+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Переходные положения соут суд

Дата размещения статьи: 01.06.2015

Предпосылки принятия нового Закона

Целесообразно было объединить и унифицировать данные процедуры, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и для уплаты страховых взносов в ПФР, и для предоставления иных гарантий и компенсаций работникам. Это и стало основной целью принятия нового Закона о СОУТ.

Наибольшая численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве за 10 месяцев 2013 г. в расчете на 1000 работающих, в том числе со смертельным исходом, наблюдается в организациях следующих видов экономической деятельности:
— строительство — погибло 488 человек;
— обрабатывающие производства — погибло 363 человека;
— сельское хозяйство — погибло 254 человека;
— добыча полезных ископаемых — погибло 160 человек.

Новый порядок СОУТ призван решить еще одну проблему — формальное проведение аттестации рабочих мест или непроведение данного мероприятия совсем. Новый Закон предлагает дифференцированный подход: для большой части рабочих мест работодатель сможет провести СОУТ в упрощенном порядке, задекларировав рабочее место как безопасное. Указанная норма особенно актуальна для малых предприятий: она должна удешевить проведение СОУТ.

Федеральным законом N 421-ФЗ были приняты поправки в целый ряд законов в связи с необходимостью приведения законодательства РФ в соответствие положениям Федерального закона N 426-ФЗ.
Данный пакет поправок направлен на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение СОУТ.

Специальная оценка условий труда: основные положения

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В отношении кого проводится СОУТ? Такая оценка проводится в отношении условий труда всех работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Какими правами наделен работник в связи с проведением СОУТ? Работник вправе:
— присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
— обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам ее проведения на его рабочем месте;
— обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте.
При этом работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки.
Каковы обязанности работодателя в связи с проведением СОУТ? Работодатель должен:
— обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой в установленных случаях;
— предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию для ее проведения;
— не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
— ознакомить работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте в письменной форме;
— давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
— реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.

Обратите внимание! Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и о государственной и об иной охраняемой законом тайне должен разместить на своем официальном сайте (при его наличии) сводные данные о результатах проведения СОУТ и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Для чего могут применяться результаты проведения СОУТ? Такие результаты могут применяться для:
— разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
— информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
— осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
— организации в установленных случаях обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
— установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
— установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
— расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— подготовки статистической отчетности об условиях труда;
— решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
— определения в установленных случаях и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
— принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
— оценки уровней профессиональных рисков;
— иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, результаты проведенной СОУТ будут применяться для самых разных целей. Как видим, перечень открытый, то есть данные результаты могут быть использованы не только для заявленных целей, но и для решения других задач.
Кто проводит СОУТ? Организовывать и финансировать проведение спецоценки обязан работодатель. Непосредственно она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей установленным Федеральным законом N 426-ФЗ требованиям.
Организация, проводящая СОУТ, должна быть зарегистрирована в специальном реестре, который будет вестись Рострудом. Федеральным законом N 426-ФЗ предусмотрены следующие переходные положения:
— организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 01.01.2014, в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2019 г. включительно;
— организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до 01.01.2014, в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить СОУТ до 31 декабря 2014 г. включительно;
— обязанности экспертов данных организаций вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на 01.01.2014, но не позднее сроков, установленных для этих организаций выше.
Итогом работы организации, проводящей СОУТ, является отчет о ее проведении, который передается работодателю. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной оценки на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Отметим, что при проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии обязательно включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Как часто проводится СОУТ? В общем порядке спецоценка проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Это плановая СОУТ, но бывает еще и внеплановая.
Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях:
— ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
— получение работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями требований Федерального закона N 426-ФЗ;
— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
— произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов;
— наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.
Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

Обратите внимание! Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств для проведения внеплановой СОУТ. При этом работодатель вправе провести спецоценку в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест.
Полностью СОУТ должна быть завершена не позднее 31 декабря 2019 г.

Что такое декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда? В отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация). Она действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
В случае если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого она принята, произошел несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие этой декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.
Решение о прекращении действия декларации принимается Рострудом.
По истечении срока действия декларации в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний работников, занятых на этом рабочем месте, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
Роструд формирует и ведет реестр деклараций в установленном порядке.
Как классифицируются условия труда? Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:
— оптимальные (1-й класс);
— допустимые (2-й класс);
— вредные (3-й класс). Они делятся на подклассы: 3.1 (вредные условия труда 1-й степени), 3.2 (вредные условия труда 2-й степени), 3.3 (вредные условия труда 3-й степени), 3.4 (вредные условия труда 4-й степени);
— опасные (4-й класс).
Как будут учитываться результаты проведения СОУТ? Результаты проведения такой оценки, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую СОУТ. В информационной системе учета объектами учета являются сведения в отношении работодателя, рабочего места, организации, проводившей СОУТ.
Сведения должны быть переданы в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
В случае невыполнения данной обязанности организацией, проводящей СОУТ, это вправе сделать работодатель.
Оператором информационной системы учета является Роструд.
Начало промышленной эксплуатации указанной информационной системы планируется с 1 января 2016 г. До этого периода сведения передаются в соответствии с временным порядком, который будет принят Рострудом.
Кто будет контролировать проведение СОУТ? Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона N 426-ФЗ осуществляется Рострудом и его территориальными органами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Возникающие при проведении СОУТ разногласия рассматриваются также Рострудом и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения СОУТ в судебном порядке.

Документы, разработанные для реализации новых положений

В настоящее время в Минюсте находятся на регистрации следующие Приказы Минтруда, подготовленные для реализации новшеств, введенных в действие в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ:
— от 24.01.2014 N 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, Инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
— от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению»;
— от 07.02.2014 N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
В заключение отметим, что введение СОУТ связано с унификацией процедуры исследования рабочего места, при котором полученные результаты можно будет использовать и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
Обязанность по проведению СОУТ лежит на работодателе. Спецоценка условий труда проводится в отношении всех имеющихся рабочих мест на предприятии. Плановая спецоценка должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, внеплановая — при наступлении конкретных обстоятельств, определенных Федеральным законом N 426-ФЗ. При этом предусмотрены переходные положения и полная СОУТ должна быть завершена до 2019 г.

От редакции. В следующем номере читайте о новых мерах ответственности, которые установлены за нарушение требований об охране труда.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.

Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда

1. Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Статья 27. Переходные положения

1. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2019 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

2. Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года включительно.

3. Обязанности экспертов организаций, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

4. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

5. В отношении рабочих мест, указанных в части 7 статьи 9 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах.

6. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2019 года.

Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона.

2. Статья 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 года.

3. До 1 января 2016 года сведения, указанные в статье 18 настоящего Федерального закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Переходные положения соут суд

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Ульяновск 15 марта 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 ноября 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области по не проведению специальной оценки условий труда в отношении 21 рабочего места в Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Обязать Администрацию Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области до 1 сентября 2016 года провести специальную оценку условий труда в отношении 21 рабочего места: главного специалиста (бухгалтера), главного специалиста (бухгалтера-кассира), главного специалиста (бухгалтера), главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста (помощника Главы района), главного специалиста по информатизации и связи, старшего инспектора приемной, заведующей архивом, старшего архивариуса муниципального архива, заведующего сектором ГО и ЧС, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста, главного специалиста по физической культуре и спорту, главного специалиста по делам молодежи, ведущего специалиста, главного специалиста (администратора д. Рокотушка), главного специалиста (администратора д. М. Андреевка).

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда на 47 рабочих местах, предусмотренных штатным расписанием, возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.

В обоснование заявления указал, что в ходе проверки исполнения администрацией МО «Новоспасский район» законодательства об охране труда было установлено, что специальная оценка условий труда, предусмотренная ст. 212 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ответчиком не проводилась. В результате нарушаются права работников, осуществляющих трудовую деятельность на указанных рабочих местах, а также неопределенного круга лиц, имеющих право на вступление в трудовые отношения с администрацией МО «Новоспасский район», на безопасные условия труда.

В последующем помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, выразившееся в непроведении специальной оценки условий труда на 21 рабочем месте, не отнесенном к муниципальной службе, а также возложить обязанность провести специальную оценку условий труда указанных рабочих мест в срок до 01.04.2016.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указано на то, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права. Иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц необоснованно принят к производству и рассмотрен судом, поскольку требования заявлены в защиту интересов конкретных лиц, работающих в администрации МО «Новоспасский район» на указанных в решении рабочих местах по бессрочным трудовым договорам. Иных оснований для обращения прокурора с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не имелось. Доказательств обращения к прокурору работников администрации представлено не было.

Судом не принято во внимание, что частью 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» срок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, установлен до 31.12.2019. Случаев, влекущих проведение внеплановой оценки условий труда, в администрации МО «Новоспасский район» не происходило. Каких-либо оснований, по которым установленный законом срок должен быть сокращен для администрации МО «Новоспасский район», материалы дела не содержат.

Также полагает, что суд необоснованно возложил обязанность произвести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, указанных в иске, без учета наличия среди них аналогичных рабочих мест.

В судебное заседание не явился представитель администрации МО «Новоспасский районе». О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников ( ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями ( ч. 3 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

В силу ч.4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в штатном расписании администрации МО «Новоспасский район», утвержденном распоряжением Главы Администрации МО «Новоспасский район» от 12.01.2015 № 02 р-к, имеется 21 должность, не отнесенная к муниципальной службе, в частности, должности главного специалиста (бухгалтера), главного специалиста (бухгалтера-кассира), главного специалиста (бухгалтера), 4 должности главных специалистов (помощников Главы района), главного специалиста по информатизации и связи, старшего инспектора приемной, заведующей архивом, старшего архивариуса муниципального архива, заведующего сектором ГО и ЧС, 4 должности главного специалиста, главного специалиста по физической культуре и спорту, главного специалиста по делам молодежи, ведущего специалиста, главного специалиста (администратора д. Рокотушка), главного специалиста (администратора д. М. Андреевка).

Специальная оценка условий труда вышеуказанных рабочих мест не произведена.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что в силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» срок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, установлен до 31.12.2019, в связи с чем отсутствуют основания для проведения специальной оценки условий труда в более ранний срок.

Действительно, в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.

В силу части 6 указанной статьи в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2019.

Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона о специальной оценке условий труда в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком .

В данном случае аттестация рабочих мест по 21 должности, не отнесенной к муниципальной службе, администрацией МО «Новоспасский район» до 01.01.2014 не проводилась. Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО «Новоспасский район» обязанность по проведению специальной оценки условий труда по должностям, не отнесенным к муниципальной службе.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что из ответа администрации МО «Новоспасский район» в адрес прокуратуры Новоспасского района от 24.09.2015 следует, что проведение аттестации рабочих мест в администрации МО «Новоспасский район» запланировано в 2016 году. Финансовые средства, требуемые для проведения аттестации, предусмотрены в проекте бюджета муниципального образования на 2016 год. Таким образом, принятое судом решение не противоречит ни действующему законодательству, ни фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что прокурор не вправе был обращаться в суд с указанным иском, является необоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В данном случае прокурор обратился в суд за защитой неопределенного круга лиц, не только тех, которые в настоящее время работают на должностях, не отнесенных к муниципальной службе, и специальная оценка условий труда которых не произведена, но и лиц, которые могут впоследствии устроиться на работу на данные должности.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность произвести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, не отнесенных к муниципальной службе, без учета наличия среди них аналогичных рабочих мест, не является основанием для отмены или изменения решения суда.

В части 6 ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» дано понятие аналогичных рабочих мест. Таковыми признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Частью 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

В решении суда перечислены все рабочие места по должностям, не отнесенным к муниципальной службе, специальную оценку условий труда которых должна провести администрация МО «Новоспасский район». Конкретный порядок проведения специальной оценки условий труда в решении суда не определен. Вместе с тем порядок проведения специальной оценки труда, в частности, в отношении аналогичных рабочих мест, определен Федеральным законом. В связи с этим при проведении специальной оценки условий труда на аналогичных рабочих местах администрация МО «Новоспасский район» должна руководствоваться положениями данного Федерального закона.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» — без удовлетворения.

Специальная оценка условий труда: новые положения

«Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 3

С 1 января 2014 г. вступили в силу два новых Закона, регулирующих специальную оценку условий труда (СОУТ). Зачем нужна такая оценка? Кто и когда ее должен проводить? Ответы на эти и другие вопросы — в предложенном материале.

Предпосылки принятия нового Закона

В самом конце 2013 г. были приняты новые Законы: Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 421-ФЗ). Они вступили в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений.

Необходимость принятия новых Законов связана со следующими причинами.

До 2014 г. законодательством РФ фактически были установлены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда:

  • аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании ст. 209 ТК РФ с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда и иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций;
  • специальная оценка условий труда, которая согласно ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ должна осуществляться на основании отдельного федерального закона в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам;
  • государственная экспертиза условий труда, проводимая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда на основании ст. 216.1 ТК РФ в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Целесообразно было объединить и унифицировать данные процедуры, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и для уплаты страховых взносов в ПФР, и для предоставления иных гарантий и компенсаций работникам. Это и стало основной целью принятия нового Закона о СОУТ.

  • допуск к работе работников, не обученных по охране труда;
  • необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • непроведение оценки условий труда на рабочих местах.

Приведенные здесь и далее данные представлены на официальном сайте Минтруда http://www.rosmintrud.ru.

Наибольшая численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве за 10 месяцев 2013 г. в расчете на 1000 работающих, в том числе со смертельным исходом, наблюдается в организациях следующих видов экономической деятельности:

  • строительство — погибло 488 человек;
  • обрабатывающие производства — погибло 363 человека;
  • сельское хозяйство — погибло 254 человека;
  • добыча полезных ископаемых — погибло 160 человек.

Новый порядок СОУТ призван решить еще одну проблему — формальное проведение аттестации рабочих мест или непроведение данного мероприятия совсем. Новый Закон предлагает дифференцированный подход: для большой части рабочих мест работодатель сможет провести СОУТ в упрощенном порядке, задекларировав рабочее место как безопасное. Указанная норма особенно актуальна для малых предприятий: она должна удешевить проведение СОУТ.

Федеральным законом N 421-ФЗ были приняты поправки в целый ряд законов в связи с необходимостью приведения законодательства РФ в соответствие положениям Федерального закона N 426-ФЗ.

Данный пакет поправок направлен на формирование и закрепление механизма экономического стимулирования работодателей к реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, основным инструментом которого будет проведение СОУТ.

Специальная оценка условий труда: основные положения

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В отношении кого проводится СОУТ? Такая оценка проводится в отношении условий труда всех работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Какими правами наделен работник в связи с проведением СОУТ? Работник вправе:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, за получением разъяснений по вопросам ее проведения на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте.

При этом работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки.

Каковы обязанности работодателя в связи с проведением СОУТ? Работодатель должен:

  • обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой в установленных случаях;
  • предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию для ее проведения;
  • не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
  • ознакомить работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте в письменной форме;
  • давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
  • реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ.

Обратите внимание! Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ).

Работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и о государственной и об иной охраняемой законом тайне должен разместить на своем официальном сайте (при его наличии) сводные данные о результатах проведения СОУТ и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Для чего могут применяться результаты проведения СОУТ? Такие результаты могут применяться для:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации в установленных случаях обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • определения в установленных случаях и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, результаты проведенной СОУТ будут применяться для самых разных целей. Как видим, перечень открытый, то есть данные результаты могут быть использованы не только для заявленных целей, но и для решения других задач.

Кто проводит СОУТ? Организовывать и финансировать проведение спецоценки обязан работодатель. Непосредственно она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей установленным Федеральным законом N 426-ФЗ требованиям.

Организация, проводящая СОУТ, должна быть зарегистрирована в специальном реестре, который будет вестись Рострудом. Федеральным законом N 426-ФЗ предусмотрены следующие переходные положения:

  • организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до 01.01.2014, в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2019 г. включительно;
  • организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до 01.01.2014, в качестве оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить СОУТ до 31 декабря 2014 г. включительно;
  • обязанности экспертов данных организаций вправе выполнять лица, работающие в них по трудовому договору и допущенные к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на 01.01.2014, но не позднее сроков, установленных для этих организаций выше.

Итогом работы организации, проводящей СОУТ, является отчет о ее проведении, который передается работодателю. Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведенной оценки на их рабочих местах под подпись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Отметим, что при проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии обязательно включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Как часто проводится СОУТ? В общем порядке спецоценка проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Это плановая СОУТ, но бывает еще и внеплановая.

Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда в связи с выявленными в ходе проведения проверок нарушениями требований Федерального закона N 426-ФЗ;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев.

Обратите внимание! Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств для проведения внеплановой СОУТ. При этом работодатель вправе провести спецоценку в порядке, установленном Федеральным законом N 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест.

Полностью СОУТ должна быть завершена не позднее 31 декабря 2019 г.

Что такое декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда? В отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодатель подает в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация). Она действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

В случае если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого она принята, произошел несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие этой декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ.

Решение о прекращении действия декларации принимается Рострудом.

По истечении срока действия декларации в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний работников, занятых на этом рабочем месте, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Роструд формирует и ведет реестр деклараций в установленном порядке.

Как классифицируются условия труда? Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

  • оптимальные (1-й класс);
  • допустимые (2-й класс);
  • вредные (3-й класс). Они делятся на подклассы: 3.1 (вредные условия труда 1-й степени), 3.2 (вредные условия труда 2-й степени), 3.3 (вредные условия труда 3-й степени), 3.4 (вредные условия труда 4-й степени);
  • опасные (4-й класс).

Как будут учитываться результаты проведения СОУТ? Результаты проведения такой оценки, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета). Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую СОУТ. В информационной системе учета объектами учета являются сведения в отношении работодателя, рабочего места, организации, проводившей СОУТ.

Сведения должны быть переданы в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

В случае невыполнения данной обязанности организацией, проводящей СОУТ, это вправе сделать работодатель.

Оператором информационной системы учета является Роструд.

Начало промышленной эксплуатации указанной информационной системы планируется с 1 января 2016 г. До этого периода сведения передаются в соответствии с временным порядком, который будет принят Рострудом.

Кто будет контролировать проведение СОУТ? Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона N 426-ФЗ осуществляется Рострудом и его территориальными органами в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Возникающие при проведении СОУТ разногласия рассматриваются также Рострудом и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения СОУТ в судебном порядке.

Документы, разработанные для реализации новых положений

В настоящее время в Минюсте находятся на регистрации следующие Приказы Минтруда, подготовленные для реализации новшеств, введенных в действие в соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ:

  • от 24.01.2014 N 32н «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, Инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»;
  • от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению»;
  • от 07.02.2014 N 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

В заключение отметим, что введение СОУТ связано с унификацией процедуры исследования рабочего места, при котором полученные результаты можно будет использовать и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Обязанность по проведению СОУТ лежит на работодателе. Спецоценка условий труда проводится в отношении всех имеющихся рабочих мест на предприятии. Плановая спецоценка должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, внеплановая — при наступлении конкретных обстоятельств, определенных Федеральным законом N 426-ФЗ. При этом предусмотрены переходные положения и полная СОУТ должна быть завершена до 2019 г.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, uloblsud.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector