+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Перечень рабочих мест подлежащих соут образец заполнения

В каждой организации составляется перечень рабочих мест, который оформляется в виде таблицы (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

В таблице указываются:

Аналогичные рабочие места обозначаются номером рабочего места с добавлением прописной буквы «А». Например, 125А(124А), т.е. рабочее место 125 аналогично рабочему месту 124, и если будет несколько аналогичных рабочих мест, то все они будут аналогичны рабочему месту 124, которое вписано в скобки.

Перечни рабочих мест формируются специалистами отдела кадров, отдела охраны труда, руководителями структурных подразделений организации.

Важно! Наибольшую сложность при составлении данного перечня представляет правильное отнесение отдельных рабочих мест к категории аналогичных в связи с учетом изложенных ниже восьми показателей, что требует от исполнителей значительного количества времени.

Игнорирование отдельных критериев аналогичности может привести к возникновению конфликтных ситуаций между работниками и работодателем и, возможно, к повторному проведению СОУТ на рабочих местах и дополнительным финансовым затратам работодателя.

Исполнителям работ по составлению перечня рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест рекомендуется последовательно оценивать рассматриваемые рабочие места на предмет их возможной аналогичности по следующим критериям:

1. Рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).

2. Рабочие места оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

3. Работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности.

4. Работники осуществляют одинаковые трудовые функции.

5. На рабочих местах установлен одинаковый режим рабочего времени.

6. На рабочих местах ведется однотипный технологический процесс.

7. На рабочих местах используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье.

8. На рабочих местах работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 № 426-ФЗ).

Несмотря на кажущуюся простоту определения аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии часто допускаются.

Пример 1. В штате компании на должности «менеджер по продажам» работает 5 сотрудников. Все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. В этой связи работодатель отнес их рабочие места к аналогичным и запланировал проведение СОУТ на 20 % от 5 рабочих мест, т.е. на одном рабочем месте.

В ситуации, когда у работодателя было бы, например, всего 2 рабочих места «менеджеров по продаже», СОУТ должна проводиться на обоих рабочих местах. Установленный законом минимум (не менее 2 рабочих мест) имеет целью получение в ходе исследований объективных результатов оценки и, если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, СОУТ должна будет проводиться на всех аналогичных рабочих местах.

Пример 2. В одном кабинете расположены рабочие места главного бухгалтера, ведущего бухгалтера и специалиста по кадрам. У каждого их этих работников имеется персональный компьютер (ПК). Работодатель считает, что рабочие места этих специалистов аналогичные: в одном кабинете, с одинаковыми условиями труда, и выполняют работы на ПК.

Ошибка состоит в том, что при наличии идентичного оборудования и одинаковых условий труда данные работники имеют разные должности. В данном случае рабочие места не могут быть признаны аналогичными.

Учет наличия оборудования (в данном случае — ПК) будет осуществляться только в случае, если работники имеют одинаковые должности. При этом марка и год выпуска ПК должны быть идентичными.

Пример 3. В организации имеется 5 водителей. Один водитель работает на автомобиле марки УАЗ 2012 года выпуска, другой – на автомобиле марки КаМАЗ 2009 года выпуска, остальные – на автомобилях марки МАЗ 2013 года выпуска.

Часто комиссия определяет все 5 рабочих мест как аналогичные, мол, у всех автомобилей кабины современные и комфортные.

Ошибка состоит в том, что аналогичными являются рабочие места только на одинаковых автомобилях МАЗ с одинаковым годом выпуска при условии, что на данных автомобилях работники выполняют одинаковые трудовые функции с одинаковым режимом работы и т.д. Если же на автомобилях одной и той же марки и одного года выпуска выполняются разные работы (перевозка пассажиров, опасных грузов, хлыстовая вывозка леса, перевозка сыпучих материалов самосвалами и т.п.), то и в данном случае рабочие места не являются аналогичными.

В этой связи СОУТ должна проводиться на рабочих местах в автомобилях УАЗ (1 рабочее место), КаМАЗ (1 рабочее место) и МАЗ (2 рабочих места).

Пример 4. В штатном расписании организации имеются 6 должностей «Начальников отделов». Работодатель считает их рабочие места аналогичными и планирует проведение СОУТ на двух рабочих местах.

Ошибка в данном случае заключается в том, что все эти «начальники» являются начальниками не одного отдела, а разных: планового, отдела главного механика, финансового, снабжения и сбыта, и выполняют разную работу. Поэтому СОУТ необходимо проводить на всех этих рабочих местах.

Пример 5. В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств при двухсменном режиме работы. Работодатель планирует провести СОУТ на 3 рабочих местах.

Ошибка состоит в том, что работодатель не учел сменность работы операторов. Необходимо разбить 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычислить из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и то же место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. СОУТ будут подлежать только 2 рабочих места.

Содержание

SRG в СМИ

Первое, что должна сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда, – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест. На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к предоставлению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка условий труда активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам проведения СОУТ. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

На основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, для расчета количества рабочих мест, которые подлежат СОУТ, необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте.

Если в организации работают пять бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все пять работников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках проведения СОУТ должно быть заявлено пять рабочих мест по должности «Бухгалтер».

На предприятии четыре сторожа работают в режиме «сутки через трое» (четыре работника сменяют друг друга, на рабочем месте работает только один работник). В этом случае при проведении СОУТ в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (далее – перечень), должно быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают четыре человека. Ошибки часто допускаются при включении в перечень мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:

  • использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
  • использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.

Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.

Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно сверять соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Существует еще одна проблема при проведении СОУТ. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации. Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.

Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат. Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на рабочих местах работники:

– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
– ведут однотипный технологический процесс;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ:

1. Формирование перечня проводится на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест для целей проведения СОУТ должно соответствовать количеству работников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с различными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями являются разными рабочими местами.

4. Аналогичными признаются те рабочие места, которые соответствуют всем признакам аналогичности, перечисленным в статье 9 Закона № 426-ФЗ.
Вернуться в раздел

Наименование рабочего места для СОУТ пример

Карта специальной оценки труда

По итогам СОУТ специальная комиссия составляет отчет, состоящий из пяти разделов:

  • информация об организации, уполномоченной на проведение оценочных мероприятий;
  • сведения об анализируемых условиях и потенциальных факторах опасности;
  • карта СОУТ на каждое рабочее место;
  • результаты СОУТ в целом и по каждому рабочему месту с указанием класса опасности по каждому оцениваемому фактору;
  • рекомендации по снижению вредного воздействия.

Оцениваются все рабочие места, начиная от вахтера и уборщицы и заканчивая директором компании.

При этом перед началом оценки эксперты, вместе представителями предприятия, где проводят СОУТ, анализируют рабочие места и при наличии на них схожих параметров, оценочные мероприятия проводят на 20 % мест работы с аналогичными условиями. Информацию о таких рабочих местах вносят в итоговый отчет.

На оцененные, как аналогичные, места допускается заполнение одной карты.

При внесении информации в этот раздел отчета в нем указывают количество штатных единиц, на которые результаты оценки распространяются по аналогии.

Например, для трех должностей менеджеров по продаже, которые занимают сотрудники, работающие в одном помещении нет необходимости заполнять три карты.

Оформление карты специальной оценки условий труда рабочего места

Методические рекомендации по заполнению и бланк карты специальной оценки условий труда разработаны Минтруда и утверждены приказом № 33н. Оформлять этот документ можно вручную или с использованием компьютерной техники, с последующей распечаткой на бумажном носителе.

В нем указывают:

  • информацию о фирме, где проходила оценка;
  • подробные сведения о рабочем месте и его аналогах, с указанием СНИЛС сотрудников;
  • данные о негативных параметрах рабочей среды и классификация их воздействия;
  • гарантии и компенсации для работников, предусмотренные нормативными актами или рекомендуемые по результатам оценочных мероприятий;
  • меры, необходимые для улучшения трудовых условий или изменения режима труда и отдыха.

Информацию для составления карты берут из регистрационного свидетельства компании, штатного расписания, а также второго и четвертого разделов отчет СОУТ. Как правило, большинство сведений, относящихся к оценке рабочих мест, вносят эксперты, входящие в состав комиссии. Иногда этим могут заниматься и сотрудники фирмы, где проводятся мероприятия по оценке.

Карта специальной оценки труда: пример заполнения

Сначала в форму заносят информацию о компании, где проводилась СОУТ.

В табличной форме заполняют все основные сведения, которые можно взять из регистрационного свидетельства фирмы.

власти по ОКОГУ

Все составленные в рамках одного отчета по СОУТ карты, нумеруются по порядку, сквозной нумерацией.

Далее заполняют информацию об оцененном рабочем месте, его аналогах и персонале, выполняющем трудовые обязанности на нем. Взять эти сведения можно из второго раздела отчета по СОУТ и штатного расписания.

Уборщик административных помещений

Наименование структурного подразделения Отдел хозяйственного обеспечения и эксплуатации зданий
Количество и номера аналогичных рабочих мест 5

В следующей строке указывают реквизиты квалификационных справочников, по которым составлялось штатное расписание

Строка 010. Выпуск ЕТКС, ЕКС Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства, ЕТКС, выпуск № 37

Строка 020. Численность работающих:

на рабочем месте 1
на всех аналогичных рабочих местах 4
из них:
женщин 5
лиц в возрасте до 18 лет 1
инвалидов, допущенных к выполнению

работ на данном рабочем месте

Строка 021. СНИЛС работников:

В строку 021 вносят сведения о страховых свидетельствах сотрудников, работающих на должности на момент проведения оценки.

Если в последующем на должность переведут нового работника, то изменения в карту СОУТ вносить не нужно.

Строка 022. Используемое оборудование: Пылесос с водяным фильтром
Используемые материалы и сырье: Моющие и чистящие средства
бытового назначения, ветошь

Вредные факторы, компенсация вреда здоровью и рекомендации по снижению опасного воздействия

Следующий подраздел формы (строка 030) содержит информацию о присвоенном рабочему месту классе вредности (опасности). Данные для его заполнения можно взять из четвертого раздела отчета СОУТ. В таблицу вносят присвоенный класс опасности условий труда и эффективность средств защиты. Итоговый класс присваивается по наибольшему классу, среди всех оцениваемых условий.

Если оценке подлежали не все параметры, указанные в таблице, то в соответствующих строках ставят «00», либо пишут «не оценивалась».

В примере с уборщиком помещений влияние будут оказывать химические факторы (моющие и чистящие средства) и тяжесть трудового процесса (работник выполняет свои функции стоя).

Первый показатель оценивается как 01 класс, так как используются средства бытового назначения, эффективность СИЗ оценим знаком «+» (перчатки и спецодежда предохраняют работника от воздействия на кожные покровы действующих веществ в моющих средствах).

Тяжесть трудового процесса будет равна классу вредности «02». Итоговый класс опасности присваивается по наибольшему значению оцениваемых показателей. Для должности уборщика — это 2 класс опасности условий труда.

Далее в строке 040 вносится информация о гарантиях и компенсациях, связанных с необходимостью восстановления здоровья работника. Первых две колонки таблицы заполняются значениями «Да/Нет». При наличии какой-либо гарантии или компенсации, в таблице указывают НПА, согласно которому она назначена. Это могут быть как федеральные законы (в том числе ТК РФ), так и отраслевые приказы, инструкции и распоряжения.

Например, уборщику административных помещений положена сокращенная продолжительность рабочей смены и периодические медицинские осмотры.

Отметками «да», подтверждается их фактическое наличие, а также необходимость проведения по результатам оценки рабочего места. Основанием для назначения будет, к примеру, приказ Минобра № 452.

Последним подразделом карты (строка 050) будут рекомендации по улучшению условий труда. Например, можно рекомендовать ввести дополнительные перерывы для отдыха, изменить используемые защитные средства, ввести дополнительную оплату или увеличить отпускной период.

Карту СОУТ подписывают все члены комиссии, для экспертов из приглашенной для оценки организации необходимо дополнительно указать номер их удостоверения из реестра экспертов.

После утверждения карты, с ней ознакамливают под роспись весь персонал, выполняющий трудовые обязанности на оцененном рабочем месте.

При приеме или переводе нового сотрудника, его также необходимо ознакомить с картой СОУТ.

Хранят заполненные карты специальной оценки условий труда у работника, ответственного за охрану труда в компании. Их необходимо предоставлять сотрудникам контролирующих органов при проверке организации. Если на рабочем месте были выявлены неблагоприятные условия для труда, то обновляют оценку раз в пять лет, а карты СОУТ и другие результаты оценочных мероприятий хранят в течение 75 лет. Если по итогам СОУТ рабочему месту был присвоен класс «01», то есть вредного воздействия на нем не выявлено, то документы необходимо хранить 45 лет, а повторную оценку можно не проводить.

© С.В. Поляшов, 2014

  1. штатное расписание организации,
  2. список работающих на текущий момент времени.
  1. разработайте и утвердите комиссией перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (ст. 9 ч. 5).
  1. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест (ст. 9 ч. 5)

Комиссия до начала работ по СОУТ должна утвердить перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест (ст. 9 ч. 5)

Форма перечня пока еще не утверждена законодательством. Перечень рабочих мест можно сделать следующим образом:

Индивидуальный номер рабочего места

Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

швея, швейная машина

менеджер по производству

менеджер по кадрам

Буквой «а» в таблице отмечены аналогичные рабочие места.

Аналогичными рабочими местами признаются места (ст. 9 ч. 6):

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах),
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения,
  3. на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,
  4. на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции,
  5. на которых одинаковый режим рабочего времени,
  6. на которых ведется однотипный технологический процесс,
  7. на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье,
  8. на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Данный перечень будет необходим для заключения договора со специализированной организацией по СОУТ.

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.

В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.

По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.

Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.

В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
П.С. Сергеев

Каждый сотрудник вправе претендовать на условия работы, соответствующие законодательно установленным нормам охраны труда. Также рабочие места должны быть комфортными, ведь от этого зависит эффективность работы.

Описание рабочего места

Описание места труда напрямую зависит от сферы деятельности персонала. К примеру, рабочее место бухгалтера или рабочее место юриста должно быть оснащено:

  • Столом для непосредственной работы. Он должен отвечать требованиям эргономики и позволять удобно разместить все необходимые принадлежности. Так как работа сочетает компьютерную и бумажную, кроме места для монитора, клавиатуры и системного блока здесь должны быть дополнительные полки и ящики. Высота стола должна быть до 800 мм, а рабочая поверхность без острых углов.
  • Рабочим креслом, которое обеспечивает рациональную и удобную рабочую позу, позволяющую не нарушать циркуляцию крови. Для этого должна присутствовать упругая спинка анатомической формы. Также кресло должно регулироваться по высоте и состоять из хорошо очищаемого материала.
  • Компьютером или ноутбуком. Монитор рекомендуется располагать прямо и удаленно от глаз. Клавиатура помещается на расстоянии не менее 10 см от края стола.
  • Набором принадлежностей из сферы канцелярии.
  • Корзиной для мусора.

Дополнительно в помещении должна находиться аптечка.

Любой офисный сотрудник будет более эффективно трудится в комфортабельных условиях. Персонал всех предприятий проводит большое количество времени на рабочих местах, поэтому от качества их организации зависит эффективность работы и производительность труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2019 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2019 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2019 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

Таблица перечень рабочих мест для соут пример заполнения

Подошло время проводить СОУТ. Вы издали приказ о формировании экспертной комиссии, теперь предстоит самое главное – выяснить, какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда, и сформировать их перечень в соответствии с действующим законодательством. Как это сделать правильно – расскажем.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда в 2019 году

Прежде всего, важно детально изучить Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку именно в нем говорится, чем руководствоваться при принятии решения о внесении рабочих мест (РМ) в список на прохождение СОУТ – их спецификой. Мы говорим об определенных категориях рабочих мест со специфическими условиями производственной среды.

  • контролирующих органов, потому что они осуществляют надзор за соблюдением прав работников и обязанностей работодателей.

Образец заполнения карты специальной оценки условий труда

Обязательно нужно указать:

  • наименование структурного подразделения и должности;
  • численность сотрудников и их СНИЛС;
  • используемое оборудование;
  • классификацию вредных и опасных факторов;
  • средства индивидуальной защиты;
  • рекомендации по итогам проведенных мероприятий.

Заполнение пошаговое, образец заполнения приведен ниже.

В качестве методического документа, который облегчит заполнение карты, необходимо использовать Инструкцию (Приложение № 4 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Шаг 1. Заполняем шапку

Указываем полное наименование работодателя, адрес местонахождения, Ф.И.О.

Таблица перечень рабочих мест для соут пример заполнения

ЕТКС, ЕКС – справочники для работ и профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждены законодательством.

Заполняем номера страховых пенсионных свидетельств работников, которые в данный момент работают в организации. Вновь принятых сотрудников так же вносим в список и ознакамливаем с картой.

Заполняем строку с указанием марки, модели и номера оборудования.

Далее указываем расходные материалы, сырье.

Вносятся данные лабораторных исследований.

Указаны социальные гарантии и выплаты, если они положены на данном рабочем месте.

Рекомендации, какие шаги предпринять, чтобы снизить риски для здоровья работников.

Указывается дата проведения СОУТ.

До введения процедуры специальной оценки рабочие места обследовались в ходе аттестации, и Минздравсоцразвития для этого мероприятия успел подготовить специализированную форму, на основе которой и готовили список РМ для проверки.

Определенные трудности у комиссии могут возникнуть, когда дело дойдет до названий рабочих мест.

РМ (его мы рассмотрим ниже).

Скачайте документы из статьи:

Бланк перечня рабочих мест, которые подлежат специальной оценке условий труда

Все вышесказанное не означает, что спецоценку условий труда нужно организовать только для «специфических» РМ. К ним всего лишь требуется особый подход. На самом деле ФЗ № 426 устанавливает рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда, – к ним относятся практически все.
Даже места обычных офисных сотрудников. Исключение сделано лишь для надомников, сотрудников на дистанционной основе и работников, которые имеют оформленные трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По наследству от аттестации современному процессу спецоценки достался термин «нестационарное рабочее место», то есть РМ сотрудника, который по долгу службы находится в разъездах.

Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам:Наименование факторов

производственной среды и

Класс (подкласс) условий труда при эффективном использовании СИЗ Химический Биологический Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия Шум Инфразвук Ультразвук воздушный Вибрация общая Вибрация локальная Неионизирующие излучения Ионизирующие излучения Параметры микроклимата Параметры световой среды Тяжесть трудового процесса Напряженность трудового процесса Итоговый класс (подкласс) условий труда не заполняется

* Средства индивидуальной защиты

В перечне рабочих мест для проведения спецоценки аналогичные должны фиксироваться особым образом. Каждое РМ имеет свой уникальный номер, и номера аналогичных мест следует дополнять буквой «А».

Для примера, РМ этого типа будут выглядеть в списке как «8А», «9А», «118А» и так далее.

В отношении каких работников не проводится специальная оценка условий труда

Выясняя, какие рабочие места подлежат СОУТ, можно сразу исключить три категории работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении так называемых надомников, дистанционных сотрудников и работников, имеющих оформленные трудовые отношения с физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Кажется, что все просто, однако стоит внимательно отнестись к документационному сопровождению трудовых взаимоотношений с такими работниками.

Как это понимать? Если РМ одного вида деятельности располагаются в однотипных производственных зонах, оснащены одинаковым оборудованием и системами вентиляции, отопления и освещения и т.п., то их принято записывать в аналогичные. СОУТ, проведенная на одном таком месте, засчитывается для всех подобных.

На этом тонкости проведения специальной оценки условий труда в отношении аналогичных рабочих мест не заканчиваются. Согласно законодательству, количество этих РМ в одной организации ограничено.

  • гражданский авиатранспорт;
  • рабочие места тех сотрудников скорой медицинской помощи, которые действуют за пределами своего медучреждения;
  • палаты интенсивной терапии, операционные и кабинеты реанимации;
  • медкабинеты с рентгеновскими, флюорографическими и другими аппаратами, которые могут представлять опасность для здоровья (полный список такой аппаратуры – в Приказе Минтруда России от 24.04.2015 № 250н);
  • места работы спортсменов;
  • концертные площадки, сцены, студии и другие РМ людей творческих профессий;
  • места проведения подземных работ;
  • пассажирский транспорт.

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (образец)

Подучив представление о том, какие рабочие места должны пройти процедуру СОУТ, можно приступить к самому главному – к подготовке их перечня для спецоценки.

До введения СОУТ все наименования обязательно должны были соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Сейчас проблема состоит в том, что этот документ, который был принят еще в 1994 году, не содержит наименований «супервайзер», «HR-менеджер», «копирайтер» и многих других современных профессий.

Конечно, при проведении СОУТ можно руководствоваться не только Классификатором, но и наименованием профессий из штатного расписания вашей организации.
Но забывать о Классификаторе ни в коем случае нельзя. При определении рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, следует всегда сверяться с Классификатором, чтобы не допустить ошибки, которая может привести к лишению сотрудника льгот за труд во вредных для здоровья условиях.

Не существует такой профессии как «электрик».

Статья написана по материалам сайтов: www.srgroup.ru, iiotconf.ru, etalon-pravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector