+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Об архивном деле в Российской федерации

В 2004г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

25 октября 2004 года вступил в действие Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

В отличие от Основ законодательства, являющихся по своей форме сводом наиболее общих правовых установок, в новом законе более детально и технологично отражены вопросы организации архивной работы по всем ее направлениям. Содержание разделов проекта не только покрывает нормы Основ законодательства и утвержденного Указом Президента Российской Федерации Положения об Архивном фонде Российской Федерации (оба эти правовых акта со вступлением в силу закона должны быть отменены), но значительно расширяет и обогащает их.

При этом закон не отменяет права субъектов Российской Федерации принимать в пределах предоставленной им компетенции собственные архивные законы. Серьезно расширена сфера действия закона, регулирующего отношения по организации хранения, комплектования, учета, использования не только документов Архивного фонда Российской Федерации (т. е. подлежащих постоянному хранению), но и других архивных документов (с временными сроками хранения). Отсюда — иное название закона (Об архивном деле. «, а не «Об Архивном фонде и архивах. «), расширенный и дополненный понятийный аппарат (введены новые дефиниции, в частности «документ Архивного фонда Российской Федерации», «документы по личному составу», «особо ценный документ», «уникальный документ», «постоянное хранение», «временное хранение», «депозитарное хранение»).

Нормы закона тщательно состыкованы с действующим законодательством. Закон де-юре закрепляет сложившееся в стране фактическое разделение архивных фондов, т. е. федеральной собственностью объявляются архивные документы, хранящиеся в федеральных архивах, содержание которых полностью обеспечивает федеральный бюджет. В собственности субъектов Российской Федерации остаются все документы, хранящиеся в региональных государственных архивах, которые финансируются из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В закон включена новая для архивного права норма: территориальные организации федеральных органов государственной власти могут сдавать свои документы в региональные архивы на договорной основе.

Следующая новация закона — норма о том, что документы Архивного фонда России, поступившие на хранение в государственные и муниципальные архивы, не входят в состав их имущества.

Своеобразным дополнением к Гражданскому кодексу России является статья закона «Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов», которая подробно объясняет, как поступать с архивными документами при реорганизации (в том числе путем преобразования, разделения или выделения) или ликвидации юридических лиц различных форм собственности.

Абсолютно новой является статья об особенностях гражданского оборота документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в частной собственности.

Закон сохраняет установившиеся после распада СССР и оправдавшие себя демократичные нормы доступа к открытой архивной информации, учитывает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Однако с принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок: «Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, могут передаваться в государственные архивы субъекта Российской Федерации на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела».

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно нового закона вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства, член-корреспондент РАН В.П. Козлов отмечал, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары. Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные — друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов — «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых — обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Содержание

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

  • 1. архивное дело в Российской Федерации (далее также — архивное дело) — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;
  • 2. архивный имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;
  • 3. документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем;
  • 4. документ Архивного фонда Российской Федерации — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;
  • 5. особо ценный документ — документ Архивного фонда Российской Федерации, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования;
  • 6. уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности;
  • 7. архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;
  • 8. архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению;
  • 9. архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов;
  • 10. государственный архив — федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (далее — федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
  • 11. муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

К федеральной собственности относятся архивные документы:

  • 1) хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договора хранения без передачи их в собственность);
  • 2) государственных органов и организаций, указанных в подпункте «б» пункта 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
  • 3) бывших неприятельских государств, перемещенные в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о перемещенных культурных ценностях;
  • 4) отнесенные к федеральной собственности федеральными законами.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы:

  • 1. хранящиеся в государственных архивах субъекта Российской Федерации, музеях и библиотеках субъекта Российской Федерации (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);
  • 2. государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации.

К частной собственности относятся архивные документы:

  • — организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства (далее — негосударственные организации);
  • — созданные гражданами или законно приобретенные ими.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

  • — постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук;
  • — временно — в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и организации (в том числе академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус, за исключением Российской академии наук), перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Сроки и условия депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации и использования указанных документов устанавливаются в договорах, заключаемых федеральными органами исполнительной власти или организациями (в том числе академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:

  • — постоянно — в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;
  • — временно — в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, могут храниться их собственниками или владельцами самостоятельно или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию Российской академии наук. При этом условия хранения этих документов определяются их собственниками или владельцами с соблюдением норм настоящего Федерального закона.

Пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук обеспечивают пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, а также государственные и муниципальные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств.

Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах определяется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок использования архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных и муниципальных музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Использование архивных документов, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, осуществляется с учетом требований данного законодательства.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, архивы государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций предоставляют государственным органам и органам местного самоуправления необходимые для осуществления ими своих полномочий архивную информацию и копии архивных документов, публикуют и экспонируют архивные документы, готовят справочно-информационные издания о составе и содержании хранящихся в них документов.

Архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов.

Закон “об архивном деле в рф“

Статьи по теме

В связи с чем возникла необходимость подготовки Закона “Об Архивном деле в РФ”? Что нового предлагает Закон? На эти и многие другие вопросы мы предложили ответить руководителю Федерального архивного агентства Владимиру Петровичу Козлову.

Федеральный закон “Об Архивном деле в РФ” был утвержден Президентом РФ 22 октября 2004 г. Когда началась подготовка этого Закона, и в связи с чем возникла такая необходимость?

Дело в том, что состояние правового регулирования архивного дела в нашей стране далеко не во всем отвечало современным реалиям. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (далее – Основы) появились в июле 1993 г., а к декабрю того же года они уже устарели в связи с принятием Конституции РФ. Некоторые положения Основ (по разграничению собственности на архивные документы, о статусе муниципальных архивов и др.) вступили в противоречие с требованиями Конституции РФ, а также других законодательных актов, принятых в ее развитие и затрагивающих отдельные вопросы работы с архивными документами.

Это, прежде всего, вопросы разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями – они не были решены в Основах.

Наряду с изменениями в российском законодательстве заметные перемены за последнее десятилетие произошли в практике архивной работы, особенно в области комплектования, выявившие пробелы в действующем архивном законодательстве.

Подготовка нового архивного закона стала настоятельной необходимостью. Для его разработки в 2001 г. была сформирована рабочая группа. В нее вошли сотрудники аппарата Росархива, федеральных архивных и научных учреждений, архивных органов субъектов РФ. Работа над проектом закона продолжалась около полутора лет, а остальное время – почти два года – это годы прохождения, годы очень тщательных экспертиз.

Я участвую в подготовке второго закона и могу сказать, что первый – Основы – прошел стадию согласования намного легче.

Что нового предлагает Закон “Об Архивном деле в РФ”?

В отличие от Основ, являющихся по своей форме сводом наиболее общих правовых установок, в принятом Федеральном законе более детально и технологично проработаны вопросы организации архивной работы по всем ее направлениям.

Серьезно расширена сфера действия Закона, регулирующего отношения по организации хранения, комплектования, учета, использования не только документов Архивного фонда РФ (т. е. подлежащих постоянному, вечному хранению), но и других архивных документов (с временными сроками их хранения). Отсюда – иное название Закона (“Об Архивном фонде и архивах” заменено на “Об Архивном деле”), иной, намного более расширенный и дополненный понятийный аппарат.

Нормы Закона тщательно состыкованы с действующим законодательством, особенно в части разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

В отличие от Основ, где разделение собственности на архивные документы не проведено, Закон уделяет этому вопросу больше внимания. При этом архивные документы как бы подразделяются на две категории: документы ликвидированных фондообразователей и документы действующих фондообразователей.

Закон содержит новую для архивного права норму: территориальные органы федеральных органов государственной власти могут сдавать свои документы в региональные архивы только на договорной основе.

Закон уточняет принципиальное положение действующего законодательства о том, что архивные документы, находящиеся в государственной собственности, не подлежат приватизации. При этом данная норма распространяется и на архивные документы, находящиеся в муниципальной собственности.

Своеобразным дополнением к Гражданскому кодексу РФ является абсолютно новая по содержанию статья “Обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по комплектованию государственных и муниципальных архивов”, где подробно расписано, как поступать с архивными документами в случае реорганизации (в т. ч. путем преобразования, разделения либо выделения) или ликвидации юридических лиц всех форм собственности.

Изменилось ли в Законе отношение к документу?

В Законе дано кардинально иное понятие документа. И мы этим довольны. Благодаря новому понятию мы постарались обойти целый ряд других моментов, препятствий, которые содержит в отношении архивного документа современное законодательство, регламентирующее очень многие стороны жизнедеятельности общества. В частности, где регламентированы имущественные отношения, кроме отношений, которые возникают в сфере архивного дела. Архивный документ, вообще документ как бы “провис”. Он не отнесен к имуществу, что наиболее просто, он не отнесен и к некоему другому виртуальному предмету.

И признаюсь честно, что была угроза отнести документ и архивный документ к имуществу, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получался парадокс: архивный документ с каждым годом (чем он старее) становится дороже, тогда как имущество, чем больше оно эксплуатируется, тем оно менее ценно.

Поэтому определения “архивного документа” и “документа” вообще начинаются с понятия, что это – “материальный носитель с зафиксированной на нем информацией”. Как материальный носитель документ дает нам возможность его определенного учета и отношения к нему именно как к материальному носителю.

Информация, которая содержится в документе, позволяет нам представить этот феномен человеческой цивилизации как особую вещь, предмет. Это очень важное и правильное определение.

Из Закона ушли понятия “государственной” и “негосударственной” частей Архивного фонда. Теперь речь идет о “государственной”, “муниципальной” и “частной” собственности на документы? В связи с чем произошли такие изменения?

Закон ориентирован, прежде всего, на сохранение и развитие той системы государственных и муниципальных архивов, которые у нас уже созданы, и в него вошли понятия “государственные” и “негосударственные” учреждения. Изменения произошли в связи с тем, что были приняты Закон о местном самоуправлении и еще два закона с поправками в него.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление не входит в систему государственной власти и составляет самостоятельную форму осуществления народовластия. Поэтому мы вынуждены были специально выделить этот блок муниципальной архивной собственности как особый блок негосударственной архивной собственности.

Собственно говоря, негосударственная часть Архивного фонда была разделена на две части: муниципальную и частную (фирмы, акционерные общества и т. д.).

Хотелось бы узнать подробнее об архивных документах, относящихся к частной собственности.

Это комплекс документов, которые создаются в ходе деятельности частных приватизированных организаций и предприятий (юридических лиц). Второй комплекс материалов, относящихся к частной собственности, составляют личные архивы граждан, которые создаются ими, как физическими лицами.

Закон включает статью об особенностях гражданского оборота документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности. Статья определяет, что собственник, заключивший договор об отнесении своих документов к составу Архивного фонда, берет на себя определенные обязательства, которые в порядке универсального правопреемства переходят к его правопреемникам. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственности на документы соответствующий государственный или муниципальный архив, с которым прежний собственник заключил договор. В случае ненадлежащего исполнения обязательств в отношении архивных документов, они по решению суда могут быть изъяты у собственника.

Большинство наших читателей работает в коммерческих организациях, многие из них предпринимают попытки создать архив, но часто это связано с большими сложностями. Что Вы им можете посоветовать?

Вы знаете, что в Законе в отношении государственных учреждений, организаций, предприятий четко сказано: обязаны создавать архивы.

Что же касается негосударственных организаций, исключая, конечно, муниципальные, то здесь формулировка “организации и граждане вправе создавать архивы” – не разработчиков, а юристов.

У разработчиков была иная, более жесткая формулировка – “организации и граждане обязаны создавать архивы”, однако юристы посчитали, что она противоречит Конституции. В результате частные организации, граждане вольны решать вопрос о том, создавать или не создавать архивы. В Законе есть, правда, норма, которая обязывает сохранять документы, связанные с социальной защитой граждан.

Не теряет ли наше государство ценные документы, не входящие в сферу его влияния?

Да, конечно, общество теряет. Такая необязательная норма действительно создает условия для утраты, может быть, очень важных документов о событиях нашей истории, нашей действительности.

Как определяется ответственность за уничтожение документов, не входящих в Архивный фонд РФ?

Мы все-таки полагаем, что в нашей стране сегодня не разрушена, а, возможно, даже усовершенствована система отбора документов для вечного хранения. И система определения сроков хранения этих документов.

Конечно, и центральная экспертно-проверочная комиссия, которая существует в Росархиве, и экспертно-проверочные, и другие комиссии, существующие в государственных архивах, министерствах и ведомствах, похожи на врачебный консилиум, когда люди принимают решение, в значительной степени исходя из интуиции. Поэтому не исключены ошибки в определении ценности того или иного документа. Но что касается сроков непостоянного хранения, то мне кажется, что в тех перечнях, которые мы имеем, они достаточно адекватно установлены. И они все-таки предотвращают возможность преднамеренного или непреднамеренного уничтожения документов, которые могут еще пригодиться обществу.

Как Вы относитесь к проблеме создания архивов компаний (промышленных, экономических), которые существуют во многих странах мира?

Конечно, отношусь к созданию таких архивов позитивно. Я абсолютно уверен, что со временем профильные компании и частные предприятия начнут самоорганизовываться и в России, как это происходит, например, в Голландии.

Нефтяные компании создают объединенный архив, он является частным, но обеспечивает хранение и использование документов целого ряда компаний. И можно это только приветствовать.

Учитывался ли зарубежный опыт при создании Закона?

Изучив мировой опыт, мы в большей степени сделали акцент на сохранении тех принципов организации архивного дела, которые были накоплены в нашей стране.

По организации, методическому обеспечению, постановке архивного дела мы не уступаем развитым странам. Наша беда в другом – недостаток средств. А так, все нормы, особенно если взять нормы доступа, у нас очень демократичны.

В Законе отсутствует понятие “электронный документ”, который сейчас очень актуален. Что Вы можете об этом сказать? Каковы перспективы развития законодательства в этой области?

Если бы мы попытались в Законе дать определение электронного документа, то просто бы его “похоронили”, потому что единого, четкого определения нет, а вернее – их сотни. Поэтому в целях сохранения основной части Закона, ориентированного, в первую очередь, на традиционную документацию, мы сознательно от этого отошли. А то, что развитие законодательства, связанного с электронным документированием, необходимо, нет абсолютно никакого сомнения.

В любой стране, для того чтобы создать закон об электронном документировании, нужно достичь определенной степени и финансового, и технологического благополучия.

Прослеживается ли в Законе взаимосвязь делопроизводства и архивного дела? Расскажите о судьбе законопроекта “О документационном обеспечении управления”.

Прослеживается, но не в той степени, в какой этого хотелось бы. И объясняется это опять же тактическими соображениями при разработке Закона. Мне кажется, что документационный аспект должен все-таки решаться в рамках отдельного закона, потому что это целая сфера и, возможно, посложнее, чем сфера архивного дела. Первый вариант закона о документационном обеспечении управления уже подготовлен.

Что Вы можете рассказать о разработке и проведении единой государственной политики в области архивного дела? Как отразится принятие данного Закона на законодательстве субъектов РФ?

Строго говоря, разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела сегодня является сферой ответственности не Федерального архивного агентства, а Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

Сегодня трудно сказать, как и в какой форме пойдет законодательное регулирование архивного дела субъектов Федерации. Отмененные Основы не были законом прямого действия. Они содержали некие общие принципы, а субъекты Федерации должны были принимать конкретные законы. Это было правильно. И в свое время был разработан типовой закон об архивном деле субъектов Федерации, который наполнялся в каждом регионе своим содержанием. Принятый Закон – федеральный и является законом прямого действия. Большая часть его норм (приблизительно 90%), обязательна к применению в любом субъекте Федерации и даже в муниципальных образованиях. Но есть несколько случаев, где Закон указывает, что те или иные правоотношения в области архивного дела внутри (между) субъекта Федерации решаются законодательством субъекта Федерации. Как это совместить – вопрос к юристам.

Довольны ли Вы достигнутым результатом?

Да, конечно. За 12 лет подготовить два закона, т. е. принимать в их разработке самое непосредственное участие, а во втором случае даже руководить рабочей группой – это, безусловно, повод, чтобы быть довольным.

Вы очень занятой человек. Как Вам удается поддерживать такую прекрасную интеллектуальную и физическую форму?

Не знаю. Курю потому что много. А если говорить серьезно – у меня корни очень крепкие, все мои родственники жили довольно долго, по сто лет. Отец, ветеран войны, умер три года назад.

У Вас, наверное, есть хобби?

По отношению к чему? Если по отношению к основной работе, то второе хобби – это научные исследования, потому что они тесно переплетаются. И… люблю просто на даче поработать, отдохнуть.

Расскажите, пожалуйста, о Ваших последних исследованиях, Вашей последней книге.

Практически завершена книга, которая называется “Бог сохранял архивы России”. Это очень большая книга, где-то 30 авторских листов. В ней я попытался рассказать о своей жизни за последние 13 лет. И об истории архивного дела за эти годы, причем не изолированной, а тесно связанной с политическими, экономическими, интеллектуальными процессами, происходившими в это время.

Отдельные части этой книги были изданы в виде брошюр. Брошюры “Архивы России в зеркале средств массовой информации 90-х гг. XX века” и “Российские архивы: проблемы доступа и использования” посвящены российским архивам, проблемам доступа и использования документов. Они о том, как мы в это десятилетие разрабатывали систему, что сделали, что издали, где допустили ошибки.

Еще одна брошюра называется “Историко-архивный институт: Хроника развала и точка бифуркации”. Это рассказ об истории уникальнейшего учебного заведения, о печальной судьбе архивного института. И одновременно попытка на его примере рассмотреть проблему современного гуманитарного образования в нашей стране.

Какие Вы читаете книги, смотрите фильмы? Успеваете ли ходить в театр, на выставки?

Книги я читаю, и довольно много. Стараюсь следить за основной исторической литературой. И часто испытываю как огорчение, так и восторг и восхищение от того, что сегодня у нас издается. Меня очень тревожит, что историческая литература все больше и больше превращается в беллетристику. Поэтому уже несколько лет предпочитаю первоисточники для чтения. Благодаря своей должности, я имею счастливую возможность получать практически все издания документов в нашей стране. С удовольствием их читаю. И советую это делать читателям вашего журнала. Это замечательно!

Одна из последних прочитанных книг – совершенно уникальный дневник сына Марии Цветаевой Георгия Эфрона. Это дневник 1939–1944 гг.

Вообще мемуары – один из самых замечательных источников для изучения истории.

Что касается фильмов, принципиально их почти не смотрю и предпочитаю старые фильмы – у меня есть небольшая хорошая подборка, видеотека.

В театр практически не хожу, увы, не хватает времени. На выставки – да, но в основном архивные. В выставочном зале федеральных архивов недавно проходила интереснейшая выставка “Блестящий век Екатерины Великой”, готовится выставка “Семья Павла I. К 250-летию со дня рождения”.

Что бы Вам хотелось пожелать нашим читателям?

Я так понимаю, что ваши читатели – профессиональные работники делопроизводственных служб, обеспечивающие комфортные и удобные условия работы руководителей каких-то структур и функционирование архивов.

Хотел бы пожелать им, во-первых, овладеть всеми азами своей профессии. Во-вторых, по возможности, постоянно совершенствоваться в своем деле. В-третьих, те, кто посвятят ей всю свою жизнь, должны увидеть в ней мельчайшие и великолепные нюансы благородства, если так угодно. На первый взгляд, обычному обывателю не понятные, а на самом деле – очень помогающие в работе. А тем, кто рассматривает данную профессию как временную, все равно нужно быть совершенными в этой работе. Потому что если нет стремления совершенствоваться в малом – не будет и стремления совершенствоваться в большом.

Если, как говорится, “ни рыба ни мясо” на секретарской должности, уверен, что то же самое будет и на любой другой должности – престижной, непрестижной – неважно.

И, в конечном итоге, не самое малое значение имеет и денежный аспект. Поэтому я желаю, чтобы как можно больше зарабатывали те, кто посвятил хотя бы кусочек своей жизни работе с документами.

Законодательство в области архивного дела

Управление архивным делом в Российской Федерации. Хранение и учет документов, допуск к ним и использование. Комплектование архивов. Международное сотрудничество РФ в области архивного дела. Нормативно-правовое обеспечение деятельности архивов в РФ.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.12.2011
Размер файла 41,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Законодательство в области архивного дела

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

2.1 Архивный фонд Российской Федерации

2.2 Управление архивным делом в Российской Федерации

2.3 Хранение и учет архивных документов

2.4 Комплектование архивов архивными документами

2.5 Доступ к архивным документам и их использование

2.6 Международное сотрудничество РФ в области архивного дела

3. Архивное дело на современном этапе

Введение

На настоящий момент мы можем наблюдать лишь повсеместное нарастание потребностей различных слоев населения в документальной информации. Ветераны в поисках справок о стаже работы, предприниматели, заинтересованные опытом коммерческой деятельности начальных десятилетий прошлого века, историки, ликвидирующие «белые» и «черные» пятна, социологи, пытающиеся беспристрастно реконструировать общественные настроения, представители государственной власти, ищущие наиболее удачные политические решения в положительном опыте прошлого, этнографы и музееведы, деятели церкви и юристы — все они с большой надеждой и заинтересованностью идут в архивы, пытаются понять современность и заглянуть в будущее.

Поэтому рассматривая архивы в качестве специальной информационной системы хранения информационных ресурсов, имеющих особую историческую ценность, необходимо оценивать их роль как важнейшего источника знаний, свидетельств, фактов, событий, явлений, позволяющих устанавливать истину, отслеживать социальные, политические, экономические, исторические процессы. [25; 50 с.]

Состояние архивного дела в РФ в значительной мере зависит от состояния нормативно-правового регулирования отношений в этой области. Законы Российской Федерации, законы и другие нормативные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления призваны создать систему мер, которая позволяет позитивно регламентировать деятельность и поведение субъектов в рассматриваемой области, осуществлять профилактическую работу по предотвращению нарушений и восстанавливать необходимый порядок.

С учетом воздействия информационных технологий на все направления общественной жизни, уплотнения пространства при современных средствах коммуникации информации меняется и правовое пространство. Ранее принятые как самостоятельные законы в области архивного и библиотечного дела, в отношении культурных и исторических ценностей, а также акты, регулирующие документирование, документооборот, делопроизводство, сегодня требуют синхронизации, системного согласования и обновления. Именно этим вызвано внесение дополнений и изменений в комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере. Систематизирующую роль при этом выполняют законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об архивном деле в Российской Федерации», в области авторского права и др.

Федеральный закон №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», вступивший в силу 27 октября 2004 г., ознаменовал начало нового этапа в нормативно-правовом обеспечении деятельности архивных учреждений Российской Федерации.

Поэтому целью курсовой работы является изучение архивного законодательства, а именно Федерального закона Российской Федерации от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а также дать описание состоянию архивного дела на современном этапе.

В работе использовались как сами законодательные источники, регулирующие архивное дело в Российской Федерации, так и учебные пособия по архивоведению (например, учебник Е.В. Алексеевой для начального профессионального образования «Архивоведение») и доклады Всероссийской научно-практической конференции 199 года..

1. Законодательство в области архивного дела

архивный документ правовой хранение

В настоящее время действует большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих отрасли права или правоотношения, тесно связанные с архивным делом. Принципы и нормы некоторых из них были включены в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

2. Уголовный кодекс РФ;

3. Гражданский кодекс РФ;

5. Федеральный закон «О внешней разведке», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 14.02.2007 № 20-ФЗ);

6. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

8. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.);

9. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.);

10. Закон «О государственной тайне» (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О);

11. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4524-I «О федеральных органах правительственной связи и информации» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.);

12. Указ Президента РФ от 23 июня 1992 года № N 658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»;

13. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г № 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;

14. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (с изменениями на 10 июня 2009 г.);

15. Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;

16. Указ Президента РФ от 17 марта 1994 № 552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России»;

17. Постановление Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 года №35 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 №731);

18. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. N 170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР»;

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» (с изменениями на 22 мая 2008 года);

20. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 21 апреля 1995 г. N 725-I ГД (СЗРФ 95-19) «О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещенных в годы Великой отечественной войны»;

21. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. № 1562 «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России» ;

22. Положение «О Министерстве иностранных дел Российской Федерации (новая редакция с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ от 31.05.2001 № 613, от 16.09.2002 № 993).

Итак, всего, по подсчетам, на федеральном уровне имеются свыше 150 нормативных актов, регулирующих отношения в области информационных ресурсов и доступа к информации. [25, 51 с.]

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

Как мы видим, деятельность архивов как части государственных информационных ресурсов регулируется значительным количеством правовых актов общего, специального или отраслевого характера. Центральное место в этой правовой системе, очевидно, занимает Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 1 октября 2004 года, одобренный Советом Федерации 13 октября 2004 года и вступивший в силу 27 октября 2004 года.

Со дня вступления в силу Федерального закона утратили силу следующие законодательные акты:

1) Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года N 5341-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1311);

2) Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5342-I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1312).

Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства. Юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством РФ.

Во второй статье Федерального закона подчеркивается, что в случае противоречия ему законов и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе субъектов РФ, муниципальных правовых актов об архивном деле действуют нормы настоящего Федерального закона.

Документ дает определения целому ряду понятий:

1) архивное дело в Российской Федерации (далее также — архивное дело) — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов;

2) архивный документ — материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства;

3) документы по личному составу — архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем;

4) документ Архивного фонда РФ — архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению;

5) особо ценный документ — документ Архивного фонда РФ, который имеет непреходящую культурно-историческую и научную ценность, особую важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования;

6) уникальный документ — особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности;

7) архивный фонд — совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

8) Архивный фонд РФ — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению;

9) архив — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов;

10) государственный архив — федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ (далее — федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ (далее — государственный архив субъекта РФ), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов;

11) муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов;

12) постоянное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ без определения срока (бессрочное);

13) временное хранение архивных документов — хранение архивных документов до их уничтожения в течение сроков, установленных нормативными правовыми актами;

14) временное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона;

15) депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ — хранение документов Архивного фонда РФ федеральными органами исполнительной власти и организациями (в том числе академиями наук РФ, имеющими государственный статус, за исключением Российской академии наук) в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

16) экспертиза ценности документов — изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ;

17) упорядочение архивных документов — комплекс работ по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел) в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

18) владелец архивных документов — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами и реализующие полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором;

19) пользователь архивными документами — государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

В первой главе речь идет о полномочиях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области архивного дела. Так, к полномочиям РФ в области архивного дела относятся:

1) разработка и проведение единой государственной политики в области архивного дела;

2) установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил;

3) хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов: федеральных государственных архивов, федеральных музеев и библиотек; федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, в том числе органов прокуратуры РФ, ЦИК РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ; государственных внебюджетных фондов; академий наук РФ, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций; федеральных государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и федеральных государственных учреждений (далее — федеральные организации), в том числе расположенных за пределами РФ;

4) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

5) решение вопросов о временном вывозе документов Архивного фонда Российской Федерации за пределы государства.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В документе также указано, что законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

2.1 Архивный фонд Российской Федерации

Во второй главе определяется состав Архивного фонда РФ. В него входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе:

· документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

· кино-, фото-, видео- и фонодокументы;

· электронные и телеметрические документы;

· копии архивных документов на правах подлинников;

· архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.

Кроме этого, федеральный закон разъясняет вопросы, связанные с включением архивных документов в состав Архивного фонда РФ:

1. Архивные документы включаются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов.

2. Решение научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда РФ, а также с определением в его составе особо ценных документов, в том числе уникальных документов, осуществляется центральной экспертно-проверочной комиссией специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, который также утверждает перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения.

3. Решение вопросов о включении в состав Архивного фонда РФ конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела в пределах их компетенции.

4. Экспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов.

5. Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.

6. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда РФ осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом (органом местного самоуправления муниципального района, городского округа), музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда РФ.

В Федеральном законе N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» разграничиваются архивные документы, относящиеся к государственной, муниципальной и частной собственности.

1) архивные документы, хранящиеся в федеральных государственных архивах, федеральных музеях и библиотеках, организациях РАН, в государственных архивах субъекта РФ, музеях и библиотеках субъекта РФ (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи, библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность);

2) архивные документы федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, в том числе органов прокуратуры РФ, ЦИК РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ (Банка России), государственных органов и организаций субъекта РФ;

3) архивные документы бывших неприятельских государств, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о перемещенных культурных ценностях;

К муниципальной собственности относятся архивные документы органов местного самоуправления и муниципальных организаций и хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках (за исключением архивных документов, переданных в эти архивы, музеи и библиотеки на основании договора хранения без передачи их в собственность).

1) архивные документы организаций, действующих на территории РФ и не являющихся государственными или муниципальными, в том числе общественных объединений со дня их регистрации в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях и религиозных объединений после отделения церкви от государства (далее — негосударственные организации);

2) созданные гражданами или законно приобретенные ими.

Федеральный закон поясняет правовое положение архивных документов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Так, передача архивных документов, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и (или) муниципальных образований осуществляется Правительством РФ по представлению специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, а передача архивных документов, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, в собственность РФ, других субъектов РФ и (или) муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъекта РФ и муниципальными правовыми актами.

Важным является тот момент, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральными законами, и в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муниципальной собственности.

В 11-ой статье речь идет о гражданском обороте документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности.

Закон дает право передачи другому лицу документов этих документов. При этом правопреемник обязан уведомить о переходе к нему прав собственника соответствующее государственное, муниципальное учреждение, с которым прежний собственник заключил договор. Кроме того, к нему переходят обязанности, указанные в договоре, предусмотренном частью 7 статьи 6 Федерального закона. Если же собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса РФ.

Федеральный закон регламентирует особый порядок продажи архивных документов, находящихся в частной собственности: организаторы торгов обязаны не позднее чем за 30 дней до дня их проведения проинформировать в письменной форме о месте, времени и об условиях продажи архивных документов специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти и соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, на территории которого проводятся торги. Нарушение данного порядка продажи архивных документов может служить основанием для возникновения у этих органов права требовать в судебном порядке в соответствии с гражданским законодательством перевода на них прав и обязанностей покупателя.

В соответствии с Конституцией РФ закон гарантирует защиту прав собственности на архивные документы независимо от их форм собственности. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается. Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международным договором РФ и законодательством РФ.

2.2 Управление архивным делом в Российской Федерации

Глава 3 Федерального закона РФ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» посвящена созданию архивов, организации управления архивным делом в РФ, вопросам финансового и материально-технического обеспечения архивного дела, и контролю за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ. Закон обязывает государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, а организациям и гражданам дает право создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Управление архивным делом осуществляют:

· в РФ — федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти;

· в субъектах РФ — органы государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела;

· в муниципальных образованиях — органы местного самоуправления.

Государство обязывает при работе с архивными документами руководствоваться законодательством РФ, обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов и в свою очередь гарантирует соблюдение прав по Федеральному закону и обеспечение развития архивного дела в РФ на основе проведения соответствующей научно-технической и финансовой, в том числе налоговой и кредитной, политики.

Согласно статье 15 государственный орган, орган местного самоуправления, принимающие решение о реконструкции, передаче или сносе здания, в котором размещен государственный или муниципальный архив, обязаны предоставить этому архиву здание, отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов. Государственные и муниципальные архивы вправе осуществлять приносящую доход деятельность, так как это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных законодательством РФ.

Контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в РФ возлагается на федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством РФ и субъектов РФ.

2.3 Хранение и учет архивных документов

В главе 4 речь идет об обязанностях по обеспечению сохранности архивных документов, хранению и государственному учету документов Архивного фонда РФ. Закон запрещает уничтожение документов Архивного фонда РФ, устанавливает особый режим учета, хранения и использования особо ценных и уникальных документов, при этом только лишь уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти имеет право определять порядок отнесения документов Архивного фонда РФ к особо ценным документам, в том числе уникальным документам и порядок учета таких документов, создания и хранения их страховых копий.

Вопросы хранения документов по разным видам собственности освещены в статье 18. Так, документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной собственности, хранятся:

1) постоянно — в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях РАН;

2) временно — в государственных органах и организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по работе с архивными документами, относящимися к государственной собственности и находящимися на территории муниципального образования.

При этом, депозитарное хранение документов Архивного фонда РФ, находящихся в федеральной собственности, осуществляют федеральные органы исполнительной власти и организации (и академии наук РФ с государственным статусом, за исключением РАН), перечень которых устанавливается Правительством РФ. Сроки и условия данного хранения и использования указанных документов устанавливаются в договорах, заключаемых указанными организациями со специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Документы, находящиеся в муниципальной собственности, хранятся:

1) постоянно — в муниципальных архивах, музеях и библиотеках;

2) временно — в органах местного самоуправления, муниципальных организациях и создаваемых ими архивах в течение установленных сроков.

Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности, могут храниться их владельцами самостоятельно (с соблюдением норм настоящего ФЗ) или могут быть переданы по договору на хранение в государственный или муниципальный архив, библиотеку, музей, а также в организацию РАН.

Специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти также определяет порядок обязательного государственного учета документов Архивного фонда РФ и ведет учет уникальных документов в Государственном реестре уникальных документов, при этом документы Архивного фонда РФ, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях РАН, не входят в состав их имущества.

2.4 Комплектование архивов архивными документами

Глава 5 определяет порядок передачи документов Архивного фонда РФ на постоянное хранение, сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ (см. приложение А) и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами (см. приложение Б). Кроме того, статья 20 перечисляет источники комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами:

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются различные архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы;

2. Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих различные архивные документы в эти архивы. Включение в списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.

Передаются на постоянное хранение:

1. В соответствующие государственные и муниципальные архивы — документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях;

2. В государственные архивы субъекта РФ — документы Архивного фонда РФ, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов РФ, расположенных на территории субъекта РФ (на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела)

3. В государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации РАН — документы Архивного фонда РФ, находящиеся в частной собственности (на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями РАН и владельцами документов)

Но запрещается государственным органам и организациям и органам местного самоуправления передавать образовавшиеся в процессе их деятельности документы Архивного фонда РФ в музеи, библиотеки, организации РАН и негосударственные организации.

Кроме того, в порядке, установленном законодательством РФ об обязательном экземпляре документов, осуществляется передача обязательного бесплатного экземпляра документов на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы.

2.5 Доступ к архивным документам и их использование

Федеральный закон РФ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» гарантирует право пользователю архивными документами свободного доступа для поиска, получения и изучения архивных документов, обеспечивающегося путем предоставления справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов.

Ограничение на доступ к архивным документам:

1. Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным договором РФ, законодательством РФ, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

2. Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда РФ, признанным в порядке, установленном специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии.

3. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к таким архивным документам может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Согласно Федеральному закону пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом, и государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации РАН должны обеспечить пользователю условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов, а государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ. К тому же, они могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств. Однако если на архивные документы распространяется действие законодательства РФ об интеллектуальной собственности, то их использование осуществляется с учетом его требований.

Архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством РФ, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов.

2.6 Международное сотрудничество РФ в области архивного дела

В данной главе Федерального закона регламентируются вопросы вывоза и ввоза архивных документов. Закон запрещает вывоз за пределы РФ архивных документов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, но возможен их временный вывоз, который осуществляется в соответствии с законодательством РФ. К тому же, могут быть вывезены архивные документы, находящиеся в частной собственности, но перед этим они подлежат экспертизе ценности документов в порядке, установленном Правительством РФ, а также перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ архивные документы, не относящихся к федеральной собственности.

Федеральный закон разрешает ввоз в РФ только тех архивных документов, которые были приобретены и (или) получены на законных основаниях.

3. Архивное дело на современном этапе в связи с принятием ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом. Значительный вклад в изучение истории архивного дела и создание концепции отечественного архивоведения внесли отечественные ученые: Н.В. Калачов, Д.Я. Самоквасов, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Н. Валк, В.В. Максаков, И.Л. Маяковский, М.Н. Покровский, А.В.Чернов, В.Н. Автократов, В.Н. Старостин, Е.В. Старостин, В.П. Козлов и др. (1).

Особой частью истории архивного дела страны является история архивного дела на Ставрополье, которая ведет свой отсчет со второй половины XVIII в. Именно тогда, в период освоения северокавказских земель, в результате деятельности различных правительственных учреждений и организаций, стали формироваться уникальные по составу и содержанию архивные фонды. Их документы сегодня позволяют воссоздать историю заселения южных земель Российской империи в конце XVIII — XIX вв. Поворотным событием в истории архивного дела Ставрополья стало создание, в 1906 г., Ставропольской ученой архивной комиссии.

В 2004 г. в России была проведена масштабная административная реформа, в результате которой федеральные органы исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций были разделены на министерства (с правоустанавливающими функциями), службы (с контрольно-надзорными функциями) и агентства (с правоприменительными функциями по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом). Согласно этим изменениям Федеральная архивная служба России была преобразована в Федеральное архивное агентство, подведомственное Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В 2004 г. был принят Федеральный Закон «Об архивном деле в Российской Федерации», который сегодня регулирует отношения в сфере организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других документов независимо от их форм собственности. Закон регулирует и отношения управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Принципиально важными положениями Закона, отличающими его от других законодательных актов, в архивной сфере являются: его более широкая сфера применения; отсутствие деления на государственную и негосударственную часть Архивного фонда РФ; внимание к муниципальному архивному звену; разработка понятийного аппарата современной архивной сферы; четкое разграничение полномочий РФ, ее субъектов и муниципальных образований в области архивного дела; четкое определение состава Архивного Фонда РФ; обозначение особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности РФ; указание особенности гражданского оборота документов Архивного Фонда РФ, находящихся в частной собственности; провозглашение принципов, связанных с комплектованием, хранением, учетом и организацией использования документов Архивного Фонда РФ; полная регламентация всего управления архивным делом. В отдельных главах Закона прописаны вопросы доступа к архивным документам и их использованию, а также вопросы международного сотрудничества.

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» явился вторым основным федеральным законом принятым в архивной сфере современной России. Несмотря на свой прогрессивный характер, он все-таки содержит определенные противоречия и изъяны. Принятие закона обострило проблему, заложенную еще в «Основах архивного законодательства» 1993 года. Тогда, с учетом изменения государственного строя и появления частной собственности в стране, архивные документы были разделены на государственные и негосударственные. Последствия такого решения еще долго будет сказываться в текущей архивной деятельности учреждений и организаций, т.к. в результате колоссальное количество документов (особенно по личному составу ликвидированных коммерческих структур) уже утрачено и продолжает утрачиваться ежегодно. Реальных рычагов, которые бы позволили изменить ситуацию в лучшую сторону, до сих пор не найдено.

С принятием нового закона единый Архивный фонд Российской Федерации был разделен на три части: федеральные архивные документы, региональные архивные документы и муниципальные архивные документы. Разделяя собственность на документы, не предусмотрели изменение системы комплектования и хранения документов, существовавшей еще с советского времени. Напротив, в статье 21 закона было введено положение, которое сохраняло существующий порядок.

В результате остро встал вопрос о судьбе документов территориальных подразделений федеральных органов власти, таких, как суды, прокуратуры, налоговые органы, органы службы безопасности, таможенные органы, комиссариаты, органы статистики, управления федерального казначейства, контрольные и надзорные службы, службы занятости населения, отделения Пенсионного фонда, федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия, учреждения культуры и образования и т.д. Согласно новому закону вся их документация является федеральной собственностью и должна быть принята на хранение в федеральные архивы, возможности которых ограничены. И подобных проблем немало.

На IV Всероссийском съезде российского общества историков-архивистов руководитель Федерального архивного агентства отмечалось, что за последние 15 лет при чрезмерной централизации организационного, нормативного и методического обеспечения архивного дела, по нему были нанесены ощутимые удары. Федеральные архивы были отделены от региональных, региональные — друг от друга. Получила законодательное оформление отгороженность от государственной архивной службы архивных служб ряда ведомств, возникли проблемы во взаимодействии государственных архивных служб субъектов РФ и муниципальных архивных служб этих субъектов. На федеральном уровне произошло дробление функций, когда-то сконцентрированных в едином федеральном органе исполнительной власти архивного дела, на функции политические и законотворческие. В результате административной реформы 2004 г. осталась «ничьей» функция контроля за организацией ведомственных, архивных и делопроизводственных служб, особенно на федеральном уровне.

На сегодняшний день создана и правовая основа государственного учета. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» документы Архивного фонда Российской Федерации независимо от места их хранения подлежат государственному учету.

Организована разработка и внедрение в практику работы архивных учреждений страны программных комплексов — «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», в основе которых — обеспечение преемственности с традиционными формами и методами учета, базирующееся на единстве учетных показателей в электронном и традиционном форматах; возможность тиражирования программного обеспечения для организации его использования не только на объектах архивной отрасли, но и в хранилищах Архивного фонда Российской Федерации любой ведомственной принадлежности.

Заключение

В начале XXI столетия архивоведение стало самостоятельной, касающейся всех и каждого сферой практической и научной деятельности, занимающей важнейшее место в системе научных дисциплин и в общественной жизни. Современное архивоведение занимается не только изучением ретроспективной информацией, но и проникает в суть процессов, происходящих с документами в современной системе управления. [25; 8 с.]

Одной из актуальных проблем отечественного архивоведения является разработка вопросов архивного законодательства. Архивное дело, как и любая другая сфера жизни общества, имеет свою правовую форму — общественные отношения, которые регулируются архивным законодательством. Главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.

Итак, в курсовой работе была рассмотрена основная часть нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере архивного дела, изучен Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а также дана оценка состоянию архивного дела на современном этапе.

Изучив архивное законодательство и возможности его использования в архивах не только федерального, но и муниципального значения, можно сделать вывод, что новый закон существенно продвинул вперед регулирование работы федеральных архивов, но дополнения и изменения в уже принятые законодательные акты не исключают постановки вопроса об организации работы по подготовке новых редакций или совершенно новых законов в области информации, документоведения и архивного дела. Об этом следует думать и накапливать опыт в понимании новых процессов в области использования информационных ресурсов, в том числе и относительно незаменимых исторических и культурных ценностей — свидетельств цивилизационного развития общества и в пределах отдельных геополитических и культурных структур.

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

2. Уголовный кодекс РФ;

3. Гражданский кодекс РФ;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон «О внешней разведке», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 14.02.2007 № 20-ФЗ);

7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

9. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.);

10. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.);

11. Закон «О государственной тайне» (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О);

12. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4524-I «О федеральных органах правительственной связи и информации» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.);

13. Указ Президента РФ от 23 июня 1992 года № N 658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»;

14. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г № 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;

15. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (с изменениями на 10 июня 2009 г.);

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.sekretariat.ru, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector