+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Общественный контроль за охраной труда осуществляет

Общественный контроль за условиями и охраной труда является важной частью социального партнерства и осуществляется профессиональными союзами. Общественный контроль призван играть существенную роль в управлении охраной труда, выступая одновременно с двух сторон. С одной стороны — это “внутренний” контроль самих работников, с другой стороны — это “внешний” для работодателя или органа управления контроль “совокупного работника” в лице их объединений. Профсоюзные инспектора труда осуществляют “внешний” общественный контроль, для чего имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профессионального союза или объединения профсоюзов для проверки.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда осуществляют “внутренний” общественный контроль в той организации, от работников которой они выбраны.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • — осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • — защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • — предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • — осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • — принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • — принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • — обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ об охране труда профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • — осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;
  • — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
  • — принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
  • — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
  • — предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;
  • — осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
  • — осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • — принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • — принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
  • — обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  • — принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

В связи с этой статьей Исполнительный Комитет Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) своим постановлением от 16 июня 1994 г. № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР, Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприятии.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года № 30.

При организации общественного контроля за охраной труда на предприятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе законов о труде РФ, Основах законодательства РФ об охране труда и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда РФ, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следующие основные задачи:

  • — содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • — осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • — представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • — консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им должны быть предоставлены следующие функции:

  • — контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;
  • — участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • — участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
  • — осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
  • — участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Длительное время функции государственного надзора и контроля за со­блюдением законодательства о труде и охране труда осуществляли профсою­зы, а также состоящая в их ведении инспекция труда.

В настоящее время в соответствии со ст. 22 «Закона об основах» общест­венный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональны­ми союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а

также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсо­юзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодатель­ства об охране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения без­ опасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их само­стоятельное расследование;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц ор­ганизаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных слу­чаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований ох­
раны труда;

— осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обяза­тельств работодателей по охране труда, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установ­ленном Правительством Российской Федерации порядке;

— обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с на­рушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмот­ренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требо­ваний охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностны­ми лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Постановлением Минтруда от 8 апреля 1994 года № 30 утверждены Ре­комендации по организации работы уполномоченного (доверенного)лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

При организации общественного контроля за охраной труда на пред­приятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками предста­вительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспек­ции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе зако­нов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регла­ментирующих деятельность перечисленных органов.

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сфе­ры их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и чис­ленности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном под­разделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллектив­ном договоре или ином другом совместном решении работодателя и предста­вительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные ор­ганы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работника­ми представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут от­ветственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании тру­дового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения сро­ка действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требова­тельности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требо­ваниям норм и правил по охране труда.

Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

Представление интересов работников в государственных и обществен­ных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работо­дателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следу­ющие функции:

1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законода­тельных и других нормативных правовых актов об охране труда, состо­янием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

— соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

— правильностью применения ими средств коллективной и индивиду­альной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и со­держанием их в чистоте и порядке).

2 Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зда­ний, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответст­вие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной за­
щиты работников и разработке мероприятий по устранению выявлен­ных недостатков.

3 Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучше­нию условий труда работников.

4 Осуществление контроля за своевременным сообщением руководите­лем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отды­ха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и рабо­ты с вредными или опасными условиями труда.

5 Участие в организации первой помощи (а после соответствующего
обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного
случая на производстве.

6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного
органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных
случаев на производстве.

7. Информирование работников подразделения, в котором они являют­ся уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопас­ности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

1 Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являют­ся уполномоченными, законодательных и других нормативных право­вых актов об охране труда.

2 Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотрен­ных коллективными договорами, соглашениями, результатами рассле­дования несчастных случаев.

3 Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию средств труда.

4 Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны
труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

5 Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ
в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

6 Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлече­нии к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нор­мативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

7 Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с из­менением условий труда, нарушением законодательства об охране тру­да, обязательств, установленных коллективными договорами или сог­лашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполно­моченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативны­ми и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общественный контроль за охраной труда

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ общественный контроль в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Права профсоюзов и иных уполномоченных работниками органов

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками органы имеют право:

  • Осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
  • Принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимате­лей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
  • Защищать права и законные интересы членов профессионально­го союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
  • Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязатель­ные для рассмотрения.
  • Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотре­ния должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным на проведение государствен­ного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные по охране труда

Институт уполномоченных может создаваться для организации общест­венного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собствен­ности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Основные задачи уполномоченных по охране труда:

  • Содействие созданию в организации (в производственном под­разделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда.
  • Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
  • Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Основные функции уполномоченных по охране труда:

  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда:
  • соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
  • правильностью применения ими средств коллективной и инди­видуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).
  • Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников ) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индиви­дуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.
  • Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.
  • Осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
  • Участие в расследовании бессчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представитель­ного органа трудовою коллектива.
  • Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяс­нительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Уполномоченные по охране труда имеют право:

  • Контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предус­мотренных коллективными договорами, соглашениями, результата­ми расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану груда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными по охране труда поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномочен­ных работниками представительных органов, органов государственно­го контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Комитеты и комиссии по охране труда

Для координации и организации совместных действий работода­телей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studopedia.ru, websot.jimdo.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector