций и воли, который создает личностные предпосылки успешности деятельности субъекта управления в соответствии с квалификационными требованиями. Спектр таких личностных предпосылок может варьироваться в зависимости от характера деятельности, ее целей и задач, эргономических и профессиональных особенностей взаимодействия руководителя.

Управленческая деятельность предполагает высокое психическое напряжение. Оно обычно связано с большой ответственностью за решения, которые принимаются. Ныне происходят процессы, которые объективно ведут к росту затрат энергии на управление, особенно психической. Так, внедрение новых технологий и возрастающее применение компьютерной техники сопровождается интеллектуализацией работы, которая все больше превращается в умственную. При этих условиях изменяется сфера деятельности руководителей, происходит переход от организации преимущественно физической работы в сферу организации умственного труда, который значительно сложнее, требует больше усилий и высшего профессионализма в управлении.

Отсюда следует, что интеллектуальные способности руководителя требуют непрерывного развития, так как руководитель должен обладать отличной памятью, гибким умом и точностью соображения. Далее мы рассмотрим способы развития интеллекта руководителя.

Оптимальное время для отдыха. Были проведены некоторые исследования, которые доказали, что усталость снижает уровень IQ на несколько баллов. Поэтому, для 100% активизации всех умственных способностей советуют высыпаться. Для этого нужно вовремя ложится спать.

Анализ информации при помощи записи. Советуют размышлять над идеями не устно (мысленно), а письменно. В письменной форме фиксируется каждый шаг, и именно в письменной форме человек активизирует несколько участков мозга. Кроме того, анализируя информацию или идею в письменном виде, концентрация увеличивается как минимум в три раза. А это значит, что анализ становится очень глубоким, и, соответственно, принятое решение является оптимальным и правильным.

Общение с разными людьми. Общение не только развивает кругозор, избавляет от комплексов неполноценности, повышает самооценку и уверенность в себе, но и развивает интеллект. Для успешного развития интеллектуальных способностей нужно очень много общаться. Если в какой-то теме не разбираетесь, то хотя бы внимательно слушайте, что говорят.

Чтение книг. Самый доступный и мощный способ развить интеллектуальные способности. Тот, кто много читает, не дает своему мозгу расслабиться, и тот вынужден расти. Начитанные люди никогда не испытывают сложности в общении. Им всегда есть, что рассказать своему собеседнику.

Изменение последовательности ежедневных действий. Нужно начать делать обыденные вещи совершенно по-другому. В этом случае мозг напрягается. Начните экспериментировать, это способствует развитию ума.

Непрерывное обучение. Чтобы интеллект развивался, его надо постоянно чем-то кормить. И лучше будет, если эта информация будет новой. Можно начать изучать иностранный язык, или осваивать какую-нибудь программу.

Занятие физическими нагрузками. При физической нагрузке вырабатывается нейротропный фактор мозга – белок, отвечающий за развитие нейронов, а нейроны являются ключевым звеном интеллектуальных способностей.

Для успешной деятельности современный руководитель (менеджер) должен иметь определенный стиль руководства и владеть высокими организационными способностями, которые находят свое проявление в благоразумии, предприимчивости, твердости характера, требовательности, смелости и склонности к риску, сдержанности, умении безошибочно оценивать людей, выбирать стратегию и тактику деятельности, склонности к высокой трудоспособности и привычке к волевому напряжению.

Существует множество различных подходов к оценке стиля руководства конкретного руководителя, но почти все они в конечном итоге сводятся к выявлению в поведении менеджера черт двух противоположных стилей руководства: директивного (авторитарного) и консультативного (демократического). Директивный предусматривает, что руководитель единолично принимает решения без предварительных консультаций с подчиненными. Степень консультативности стиля управления зависит от уровня участия подчиненных в процессе принятия решения. Максимальная консультативность достигается там, где подчиненным делегировано право принимать решение в заранее оговоренных рамках.

При консультативном стиле управления руководитель становится советчиком группы. Эту функцию он выполняет не потому, что занимает более высокую должность или зарабатывает больше денег, а исключительно, потому, что имеет гораздо больше опыта, и потому, что его поведение служит для всех образцом. И никто не пытается его обмануть, потому что каждый знает, что в силу занимаемой должности и гораздо более высокой ответственности, этот человек выполняет для предприятия такие задачи, которые приносят пользу всем. Руководитель должен быть советчиком.

Каждый руководитель имеет «основной стиль» руководства, который ближе его характеру, опыту, квалификации, и «теневой», проявление которого зависит от складывающейся ситуации. «Теневой» стиль — характеризуется отклонениями от основного в сторону большей директивности или консультативности.

Профессор менеджмента Вашингтонского университета Фред Фидлер предложил ситуационный подход к выбору оптимального стиля руководства. По его мнению, стиль руководства должен зависеть от сочетания четырех переменных:

Менеджер: его характер, личные особенности поведения, опыт.

Подчиненные: их потребности, уровень подготовки, взаимоотношения.

Задание: степень сложности, сроки выполнения и т.п.

Контекст: организация в целом с ее структурой и «правилами игры».

Отсюда мы видим, что оптимальным стилем руководства считается ситуативное управление, то есть руководитель должен уметь подстраиваться под сложившуюся ситуацию, действовать в определенных ситуациях должным образом. Поэтому ситуативное управление считается гораздо эффективным и продуктивным, поэтому руководитель должен уметь в определенный момент переключиться на стиль, соответствующий конкретной ситуации и требующий определенного поведения.

Делая вывод, можно сказать, что развитие профессионально важных качеств у руководителя является ключевым в его деятельности, так как все качества руководителя отражаются в его работе, в коммуникациях, в осуществлении его управленческой деятельности в целом. В разной управленческой деятельности нужны, соответственно, разные профессиональные качества, которые в общем складывают компетентность руководителя. От этого зависит успешность или неуспешность руководителя.

Статья написана по материалам сайтов: president-msk.ru, www.superjob.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector