+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Понятие и признаки банкротства

Банкротство регулируется ГК РФ и Федеральным законом О несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ (с последующими изменениями). Действие этого Закона распространяется на индивидуальных предпринимателей, на все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п. 2, 3 ст. 1 Закона). Это не значит, что «обанкротить» можно и общественные организации, ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации — это противоречило бы ГК РФ – п.1 статьи 65. Применяется этот закон и к отношениям с иностранным элементом, кроме случаев, когда международным законодательством и международными договорами установлено иное.

Есть и руководящее постановление ВАС РФ от 8 апреля 2003г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ФЗ ««О несостоятельности (банкротстве)»» // Хозяйство и право. 2003. № 4.

Дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами и не могут передаваться в третейский суд даже с согласия должника и кредиторов.

Ещё до обращения в суд с иском о банкротстве в отношении потенциального банкрота может осуществляться досудебная санация — любые меры, направленные на предупреждение банкротства, принимаемые собственником имущества должника (унитарного предприятия), или учредителями должника, или кредиторами и любыми иными заинтересованными лицами (обычно это финансовая помощь должнику).

Досудебная санация не относится к числу процедур, применяемых при банкротстве, она применяется до начала банкротства, т.е. до обращения с заявлением в суд. Закон её никак не регулирует, не устанавливает её предельные сроки, она не препятствует обращению с заявлением о банкротстве в суд.

При осуществлении всех процедур банкротства главным действующим лицом выступает арбитражный управляющий. В зависимости от процедуры банкротства он именуется либо временный, либо административный, либо внешний, либо конкурсный управляющий.

Арбитражный управляющий на любую стадию банкротства утверждается судом из числа физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющих высшее образование, стаж руководящей работы не менее двух лет, сдавших специальный теоретический экзамен, прошедших стажировку не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не имеющих судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также обязательно являющихся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Лицензии не требуется, зато арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, должен в течение десяти дней обеспечить страхование своей ответственности на сумму не менее 3 млн. рублей (п.8 ст. 20 Закона), т.е. практически он попадает в полную зависимость и от саморегулируемой организации, которая выдвигает кандидатуры своих членов для суда и может исключать их из своих рядов (а это для арбитражного управляющего – верная профессиональная смерть) и отзывать уже назначенных судом, и от иных лиц, предоставивших ему средства для страхования.

Банкротство (несостоятельность) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Причем если в роли должника выступает юридическое лицо, то оно считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения (ст. 3), а общая сумма задолженности не менее ста тысяч рублей (ст. 33 Закона).

Однако из этого правила есть отдельные исключения. Так, если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке банкротства независимо от совокупной суммы долга. Заявление о банкротстве отсутствующего должника тоже подается в суд независимо от размера его долгов. Напротив, стратегические организации можно банкротить при долге не менее 500 тысяч рублей.

Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев)и в значительной (не менее 100 тысяч рублей) сумме, не способен погасить свои обязательства перед кредиторами.

При определении критериев несостоятельности (банкротства) принимаются во внимание лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов) в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды.Другие долги — в виде вещей, товаров в натуральном выражении — не учитываются. Их можно взыскивать путем обращения в суд по обычным правилам гражданского судопроизводства.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для определения задолженности и по обязательствам и по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды не должны приниматься во внимание подлежащие уплате неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Таким образом, в общую сумму задолженности, которая служит базой для определения признаков банкротства, включаются только «голые» суммы денежных долгов за товары, работы, услуги и недоимок по налогам и иным обязательным платежам. Но если долг образовался в связи с невозвратом суммы займа, кредита, то в сумму задолженности, учитываемую для определения признаков банкротства, включаются и проценты, которые должник обязан был заплатить за пользование займом, кредитом (но не проценты за просрочку возврата займа, кредита!) – п.2 ст. 4 Закона.

Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренным Законом о банкротстве – п. 3 ст. 4 Закона.

При этом для возбуждения дела о банкротстве по заявлению как конкурсных кредиторов, так и уполномоченных органов по денежным обязательствам при определении суммы задолженности принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в силу решением суда (в том числе обычного, третейского, арбитражного). Для определения суммы задолженности по обязательным платежам — принимаются во внимание те долги (недоимки), которые подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника – п.3 ст. 6 Закона.

Причем к заявлению кредитора (кредиторов) или уполномоченного органа в суд о возбуждении дела о банкротстве должны быть приложены не только вступившие в силу решения суда, по которым удовлетворены требования кредиторов к должнику, но и доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии к должнику не менее чем за 30 дней до обращения в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве.

Если с заявлением в суд обращается уполномоченный орган по обязательным платежам, то должно пройти не менее 30 дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Те денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникнут уже после принятия судом заявления о банкротстве или срок исполнения которых наступает после введения той или иной процедуры банкротства, называются текущими платежами и не учитываются при определении суммы задолженности, учитываемой для возбуждения дела о банкротстве. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в процессе банкротства в порядке, предусмотренном Законом о банкротства, а именно:

— те текущие платежи, которые возникли после принятия судом заявления о признании должника банкротом, подлежат удовлетворению в конкурсном производстве за счет конкурсной массы вне очереди (п.1 ст.134 Закона);

— те текущие платежи, которые возникли до принятия судом заявления о возбуждении дела о банкротстве, но по которым срок исполнения наступает в период какой-либо процедуры банкротства, — не включаются в реестр требований кредиторов до окончания этой процедуры. Если они не будут удовлетворены добровольно, то при переходе к следующей процедуре банкротства эти текущие платежи включаются в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве. Соответственно, кредиторы по этим платежам становятся лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Дела о банкротстве рассматривает только арбитражный суд и только по месту нахождения должника – ст. 33 Закона. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются сам должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы – п.1 ст. 7 Закона.

При этом должник в определенных случаях не только вправе, но и обязан подать заявление в арбитражный суд о признании его банкротом.

Должник вправе подать заявление в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок – ст. 8 Закона.

Должник обязан подать заявление ( в лице руководителя юр. лица-должника) в случаях, предусмотренных в ст. 9 Закона, в частности, если удовлетворение им требований одних кредиторов приведет к невозможности удовлетворения в полном объеме требований других кредиторов или погашения обязательных платежей; если при добровольной ликвидации выявится невозможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; если обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника, — и в некоторых иных случаях.

Заявление должника в арбитражный суд должно быть направлено не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств – п.3 ст. 9 Закона.

Неподача заявления в суд о банкротстве при наличии к тому оснований руководителем или учредителем юр. лица-должника может повлечь их субсидиарную ответственность по долгам должника перед кредиторами и обязанность возмещения причиненных им убытков – ст. 10 Закона.

Кроме должника, как уже отмечалось, с заявлением о банкротстве вправе обращаться в суд конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Уполномоченные органы – это федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в делах о банкротстве те же требования соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Конкурсные кредиторы — это кредиторы по денежным обязательствам. Здесь учитываются денежные гражданско-правовые обязательства, связанные с задолженностью оплаты за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов за пользование займом (но не за просрочку возврата займа!), а также учитывается размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения и вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по заработной плате, выходному пособию, по авторским договорам, не относятся к конкурсным кредиторам, хотя их требования подлежат учету в реестре требований кредиторов и в период конкурсного производства составляют две первые очереди требований, подлежащих удовлетворению в привилегированном порядке. Не относятся к конкурсным кредиторам также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия, например, по выплате дивидендов, по денежной компенсации доли в случае выхода из ООО, товарищества.

По заявлению в арбитражный суд, поданному в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, арбитражный судья при наличии признаков банкротства сначала выносит определение только о принятии заявления – причем не позднее, чем через пять дней с даты поступления заявления в суд.

Копии определения направляются заявителю, должнику, кредиторам, а также в избранную судьей саморегулируемую организацию арбитражных управляющих для отбора ею кандидатур своих членов (с их согласия) на утверждение арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего (три кандидатуры).

Затем арбитражный судья проверяет обоснованность возбуждения дела о банкротстве, возражения должника, если они поступили, и в случае обоснованности заявления о банкротстве единолично выносит определение о введении наблюдения, утверждении временного арбитражного управляющего и — по ходатайству заявителей – о принятии мер по обеспечению требований кредиторов. В этом же определении устанавливаются размер вознаграждения управляющего и источник его выплаты. Это определение подлежит немедленному исполнению (хотя и может быть обжаловано) – ст. 49 Закона. Выносится такое определение не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней после вынесения первого определения – о принятии заявления – п. 5 ст. 42 Закона.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Это и есть предельный срок наблюдения.

Если дело о банкротстве возбуждается по заявлению самого должника, то наблюдение вводится сразу – с момента вынесения судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, — т.е. без специальной проверки обоснованности долгов.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве суд может сразу принять решение о банкротстве и об открытии конкурсного производства. Но – при наличии реальных надежд на восстановление платежеспособности должника – может сначала принять определение о введении финансового оздоровления или о введении внешнего управления.

При отсутствии оснований для банкротства суд может вынести решение об отказе в признании должника банкротом. Не исключено и принятие определений об оставлении заявления о признании банкротом без рассмотрения или о прекращения производства по делу (ст. 52 Закона). Кроме того, суд может вынести и определение об утверждении мирового соглашения, заключенного должником с кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

По результатам рассмотрения судом обоснованности требований заявителя о признании должника банкротом и признании этих требований обоснованными суд выносит определение о введении наблюдения (если иное не предусмотрено Законом).

При возбуждении дела по заявлению должника наблюдение вводится сразу же с даты принятия его заявления к рассмотрению, т.е. без проверки обоснованности заявления. Одновременно с введение наблюдения утверждается временный арбитражный управляющий с указанием его вознаграждения и источника этого вознаграждения.

Наблюдение – это первая из возможных процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренных статьей 51 Закона, т.е. не более чем через 7 месяцев с даты поступления в суд заявления о признании должника банкротом. В определении о введении процедуры наблюдения должна быть указана дата заседания суда, на котором вопрос о банкротстве будет решаться по существу, а тем самым определен и срок наблюдения – 3, 5, 6 месяцев, но не более 7.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Банкротство: понятие, признаки, процедуры

bankrotstvo.jpg

Похожие публикации

Деятельность субъектов предпринимательства неизбежно связана с финансовыми рисками и кризисными периодами. И нередко для объективной оценки рисков, быстрой стабилизации экономики предприятия, собственники прибегают к процедуре банкротства.

Что же такое банкротство, каковы его признаки, и какие задачи призваны решать процедуры банкротства? Попробуем разобраться в этом в нашей статье.

Банкротство: понятие и признаки

Законодательный регулятор

Понятие, признаки, а также процедуру банкротства регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (ред. от 01.07.2019 г.). Основные понятия, связанные с банкротством, установлены нормами ст.2 вышеуказанного закона.

Кроме того, в вопросах практики применения закона о банкротстве следует учитывать Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 № 29.

Банкротство: понятие, признаки, процедуры

Банкротство – это установленный и зафиксированный арбитражным судом факт неспособности должника полностью удовлетворить законные требования кредиторов по денежным обязательствам, по выплате зарплат и выходных пособий работникам, по исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.).

Процедура банкротства включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемых в отношении должника, и направленных:

  • на объективную оценку его производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения;
  • на подтверждение факта несостоятельности (банкротства);
  • на определение мер, способствующих улучшению экономического положения должника;
  • на исполнение финансовых обязательств перед каждым из кредиторов, бюджетом и внебюджетными фондами.

Признаки банкротства

Арбитражный суд выносит решение об объявлении должника банкротом, при условии наличия признаков банкротства, установленных законом № 127-ФЗ. К таковым относятся:

  • наличие требований к должнику в общей сумме:
  • для гражданина (в т.ч. ИП) – не менее 500 000 рублей,
  • для юридических лиц – от 300 000 рублей;
  • неспособность должника в течение трех месяцев удовлетворить в полном объеме финансовые претензии кредиторов;
  • документально подтвержденный факт превышения суммы обязательств, взятых на себя должником, над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Согласно положениям закона, суд может признать банкротом как юридическое, так и физическое лицо. Не может быть установлено банкротство в отношении:

  • казенных учреждений и предприятий;
  • религиозных организаций;
  • политических партий.

Виды банкротства

В зависимости от вида должника закон различает банкротство юрлиц, банкротство ИП и банкротство физлиц, не являющихся ИП (ст. 2 закона № 127-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с характерными особенностями, можно выделить такие виды банкротства:

Реальное – характеризуется действительной неспособностью должника погасить свои долги и восстановить платежеспособность. Нередко конечным результатом такого банкротства становится ликвидация предприятия-должника.

Временное (условное) – тоже характеризуется неплатежеспособностью должника, но долги при этом можно погасить за счет имеющихся активов (как правило, при антикризисном управлении такой вид банкротства не приводит к ликвидации).

Преднамеренное (умышленное) – характеризуется преднамеренным созданием должником (руководителем, ИП) ситуации, в которой возникает состояние неплатежеспособности.

Фиктивное – характеризуется ложным объявлением должника о своей финансовой несостоятельности, целью которого является введение в заблуждение кредиторов, получение от займодателей льгот по погашению финансовых обязательств, либо погашению кредитных обязательств неконкурентоспособной продукцией.

Преднамеренное и фиктивное банкротство влечет административное наказание по ст. 14.12 КоАП РФ (штраф или дисквалификация), а при наличии крупного ущерба – уголовное по ст. 196, 197 УК РФ (от штрафа до лишения свободы).

Процедура банкротства и этапы ее проведения

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов:

  • процедуру наблюдения проводит арбитражный управляющий, назначенный решением суда, который осуществляет общее руководство, взаимодействует с кредиторами и отвечает за сохранность имущества должника,
  • с момента начала процедуры наблюдения приостанавливаются операции по взысканию с должника всех видов обязательств и выплат дивидендов,
  • на данном этапе арбитражный управляющий проводит анализ и дает комплексную оценку деятельности должника, проводится первое собрание кредиторов.
  • решение о проведении данного этапа в процедуре банкротства принимает суд в случаях, если у должника есть ресурсы для восстановления платежеспособности,
  • на этом этапе должник полностью отстраняется от полномочий по управлению бизнесом, а его функции принимает на себя арбитражный управляющий,
  • этап финансового оздоровления предполагает привлечение внешних финансовых потоков, и предусматривает временную отмену выплат по обязательствам, усиление мер по обеспечению сохранности имущества должника, выполнение мероприятий по финансовой стабилизации и согласование с кредиторами итогов их выполнения.
  • является продолжением этапа финансового оздоровления,
  • вводится отдельным решением суда, осуществляется назначенным внешним управляющим,
  • предполагает проведение таких мероприятий, как распоряжение от имени должника активами, заключение и расторжение договорных обязательств, предоставление отчетов собранию кредиторов, и проч.,
  • продолжительность внешнего управления определяет суд, она исчисляется в совокупности с продолжительностью этапа финансового оздоровления. Общая продолжительность этих этапов не может превышать 24 месяцев.
  • этап удовлетворения финансовых требований кредиторов посредством выставления ликвидных активов должника на открытые торги,
  • из средств, полученных от ликвидации активов, погашаются обязательства должника согласно очередности, установленной нормами закона о банкротстве. Закон устанавливает следующую очередность:
  • внеочередные долги – судебные издержки, погашение текущих общехозяйственных расходов, оплата услуг арбитражного управляющего и т.д.,
  • долги 1-й очереди – компенсации за причинение вреда жизни и здоровью физическим лицам,
  • долги 2-й очереди – заработная плата персонала, выходные пособия, авторские вознаграждения,
  • долги 3-й очереди – обязательства перед остальными кредиторами.
  • данный этап является завершающим в процедуре банкротства и может наступать как после прохождения всех ее этапов, так и быть введенным в любой момент процедуры,
  • вводится при достижении соглашений по финансовым обязательствам, путем подписании мирового соглашения, которое должно содержать информацию о договоренностях между должником и кредиторами, реструктуризации долговых обязательств, их списании или сроках погашения.

Понятие и признаки банкротства

Банкротство в ст. 2 нового Закона определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон 1992 г. в ст. 1 содержал более развернутое определение банкротства. Оно содержало в себе два признака несостоятельности:

первый (внешний) — приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения;

второй — неспособность обеспечить выполнение требований кредитора должна сочетаться с превышением обязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Судебная практика также подтверждала, что для признания должника банкротом одного только внешнего признака мало. В частности, Высший Арбитражный Суд РФ в ч. 1 Обзора «Из практики работы арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 01.02.1994 установил, что невыполнение предприятием обязанностей по удовлетворению требования кредитора в срок более 3 месяцев еще не дает оснований для признания должника несостоятельным (банкротом).

Предприятие-должник при наличии внешнего признака банкротства может не быть признано банкротом, если проверка покажет, например, что предприятие обладает определенными финансовыми резервами, имеет значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию.

Новый Закон в определении банкротства (ст. 2) оставляет лишь внешний признак банкротства.

Однако следует отметить, что в ст. 3 нового Закона указаны некоторые различия в признаках банкротства юридических лиц и граждан.

В отношении юридических лиц сохраняется лишь внешний признак банкротства. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.

В отношении граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняется все-таки второе условие банкротства — сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

Имеется в виду, вероятно, стоимость имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание. В соответствии со ст. 369 ГПК РСФСР и Перечнем видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, не на все имущество, принадлежащее гражданину, может быть обращено взыскание. Следовательно, удовлетворение требований кредиторов не может производиться за счет всего имущества гражданина.

Следует также отметить, что в ст. 155 нового Закона определено, что в конкурсную массу не включается имущество гражданина, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

В любом случае — имел ли законодатель в виду стоимость всего имущества или имущество, на которое может быть обращено взыскание, — нечеткое отражение данного вопроса в законе повлечет за собой трудности при рассмотрении в судах дел о банкротстве.

В Законе 1992 г. разграничение юридических лиц и граждан по признакам банкротства отсутствовало. Кроме того, Закон 1992 г. распространялся только на граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Новый Закон расширяет круг действия законодательства о банкротстве — он распространяется на физических лиц, не являющихся предпринимателями, и на все юридические лица.

Что же касается сохранения в новом Законе лишь внешнего признака банкротства применительно к юридическим лицам, то неизвестно, изменится ли позиция арбитражных судов по этому вопросу. Возможны два варианта — либо обязательность второго признака банкротства останется, что называется, «за кадром», но он будет учитываться при рассмотрении дел в судах и получит закрепление в материалах судебной практики; либо уйдет из судебной практики, что повлечет за собой увеличение дел о несостоятельности (банкротстве) и упрощение процедуры их рассмотрения.

Статья 195 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) посвящена неправомерным действиям при банкротстве. Таковыми являются:

сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб (ч.1 ст.195 УК РФ);

неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника либо индивидуальным предпринимателем, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве), заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб (ч.2 ст.195 УК РФ).

Сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе может выражаться в снятии имущества с учета, перемещении из мест обычного нахождения, передаче другому лицу на хранение и т. п. Передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества является неправомерным уменьшением имущества должника (например, сдача в аренду, продажа, поставка в кредит).

Сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, квалифицируется в рамках данного состава лишь в том случае, если они могли служить доказательством банкротства или его предвидения.

Удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов будет неправомерным при наличии запрета либо отсутствии правового основания (внешнее управление имуществом должника, конкурсное производство).

Принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении несостоятельным должником, выражается в совершении действий, дающих возможность должнику реализовать обязательство.

Обязательным условием применения двух последних положений является заведомое знание о причинении ущерба другим кредиторам.

Преднамеренное банкротство преследуется по статье 196 УК РФ. Согласно ей преднамеренным банкротством являются умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.

Создание или увеличение неплатежеспособности может совершаться путем заключения заведомо невыгодных сделок, принятия на себя чужих долгов в качестве поручителя и других действий, ведущих к невозможности удовлетворить требования кредиторов.

Фиктивное банкротство также может быть уголовно наказуемо. Согласно статье 197 УК РФ под фиктивным банкротством понимается ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб.

Для применения статьи о фиктивном банкротстве необходимо, чтобы действиями субъекта было обеспечено объявление должника банкротом в порядке, установленном законом, но на основе заведомо ложной информации.

Данная статья близка к статье 195 УК РФ, которая предусматривает наступление ответственности за сокрытие либо фальсификацию определенной информации. Однако ст. 197 УК РФ применяется при реальной возможности у должника удовлетворить требования кредиторов, в то время как ст. 195 говорит об отсутствии такой возможности или ее предвидении.

Для всех трех составов, обозначенных указанными статьями, характерно наличие общих признаков.

Во-первых, все они предусматривают ответственность только для специального субъекта — лицо должно являться руководителем или собственником организации либо индивидуальным предпринимателем. Исключение составляет ч. 2 ст.195 УК РФ, предусматривающая возможность ответственности еще и для кредитора, знающего об отданном ему предпочтении несостоятельным должником в ущерб другим кредиторам. При этом следует учесть, что понятие кредитора или собственника в уголовно-правовом аспекте более узкое, чем в гражданском, так как под действие УК РФ подпадают только физические лица.

Во-вторых, все указанные преступления совершаются исключительно с прямым умыслом, при котором лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит в связи с реализацией этих действий наступление опасных последствий и желает совершения этих действий.

В-третьих, уголовная ответственность наступает за совершение только тех действий, которыми причинен крупный ущерб, или (согласно ст. 196 УК РФ) иные тяжкие последствия. Однако следует иметь в виду, что критерии, применимые к указанным терминам, в законодательстве отсутствуют и соответственно определяются судом в каждом конкретном случае.

Новым Законом введена статья о составе и размере денежных обязательств и обязательных платежей (ст. 4). В Законе 1992 года подобная регламентация отсутствовала.

Прежде четко законодательно не определялось, входят ли в сумму задолженности штрафные санкции. Этот вопрос решался арбитражными судами отрицательно лишь на основе толкования ст. 1 Закона 1992 года, которая определяла несостоятельность (банкротство) как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. По смыслу этой нормы, как отмечается в п. 3 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) (Приложение к Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.04.1995 №С1-7/ОП-237 «Рекомендации о порядке разрешения спорных вопросов при рассмотрении дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве)», финансовые санкции не могут включаться в сумму требований к должнику при подаче в арбитражный суд заявления о признании организации банкротом.

Новый Закон в ч. 2 ст. 4 устанавливает, что для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

Кроме того, согласно ч 3 ст. 4 нового Закона размер обязательных платежей также принимается во внимание без учета установленных законодательством РФ штрафов (пени) и иных финансовых санкций.

Следует также отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 нового Закона в размер задолженности не входят обязательства должника перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате вознаграждения и обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающие из такого участия.

Таким образом, с введением указанных норм в законодательстве о банкротстве устранен источник возникновения множества спорных вопросов при рассмотрении в судах дел данной категории.

Минимальный размер денежных обязательств должника для возбуждения дела о его несостоятельности (банкротстве) должен составлять по Закону 1992 г. (ч. 3 ст. 3) 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Эта сумма была одинакова для юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Новый Закон оставляет прежним размер денежных обязательств и обязательных платежей для юридических лиц и уменьшает его для граждан. Так, в ст. 5 и 29 предусмотрено, что дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу составляют не менее 500 МРОТ, а к должнику — гражданину — не менее 100 МРОТ, если иное не предусмотрено законом.

На возможность выступления кредиторов вместе, то есть объединения требований, в Законе 1992 г. указывала только оговорка п. 3 ст. о том, что размер требований к должнику «в совокупности» должен составлять определенную сумму. Процедура выступления нескольких кредиторов с одним заявлением не была прописана.

В связи с недостаточно ясной формулировкой возможности объединения требований всех или нескольких кредиторов вновь потребовалось разъяснение Высшего Арбитражного Суда РФ. В п. 3 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) от 25.04.1995 отмечено, что по делу о несостоятельности (банкротстве) на стороне заявителя могут выступить несколько кредиторов, если требования каждого из них в отдельности меньше необходимой суммы (500 МРОТ). Арбитражный суд вправе принять к рассмотрению требования нескольких кредиторов и возбудить производство по делу о банкротстве. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю.

Новый Закон исправляет указанный недостаток Закона 1992 года и в ст. 36 четко определяет, что заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам, и кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Подобное заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

В связи с более четким определением возможности объединения требований кредиторов следует ожидать, что в судебной практике не придется больше уделять этому вопросу особое внимание.

Также важно отметить, что по смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность предприятия является единственным и достаточным признаком банкротства, то есть неплатежеспособность является основанием для признания предприятия банкротом.

В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности.

Однако принятие мер по взысканию дебиторской задолженности “вдруг” появляется среди прав и обязанностей внешнего управляющего (п. 2 ст. 74 нового Закона). А в плане внешнего управления, называемом внешним управляющим, в качестве мер по восстановлению платежеспособности рекомендованы ликвидация дебиторской задолженности и уступка прав требований должника (ст. 85 нового Закона).

Это также предусмотрено при проведении конкурсного производства. Например, конкурсный управляющий вправе выставить на торги права требования должника (п. 1 ст. 113 нового Закона).

Понятие и признаки банкротства

Понятие и признаки банкротства

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс РФ;
  2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;
  3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
  4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;
  5. Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  6. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ и т. д.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

  1. наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  2. неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  3. наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;
  4. официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

  1. должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
  2. конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  3. уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной властисубъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
  4. арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
  • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
  • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
  • иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

  1. арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. наличие высшего образования;
  3. отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  4. наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;
  5. прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;
  6. сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;
  7. арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

  1. наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
  2. наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
  3. установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Правовое положение арбитражного управляющего

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

  • созывать собрание (комитет) кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве;
  • привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника;
  • созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;
  • получать вознаграждение и т. д.

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

Федеральный закон 2002 г. закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

К числу обязанностей арбитражного управляющего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) относит:

  • принятие мер по защите должника;
  • анализ финансового состояния должника;
  • анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарных и иных рынках;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • рассмотрение заявленных требований кредиторов;
  • возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков и др. (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

  1. она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;
  2. члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  3. за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т. д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Статья написана по материалам сайтов: spmag.ru, vuzlit.ru, be5.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector