+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Понятие и виды трудового стажа

Читайте также:

  1. I § 1. Понятие государственной информационной политики
  2. I. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти)
  3. III. Понятие знака как органическая система
  4. Административно-правовые режимы. Понятие и виды.
  5. Административное наказание: понятие и виды
  6. Административный надзор, понятие и виды.
  7. Актуальность темы и ее значение.
  8. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
  9. Акционерные общества: понятие, виды, порядок создания
  10. Аудиторские процедуры. Объем аудита. Понятие разумной уверенности.
  11. Билет 14. 1. Понятие метода бухгалтерского учёта. Краткая характеристика и правовое регламентирование элементов метода бухгалтерского учета.
  12. Билет 15. 1. Понятие и правовое регулирование документооборота в организации. Порядок хранения бухгалтерской документации.

Трудовой стажэто продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности, а также других периодов, с которыми связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении.

Продолжительность трудового стажа самым непосредственным образом влияет на содержание правомочий субъектов правоотношений, с ее учетом определяются размеры трудовых пенсий и пособий, объем социальных.

Трудовой стаж подразделяется на следующие виды: общий, специальный и непрерывный (+страховой). Причем специальный и непрерывный стаж являются частью общего трудового стажа.

Общий трудовой стаж (ОТС)это суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов.

В общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; предпринимательская деятельность без образования юридического лица, в том числе в сельском хозяйстве.

Специальный трудовой стаж (СТС)это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.

Особым видом СТС является и выслуга лет. Но в отличие от СТС, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

(работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие и другие)

Непрерывный трудовой стаж (НТС)это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

Если перерыв в трудовой деятельности при переходе с одной работы на другую не превысил установленных законом сроков и увольнение не вызвано виновным поведением работника, то НТС не прерывается. В социальном обеспечении юридическое значение придается непрерывному трудовому стажу только при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

Помимо работы по трудовому договору, в непрерывный стаж включается служба в Вооруженных Силах, МВД, ФСБ, в народном ополчении и партизанских отрядах, время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования, если перерыв между днем освобождения от службы или учебы и поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев, время работы в качестве председателей колхозов, время вынужденного прогула в случае восстановления на работе, а также некоторые другие периоды.

В связи с реформой пенсионного обеспечения в России институт трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа.

Страховой стажэто суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, льготного исчисления нет.

Персонифицированный учет строится на следующих принципах: — единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в РФ; — всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах;

20. Характеристика и правила исчисления отдельных видов ТС: общий, специальный, страховой.

В льготном порядке исчисляются следующие периоды работы (службы):

за год работы — полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ утвержден постановлением СМ РСФСР от 04.07.91 № 381;

в двойном размере — в лепрозориях и противочумных учреждениях;

во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в оккупированных районах;

службы по призыву; в тройном размере — в воинских частях, штабах и подразделениях, входивших в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении вследствие военной травмы;

в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.); время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным. Время проживания в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны засчитывается в ОТС в двойном размере, если они в указанный период не совершили преступления; в полуторном размере — в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы на Крайнем севере.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 1 февраля 1998 г. при определении индивидуального коэффициента пенсионера периоды, включаемые в трудовой стаж, подлежат учету только по фактической календарной продолжительности: год — за год, месяц — за месяц и т.д. Льготное исчисление стажа данным законом не предусмотрено. При подсчете стажа по правилам, действовавшим до 01.02.98, его средняя продолжительность у мужчин составляла 41 год, у женщин — 36 лет. При расчете пенсии на основании индивидуального коэффициента трудовой стаж сократился у мужчин в среднем на 4 года (до 37 лет), у женщин — на 5 лет (до 31 года).

+п. 4 Закона «о трудовых пенсиях в рф»

Понятие трудового стажа

Трудовой стаж — продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г.). Трудовой стаж — учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовой стаж как правовая категория используется в различных отраслях права. Так, в трудовом праве он учитывается при предоставлении основных и дополнительных отпусков, занятия определенных должностей, установления надбавок. В праве социального обеспечения с учетом трудового стажа назначаются все виды трудовых пенсий, а в некоторых случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение. Например, в соответствии со ст. 49 Закона «О пенсионном обеспечении» пенсия за выслугу лет артистам назначается при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 30 лет, независимо от возраста. Длительность трудового стажа влияет и на размер пенсии. Так, размер пенсии по возрасту за каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам увеличивается на 1% заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии. Следовательно, стаж составляет основу права на трудовую пенсию и является определяющим условием при установлении уровня пенсионного обеспечения граждан.

Закон предусмотрел, что в стаж работы засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. Это означает, что в стаж включается работа, выполняемая на основании трудового договора в организациях, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования. При уплате страховых взносов в Фонд социальной защиты населения в стаж засчитывается предпринимательская деятельность, зарегистрированная в установленном порядке, работа по договору подряда, период творческой деятельности литераторов, композиторов и художников.

Если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены страховые взносы, за календарный год, либо за меньший срок (если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков страховых взносов), оказался, ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, установленного законодательством, в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента. Этот коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) работника на среднеарифметическую величину минимально допустимого уровня оплаты труда за соответствующий период уплаты страховых взносов.

Классически в теории социального обеспечения выделяются несколько видов трудового стажа. Среди них: общий (в настоящее время — страховой), специальный и непрерывный (С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж утратил юридическое значение). Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения.

Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

Специальный трудовой стаж — уже из самого определения понятно, что законодатель ведет речь о специфической работе. Под специальным трудовым стажем понимается продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.

Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

Понятие и виды трудового стажа

Трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности (работы), общественно полезной деятельности и иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Трудовой стаж является одним из важнейших юридических фактов, с которым законодательство связывает возникновение права на денежные виды обеспечения, предоставление социальных услуг и льгот.

Трудовой стаж носил классовый характер (до 1990 г.). С учетом трудового стажа происходила дифференциация пенсионного обеспечения рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих и т.д.

В зависимости от количества и качества трудового стажа выделяют следующие виды (в исторической последовательности):

1. Общий трудовой стаж

2. Специальный трудовой стаж

4. Непрерывный трудовой стаж

5. Страховой стаж

6. Профессиональный страховой стаж

Каждый из этих видов отличается друг от друга тремя признаками:

1. Содержание (что включается)

2. Порядком исчисления (как считается)

3. Порядок подтверждения (как доказывается – документы, свидетели)

Каждый юридический стаж имеет свое собственное юридическое значение.

1. Общий трудовой стаж. Он возник исторически первым и включает в себя 3 элемента: работа и иная другая трудовая деятельность, общественно полезная деятельность (понятие в законе не дается, это деятельность, как правило, неоплачиваемая и не имеет конкретных трудовых функций), периоды времени, имеющие для государства социальное значение). Общий трудовой стаж можно определить как суммарную продолжительность работы, общественно полезной деятельности и периодов времени, учитываемых при определении права на социальное обеспечение

Это работа в качестве рабочего/служащего, в качестве члена колхоза, работа лиц, находящихся в местах лишения свободы с 1992 г., членство в творческих союзах, медицинская, педагогическая деятельность

Общественно-полезная деятельность: учеба, военная служба, уход за нетрудоспособными (нет легального понятия)

Периоды времени, когда человек не занят общественно-полезной деятельностью (пребывание жен/мужей военнослужащих за границей, супруги работников российских (советских) учреждений и международных организаций , нахождение в блокадном Ленинграде, периоды пребывания на оккупированных территориях, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им 1,5 лет)

Доказательство трудового стажа – трудовая книжка, в исключительных случаях допускалось подтверждение свидетельскими показаниями.

Кооперативы: производственные и потребительские. Суть кооператива в том, что в нем помимо членства и вклада участники должны работать в нем.

Фз «О государственном пенсионном обеспечении» 1990 г. со ст. 90

Включается ли учеба в трудовой стаж, включается наравне со всеми периодами трудовой деятельности

Чем подтверждается трудовой стаж (ст. 96 закона). Документы, выдаваемые в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

2. Специальный трудовой стаж (ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях»)– трудовая деятельность в определенных отраслях народного хозяйства, профессиях, должностях и местностях. Признаки могут встречаться одновременно или достаточно одного из них. Например, работа на крайнем Севере. К специальному трудовому стажу относится так же работа с особыми условиями труда, то есть работа с особой вредность. И повышенной опасностью. Такой вид работ обозначается в законодательстве Список №1 и Список №2 (добыча угля подземным способом относится к первому списку). К специальному стажу относится работа водителей городского транспорта, работа на текстильных предприятий (только для женщин), работа женщин в качестве машиниста-тракториста. К списку №2 относится хлопководство и чайноводство

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он необходим для назначения пенсии в более раннем возрасте.

Лица, работающие по списку №1, могут выходить на пенсию по специальному стажу в 10 лет и возрасте 45 лет.

3. Выслуга лет – это суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях и по определенным профессиям. Назначаются независимо от возраста.

Ранее он учитывался для врачей, учителей, театрально-зрелищных работников, спасателей, военнослужащих.

В настоящее время выслуга лет как юридически значимый факт для назначения пенсии сохранилась только для гражданских служащих и военнослужащих.

Отличие специального трудового стажа от выслуги лет в том, что трудовая деятельность в различных профессиях и отраслях при исчислении выслуги лет не суммируется (нельзя прибавить балетный стаж к педагогическому).

4. Непрерывный трудовой стаж – последняя непрерывная работа на одном предприятии либо на нескольких предприятиях, при условии, что перерыв между днем увольнения и поступлением на новую работу не превысил установленных законодательством сроков. Порядок исчисления непрерывного трудового стажа определялся постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. №252

Продолжительность перерывов, допускаемых при исчислении непрерывного стажа зависит от основания увольнения. При увольнении по собственному желанию перерыв не может превышать одного месяца.

При увольнении по собственному желанию без уважительных причин – 3 недели (21 календарный день)

При увольнении за виновные действия весь наработанный непрерывный трудовой стаж «сгорал»

Главной целью было закрепить трудовые кадры на предприятиях и не допускать увольнения работников по собственному желанию.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключалось в том, что он влиял на определение размера пособия по временной нетрудоспособности (для оплаты больничного)

Новый НПА, регулирующий порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности 29 декабря 2006 г.

5. Страховой стаж. Впервые он появился 1 апреля 1996 г., когда был принят закон «Об индивидуальном персонифицированном учете уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ». Введение в законодательство страхового стажа обусловлено реформой пенсионной системы и перехода на государственное пенсионное страхование. Под страховым стажем понимают трудовую деятельность работника в течение которой производилась уплата страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Т.о. введение страхового стажа практически исключило все иные периоды, когда не производится уплата страховых взносов: учеба, пребывание за границей.

Ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях». Устанавливается, что условием реализации права на пенсионное обеспечение является страховой стаж не менее 5 лет.

Главной задачей было исключить возможность злоупотребления со стороны работодателей при определении трудового стажа. В настоящее время доказательством страхового стажа является выдаваемый работникам полис государственного пенсионного страхования

Сегодня пенсионное обеспечение по закону «О трудовых пенсиях» (2001 г.) связано только с наличием у лица страхового стажа. При отсутствии страхового стажа лицу может быть отказано в назначении пенсии.

Закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает принятие закона «о профессиональных пенсионных системах» (п.3 ст. 27). Принятие этого закона потребует введения нового вида стажа – «профессионального страхового стажа». Главная цель введения специального страхового стажа – обязать работодателей выплачивать досрочные пенсии за свой счет.

Постановление КС РФ о ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях»

Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения. Под пенсией понимают ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые нетрудоспособным гражданам в целях компенсации утраченного ими заработка, а также предоставления нетрудоспособным членам семьи содержания, утраченного в связи со смертью кормильца.

Пенсии исторически являются самым первым денежным видом обеспечения. Перт I выплачивал пенсион государевым служащим. Пенсии назначались по усмотрению государя и включали как денежное обеспечение, так и предоставление земельных наделов. Позднее круг лиц, получавших государственное пенсионное обеспечение, расширялся, но охватывал, как правило, только две категории: государственных служащих и военнослужащих.

Первый российский НПА о государственном пенсионном обеспечении был принят в 1918 г. и охватывал только 3 категории: рабочих, государственных служащих и военнослужащих.

Колхозное крестьянство впервые приобрело право на пенсии в 1964 г., что свидетельствует о классовом подходе в социальном обеспечении. Дифференциация в основаниях, условиях и размерах пенсионного обеспечения, отражающая различие по классам и социальным группам, сохранялась до 1990 г.

В 1990 г. в мае был принят закон «О государственном пенсионном обеспечении в СССР», но в связи с политическим развалом союза, а также более высокими нормами социального обеспечения в республиканских законах, закон просуществовал ровно 6 месяцев.

20 ноября 1990 г. Верховный Совет РФ принял закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Данный закон действовал до 2001 г. и являлся переходным от принципов построения социального обеспечения диктатуры пролетариата до принципов рыночной экономики.

В настоящее время действует 2 основных НПА, регулирующих пенсионное обеспечение:

1. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 12.2001 г.)

2. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (от 12.2001 г.)

Эти законы распространяются на разный круг лиц, предусматривают различные виды пенсий, но главное различие – разные источники финансирования расходов на выплату пенсии.

До 1991 г. источником финансирования пенсионного обеспечения являлся государственный бюджет, поэтому уровень пенсионного обеспечения зависел от его состояния. Такой порядок выявил существенные недостатки, но главное – замораживание уровня пенсионного обеспечения. Он требовал принципиального изменения.

В 1991 г. для финансирования пенсий был создан Пенсионный фонд СССР (а затем Пенсионный фонд РФ). Пенсионный фонд является самостоятельной финансовой структурой, формируется за счет страховых взносов, которые уплачивают работодатели, ИП и в ряде случаев наемные граждане. Создание ПФ означало переход от принципов социального обеспечения к принципам социального страхования в сфере пенсионного обеспечения.

Виды пенсий(в РФ, как и во всем мире 5 видов):

1. По старости (основание назначения – достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста, обязательным условием назначения пенсии является наличие у лица общего трудового стажа, а с 2001 г. страхового стажа). То есть для назначения такой пенсии лицо обязательно должно работать. Стаж подтверждается полисом пенсионного страхования.

Разновидность пенсии по старости: пенсии по возрасту. Основание назначения – достижение лицом льготного пенсионного возраста (снижение на 5-10 лет), но обязательным условием было наличие у лица специального трудового стажа (работа во вредных и тяжелых условиях труда, работа в определенных отраслях), наличие общего стажа. Ныне пенсии по возрасту существуют как досрочная пенсия по старости.

2. Пенсии по инвалидности. Основанием назначения является установление лицу I, II, III группы инвалидности. Справка о наличии инвалидности выдается МСЭК (медико-социальной экспертной комиссией) Обязательным условием назначения пенсии является наличие у лица страхового стажа, но не имеет значение его продолжительность. При отсутствии трудового стажа пенсия по инвалидности не назначалась (раньше назначалось пособие, сейчас им назначается социальная пенсия). Устанавливается на срок установления инвалидности.

3. Пенсии по случаю потери кормильца. Основание получения – утрата кормильца. Обязательное условие – наличие у погибшего кормильца трудового стажа. При отсутствии трудового стажа пенсия не назначалась.

4. Пенсия за выслугу лет. Они возникли позже всех. Основание назначения – наличие у лица выслуги лет (специальный трудовой стаж по определенным профессиям). Пенсии за выслугу лет назначались военнослужащим, а также врачам, учителям, горнорабочим, летчикам и театрально-зрелищным работникам. Принципиальное отличие – классически пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лица. Еще она назначалась при оставлении этой работы.

5. Социальная пенсия (в РФ появилась в 1990 г.). Предоставляется лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами, однако у них отсутствует трудовой стаж и поэтому им не может быть назначена пенсия по старости или по инвалидности. Детям умершего кормильца социальная пенсия назначается, если у кормильца отсутствует трудовой стаж.

Есть тенденция: пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан предоставляется на основании специальных законов, в частности, персональные пенсии (за особые заслуги), пенсии депутатам, космонавтам, спортсменам.

Возникновение и развитие специальных пенсионных систем всегда обусловлено низким уровнем пенсионного обеспечения в общей системе.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Закон построен на страховых принципах (связан с обязательной уплатой страховых взносов в пенсионный фонд). Страховые взносы уплачиваются работодателями и ИП. Порядок уплаты и размеры устанавливаются отдельным федеральным законом. Доказательством уплаты страховых взносов является полис государственного пенсионного страхования. Все расходы на выплату пенсий идут и ПФ.

Закон распространяется на 3 категории лиц:

2. Иностранные граждане (при условии постоянного проживания на территории РФ)

3. Лица без гражданства (при условии постоянного проживания на территории РФ)

Закон предусматривает 3 вида пенсии:

2. По инвалидности

3. По случаю потери кормильца

Лицо, имеющее право одновременно на получение двух пенсий, должны выбрать одну из этих пенсий.

Учитывая, что пенсионное обеспечение осуществляется из ПФ, данный закон распространяется только на тех, кто уплачивает страховые взносы.

Пенсия по старости предусмотрена в ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

1. Достижение возраста мужчинам 60 лет, женщинам – 55

Обязательное условие – наличие страхового стажа не менее 5 лет.

Размер пенсии складывается из 2 частей:

1. Страховая часть. Она зависит от суммы уплаченных страховых взносов.

2. Накопительная часть пенсии. Она также исчисляется из накопительной части страховых взносов. С 2001 г. по 2006 г. накопительная часть страховых взносов удерживалась с з/п платы работников.

Размер пенсии определяется по формуле

S/19

S – сумма страховых взносов.

19 величина дожития (он переводится в месяцы)

Пенсия по старости назначается пожизненно и выплачивается работающим пенсионерам

7 – 12 лет живут на пенсии мужчины

12-15 (18) лет живут женщины.

Пенсия по старости может быть назначена ранее общеустановленного пенсионного возраста.

Пособия

Пособия – это второй вид денежного предоставления содержания в социальном обеспечении.

Признаки (в отличие от пенсий):

1. Имеют целевое назначение (что чаще всего отражается в названии)

2. Носят временный характер

Классификация может быть по различным основаниям.

По источнику финансирования:

1. Пособия фонда социального страхования (из него финансируются 6 основных видов пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; пособие при рождении, по уходу за ребенком до 1,5 лет; пособие на погребение).

2. Пособия, выплачиваемые из государственного бюджета (субъекта федерации). Сюда относятся: пособие по безработице (из федерального бюджета); ежемесячное пособие на ребенка (за счет средств субъекта федерации); женщинам-женам военнослужащих, находящимся в местностях, где они не могут трудоустроиться; жилищные субсидии.

3. Пособия, выплачиваемые за счет средств пенсионного фонда: на погребение (в связи со смертью неработающего пенсионера)

4. Пособия, выплачиваемые за счет собственных средств работодателя: по уходу за ребенком до 3 лет.

По времени выплаты:

1. Ежемесячные пособия (ежемесячное пособие на ребенка до достижения 16 лет)

2. Периодические пособия (заранее неизвестен срок прекращения этих выплат) (пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности)

3. Единовременные пособия – выплачиваются один раз (цель – временная материальная помощь) (Пособие по рождению и на погребение)

Сейчас отсутствует НПА, регулирующий все виды пособий.

Понятие и виды стажа

Понятие и значение страхового стажа

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.

Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к. от этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.

Общий трудовой стаж

После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Специальный (профессиональный) страховой стаж

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория, на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа – 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста – 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие по контракту;
  • профессиональные спасатели;
  • лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
  • лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
  • и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Исчисление стажа

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Время работы граждан, занятых на эксплуатации ЧАЭС и в зоне отчуждения включается в ОТС и в профессиональный стаж в полуторном размере.

Применяются особые правила для исчисления выслуги лет военнослужащих и приравненных к ним лиц. Так в выслугу лет на льготных условиях засчитывается:

  1. один месяц службы за шесть месяцев – в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны;
  2. один месяц службы за три месяца:
  • в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий;
  • в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, находившихся в период Великой Отечественной войны в городах-героях: Одессе – с 10 августа по 16 октября 1941г., Ленинграде – с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944г., Севастополе – с 5 ноября 1941 г. по 4 июля 1942 г. и Сталинграде – с 12 июля по 19 ноября 1942 г.;
  • время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и другие периоды.

Подтверждение стажа

Доказательствами страхового стажа признаются документы и свидетельские показания.

К документам приравниваются данные индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Студентам необходимо знать процедуру открытия индивидуальных пенсионных счетов (ИЛС) в Пенсионном фонде РФ, правила их ведения, перечень сведений, хранящихся на них.

Работа за пределами РФ подтверждается документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором РФ. К уплате страховых взносов приравнивается уплата ЕСН и единого налога на вмененный доход.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры, справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы.

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды, – по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Содержание под стражей, пребывание в местах заключения, ссылке (спецпоселении) реабилитированных граждан подтверждается справками управлений внутренних дел.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.

К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:

  • документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
  • документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
  • справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, megalektsii.ru, be5.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector