+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Органы социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Выделяют следующие уровни социального партнерства:

  • 1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  • 2. межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);
  • 3. региональный уровень в субъекте РФ;
  • 4. отраслевой уровень;
  • 5. территориальный уровень (в муниципальном образовании);
  • 6. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формами социального партнерства являются:

  • · коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • · взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • · участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • · участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:

  • o обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений;
  • o ведение коллективных переговоров;
  • o обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  • o организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе. Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • o равноправие сторон;
  • o уважение и учет интересов сторон;
  • o заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • o содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • o соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • o полномочность представителей сторон;
  • o свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • o добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • o реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • o обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • o контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • o ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Стороны, органы, система и формы социального партнерства.

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система социального партнерства подразделяется на определенные уровни, среди которых выделяются:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Статьей 27 ТК РФ закреплены формы, в которых осуществляется социальное партнерство.

К ним относятся: 1)коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению; 2)взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; 3)участия работников, их представителей в управлении организацией; 4)участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые: обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений; ведение коллективных переговоров; обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения; организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе. Комиссии по регулированию социально-трудовых споров создаются по решению работников и работодателей из наделенных необходимыми полномочиями представителей данных сторон. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально — трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально — трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Органы социального партнерства

Органами социального партнерства называют органы (комиссии), состоящие из представителей сторон социального партнерства, призванные регулировать социально-трудовые отношения, вести коллективные переговоры, разрабатывать проекты коллективных договоров, соглашений, заключать коллективные договоры, следить за их выполнением (ст. 35 ТК РФ).

Комиссии создаются на равноправной основе по решению сторон. Они могут создаваться на всех уровнях социального партнерства, быть двусторонними или трехсторонними; действовать на постоянной основе или создаваться для временных целей; создаваться как органы общей компетенции (многофункциональные) или специализированные (целевого назначения). Комиссии состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны.

С 2006 г. комиссии наделены правом участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. В отношении них предусмотрено право участия в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Целью этого является согласование интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Органы государственной власти и местного самоуправления, принимающие акты в сфере труда, обязаны (ст. 35.1 ТК РФ):

– направлять в соответствующие комиссии на рассмотрение проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, документы и материалы, необходимые для их обсуждения;

рассматривать в обязательном порядке решения соответствующих комиссий.

К органам социального партнерства общей компетенции относятся:

  • 1) на федеральном уровне – РТК;
  • 2) на региональном уровне – региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • 3) на отраслевом (межотраслевом) уровне – отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они могут создаваться на разных уровнях социального партнерства – федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях;
  • 4) на территориальном уровне – территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • 5) на локальном уровне – комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Специализированными органами социального партнерства являются:

  • – координационные комитеты содействия занятости (ст. 20 Закона о занятости);
  • – комиссии по охране труда (ст. 218 ТК РФ) (см. гл. 18 учебника),
  • – комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ) (см. параграф 19.2);
  • – специализированные комиссии, которые могут создаваться в различных организациях на основании коллективного договора, соглашений сторон, – жилищные комиссии, женские комиссии, комиссии но делам ветеранов, молодежные комиссии и т.п.

Статьей 20 Закона о занятости предусмотрено создание координационных комитетов содействия занятости населения в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства. Комитеты состоят из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.

К специализированным временным органам можно отнести и примирительные комиссии, которые создаются в ходе разрешения коллективного трудового спора (ст. 402 ТК РФ).

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) создана на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее – Закон о РТК). Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые самостоятельно определяют представительство в составе сторон Комиссии. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии, а по согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии. Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. Представители сторон являются членами Комиссии.

Комиссия формируется на основе принципов:

  • 1) добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в ее деятельности;
  • 2) полномочности сторон;
  • 3) самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в ней.

Президент РФ назначает координатора РТК, который не является ее членом. Он организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях; утверждает состав рабочих групп; оказывает содействие в согласовании позиций сторон; подписывает регламент Комиссии, планы ее работы и решения; руководит секретариатом Комиссии; проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений; обладает рядом других полномочий, необходимых для реализации его функций. Координатор Комиссии не должен вмешиваться в деятельность сторон и не имеет права участвовать в голосовании. В настоящее время координатором РТК является вице-премьер по социальным вопросам.

Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, избираются указанными сторонами, а координатор стороны, представляющей Правительство РФ, назначается Правительством.

В составе Комиссии созданы семь рабочих групп, в которые входят представители каждой из сторон и эксперты, предлагаемые каждой из сторон:

I. Рабочая группа в области экономической политики;

II. Рабочая группа по доходам, заработной плате и уровню жизни населения;

III. Рабочая группа по развитию рынка труда и гарантиям занятости населения;

IV. Рабочая группа но социальному страхованию, социальной защите, отраслям социальной сферы;

V. Рабочая группа по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности;

VI. Рабочая группа в области социально-экономических проблем северных регионов России;

VII. Рабочая группа по социальному партнерству и координации действий сторон соглашения.

Заседания рабочих групп и самой Комиссии проводятся ежемесячно.

В числе основных задач Комиссии (ст. 3 Закона о РТК), в частности, названы:

  • 1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
  • 2) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  • 3) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
  • 4) распространение опыта социального партнерства;
  • 5) участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Права Комиссии определены в ст. 4 Закона о РТК.

Широки, в частности, полномочия Комиссии в области принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений. Комиссия может самостоятельно разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения об их принятии; участвовать по согласованию с Правительством РФ в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ – в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Комиссия имеет право также проводить консультации с федеральными органами государственной власти по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики; получать от них необходимую информацию по широкому кругу вопросов и др.

Региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются по схожим принципам на основании законов субъектов РФ, посвященных социальному партнерству. Территориальные комиссии действуют в муниципальных образованиях, отраслевые комиссии – в определенных сферах экономической деятельности на различных уровнях. Принципы образования таких комиссий являются общими для комиссий всех уровней.

На локальном уровне создаются двусторонние комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Порядок их создания и функционирования определяют сами стороны. Они вправе создавать и любые иные специализированные комиссии для решения более узких вопросов. Сообразно развивающимся в настоящее время наднациональным уровням социального партнерства создаются и соответствующие органы.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ, СИСТЕМА, ФОРМЫ, ОРГАНЫ

Согласно ст. 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Возрастание роли социального партнерства в современных условиях нашло свое выражение в том, что основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

В настоящее время социально-партнерские отношения в Российской Федерации регулируются:

  • • Трудовым кодексом РФ (ст. 23—55);
  • • Законом о профсоюзах;
  • • Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
  • • Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
  • • рядом конвенций и рекомендаций МОТ, к которым присоединилась Россия. К ним относится, в частности, Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам», ратифицированная Российской Федерацией 1 июля 2010 г.

Социальное партнерство представляет собой сложное комплексное явление, включающее общественно-политические, экономические, правовые аспекты, которые выходят за рамки его легального определения. Как правовая категория «социальное партнерство» также выступает в нескольких взаимосвязанных значениях.

  • • входит в предмет трудового права в виде отношений непосредственно связанных с трудовыми отношениями;
  • • признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ);
  • • основа коллективно-договорного регулирования трудовых отношений посредством заключения коллективных договоров и соглашений, существенный элемент метода трудового права;
  • • институт трудового права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения социального партнерства.

Социальное партнерство в сфере труда может строится на основе:

  • • бипартизма (работники — работодатели);
  • • трипартизма (работники — работодатели — государство в лице его органов, муниципальные образования).

Эти понятия не получили прямого отражения в ТК РФ, но из его содержания видно, что социальное партнерство в современной России формируется на этой основе. Субъектами социального партнерства РФ в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из этих субъектов определяется трудовым законодательством.

Непосредственными сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).

Следует отметить, что ТК РФ закрепляет общие положения о социальном партнерстве, которые действуют на всей территории РФ и распространяются на всех работников и на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем применение этих положений в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов государственной безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации имеет особенности, которые устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, из содержания ст. 28 ТК РФ вытекает, что нормы трудового законодательства РФ о социальном партнерстве применимы к гражданским и муниципальным служащим, работникам системы МВД РФ с учетом особенностей, установленных «служебным законодательством».

Принципы социального партнерства:

  • • равноправие сторон;
  • • уважение и учет интересов сторон;
  • • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • • полномочность представителей сторон;
  • • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Система социального партнерства включает следующие уровни:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  • межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, устанавливающий обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (ст. 26 ТК РФ).

Формы социального партнерства:

  • • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • • участие работников и их представителей в управлении организацией;
  • • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

Представители работников. Право быть представителями работников в социальном партнерстве имеют:

  • • профессиональные союзы и их объединения,
  • • иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов,
  • • иные представители, избираемые работниками.

Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ст. 11 Закона о профсоюзах: профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников зависит:

  • • от волеизъявления работников,
  • • представительности профессионального союза,
  • • уровня социального партнерства.

На локальном уровне социального партнерства представителями работников могут быть следующие органы.

1. Первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют

в социальном партнерстве интересы:

  • • работников данного работодателя, которые являются членами соответствующих профсоюзов;
  • • всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора.

Работникам, не являющимся членами профсоюза, ст. 30 ТК РФ дает право уполномочить выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организации;

2. Иные представители работников.

Иные представители работников или представительный орган работников избираются из числа работников тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников для представления интересов всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне в случаях:

  • • когда работники данного работодателя не объединены в какие- либо первичные профсоюзные организации;
  • • когда ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников.

Как первичная профсоюзная организация, так и иные органы, избираемые работниками, могут представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении и разрешении трудовых споров работников с работодателем.

На других уровнях социального партнерства представителями работников могут быть:

  • • соответствующие профсоюзы, их территориальные объединения;
  • • объединения профессиональных союзов;
  • • объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представители работодателей. Круг лиц, выступающих от имени работодателя, определяется ст. 33—34 ТК РФ и Законом об объединениях работодателей.

Статья 33 ТК РФ определяет, что представителями работодателя на локальном уровне являются:

  • • руководитель организации;
  • • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • • лица, ими уполномоченные.

В качестве руководителя организации выступает физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). Руководитель (генеральный директор, директор, начальник, управляющий, председатель и т.п.) без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы как в гражданско- правовых отношениях, так и в трудовых отношениях с работниками. Право руководителя организации издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех ее работников, а также вступать в коллективные трудовые отношения от имени работодателя, как правило, закрепляется в учредительных документах юридического лица (организации).

Иными представителями работодателей могут быть:

  • • соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
  • • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • • иные государственные органы;
  • • органы местного самоуправления.

Все перечисленные органы финансируются из соответствующих бюджетов (ст. 34 ТК РФ).

На других уровнях социального партнерства представителями работодателя являются соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они представляют интересы работодателей в случаях:

  • • проведения коллективных переговоров;
  • • заключения или изменения соглашений;
  • • разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
  • • формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Органы социального партнерства можно разделить на органы общей компетенции и специализированные органы. Органами социального партнерства общей компетенции служат трехсторонние или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе.

Органы социального партнерства участвуют:

  • • в формировании и реализации государственной политики в сфере труда;
  • • разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность этих органов социального партнерства определяется ст. 35 ТК РФ и Законом о трехсторонней комиссии. Они обеспечивают:

  • • регулирование социально-трудовых отношений;
  • • ведение коллективных переговоров;
  • • подготовку проектов коллективных договоров, соглашений;
  • • заключение коллективных договоров, соглашений,
  • • контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

На региональном уровне (в субъектах РФ) могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Могут быть образованы отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Органы социального партнерства общей компетенции правомочны рассматривать любые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, которые могут найти свое разрешение на соответствующем уровне социального партнерства.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов разных уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимающих указанные акты (ст. 35-1 ТК РФ).

К специализированным органам социального партнерства следует отнести:

  • • координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона о занятости);
  • • совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Статья написана по материалам сайтов: students-library.com, studme.org, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector