+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Понятие социального партнерства в сфере труда

Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога, цивилизованных переговоров.

По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как пассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а в качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.

Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения и т.п., позволяют перейти к реализации принципа «социального участия», суть которого в делегировании государством части своих полномочий администрациям муниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам.

Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального стратегического достижения согласия в обществе.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство предполагает сотрудничество между органами государственной власти, владельцами компаний и фирм (работодателями) и представителями трудящихся (профсоюзов) с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. Социальное партнерство осуществляется на общегосударственном, региональном (территориальном), отраслевом (межотраслевом) и локальном уровнях. Формами трехстороннего сотрудничества являются: проведение консультаций в ходе принятия государственных решений в социально-экономической сфере, в том числе при разработке законопроектов; создание постоянно действующих трехсторонних органов; установление условий труда в порядке коллективно-договорного регулирования; участие работников в управлении организацией; применение правовых норм в организации с участием представителей работников.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

· уважение и учет интересов сторон;

· заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

· содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

· соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

· полномочность представителей сторон;

· свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

· добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

· реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

· обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

· контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

· ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:

§ федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

§ региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

§ отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

§ территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

§ уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

· коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

· взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

· участия работников, их представителей в управлении организацией;

· участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

16. Социальное партнерство в сфере труда: понятие, основные принципы, уровни и формы социального партнерства.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос власти, органами МСУ, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования ТО и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основной задачей труд законодательства явл создание необходимых пр условий для достижения оптимального согласования интересов сторон труд отношений и интересов гос-ва, этому и должно способствовать развитие соц партнерства в РФ.

Органы гос власти и органы МСУ яв-ся сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных ФЗ. Сторонами соц партнерства яв-ся работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Так же может быть «трехсторонне» партнерство, в котором участвуют также ОИВ и ОМСУ.

Система взаимоотношений между работниками и работодателями, а в установленных случаях- с участием ОИВ, МСУ строится и функционирует на основании основных принципов социального партнерства.

Основными принципами социального партнерства являются:

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Социальное партнерство осуществляется на следующих уровнях:

— федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

— межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

— региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

— отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

— территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

— локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Соц партнерство осуществляется в формах:

— коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участия работников, их представителей в управлении организацией;

— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство в сфере труда

Понятие социального партнерства, его принципы, уровни и формы

Социальное партнерство предполагает взаимодействие работников, объединенных в профсоюзы, и работодателя (работодателей, их объединения), направленное на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса (соглашения), принятие решения при угрозе конфликта для выхода на соглашение. Стремление обеспечить согласование различных, зачастую противоречивых интересов и принятие решения может быть достигнуто при использовании действующих правил, процедурных норм и при соответствующем поведении социальных партнеров. Исходная основа такого поведения – это уважение мнения друг друга и учет интересов, направленность на возможные уступки, добросовестность и стремление не нарушать достигнутого равновесия (баланса сил), а также использование всех правил и норм при коллективных переговорах, заключении коллективного договора, соглашений, а также при рассмотрении трудовых споров. В этом случае возможно достижение целей социального партнерства, что в полной мере соответствует решению одной из основных задач трудового законодательства, предусмотренной в ст. 1 ТК РФ, о создании необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.

Социальное партнерство в сфере труда – относительно новый институт трудового права, вызванный к жизни необходимостью развития коллективно-договорного регулирования трудовых и социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики и функционирования рынка труда.

Становление социального партнерства и его законодательной базы в Российской Федерации в условиях социально-экономических преобразований происходило под влиянием международных трудовых норм МОТ, но с учетом особенностей, присущих российскому опыту развития социального партнерства. Были приняты во внимание Конвенции МОТ: № 87 Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.), № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.), № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971 г.) и др.

В ТК РФ социальному партнерству посвящена часть II (разд. II, гл. 3–9), включающая общие положения, определяющая представителей и органы социального партнерства, значение и роль коллективных переговоров, коллективных договоров и соглашений и др.

В ТК РФ легализовано понятие социального партнерства в сфере труда. Оно определено в ст. 23 ТК РФ как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В данном определении указаны социальные партнеры: работники и работодатели и их представители, система их взаимоотношений, в том числе с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления на соответствующем уровне, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти или органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, или в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, положение о которых, их полномочия установлены федеральными законами, прежде всего ТК РФ. Таким образом, следует различать стороны и участников социально-партнерских отношений.

Система взаимоотношений социального партнерства строится соответственно уровням, определенным федеральным законом, с учетом территориальных и отраслевых особенностей на основе коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда.

Статья 26 ТК РФ включает следующие уровни:

  • – федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • – межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • – региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда лишь в одном субъекте РФ;
  • – отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • – территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • – локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства между работниками и работодателем в сфере труда.

На локальном уровне в организации или у индивидуального предпринимателя разрабатывается и заключается коллективный договор между работодателем и работниками, регулирующий их социально-трудовые отношения. Являясь результатом коллективных переговоров и достигнутого соглашения, коллективный договор выражает интересы работников и работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) – социальных партнеров, что именуется как «бипартизм» (две части), т.е. два участника.

Соглашения принимаются на различных уровнях и выходят за локальные рамки.

По договоренности сторон, участвующих в переговорах, определяется вопрос о соглашениях, которые могут быть двусторонними, где участвуют представители работников и работодателей, и трехсторонними, в которых участвуют также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на соответствующих уровнях. Эти трехсторонние комиссии действуют на основе принципа «трипартизма» (по терминологии МОТ), т.е. трехстороннего сотрудничества, где представлены три участника: от работников – профессиональные союзы, от работодателей – их объединения, от государства – указанные органы. Представители сторон соответствующего уровня выступают участниками тех или иных соглашений, разрабатывают и принимают соглашения в результате проведенных коллективных переговоров, организуют контроль за их выполнением, в составе трехсторонних комиссий «своего» уровня участвуют в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных или иных нормативных правовых актов и др.

Основные принципы социального партнерства, получившие свое выражение в ст. 24 ТК РФ, являются принципами института социального партнерства в сфере труда. Данные принципы создают основу и определяют общую направленность регулирования отношений по социальному партнерству, а также обеспечивают единство института социального партнерства. Они рассматриваются в той же последовательности, как и получили свое выражение в ст. 24 ТК РФ.

Важным принципом, занимающим первое место, является равноправие сторон, без которого невозможны сближение позиций и интересов, выход на социальный компромисс и принятие решений. На равноправной основе по решению сторон на всех уровнях социального партнерства образуются соответствующие комиссии из наделенных полномочиями представителей сторон. Стороны обладают равными нравами, проявляя инициативу в проведении коллективных переговоров, определяя содержание коллективного договора, соглашений и др., а также принимая решение по их согласованию.

Уважение и учет интересов является одним из основополагающих принципов социального партнерства. У работников и работодателей наряду с тождественными интересами существуют и различные интересы в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Задача социального партнерства – не в сглаживании различий интересов, а в их учете, уважении. На этой основе возможны уступки, компромиссы и принятие взаимоприемлемого решения, т.е. выход на соглашение. Нормы о представителях работников и работодателей, комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, порядке коллективных переговоров и другие нормы статей разд. II ТК РФ направлены на учет интересов и уважение сторон социального партнерства.

Принцип заинтересованности сторон в участии в договорном регулировании играет позитивную роль. Коллективно-договорная практика показывает, что в организациях, где хорошо прорабатываются и заключаются коллективные договоры, значительно повышается эффективность труда, возрастают доходы организации и заработная плата работников.

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

рассматривается как принцип, закладывающий основу более широкого участия сторон социального партнерства, их представителей в решении социально-экономических задач и развитии отношений на всех уровнях социального партнерства.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов является основой равноправного сотрудничества социальных партнеров и их представителей.

Принцип полномочности представителей сторон означает, что их полномочность обеспечивается соблюдением установленного законом порядка при определении представителей и наделении их соответствующими полномочиями.

Принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, означает, что каждая из сторон в равной мере свободна в выборе и может вносить предложения, вопросы для обсуждения, проекты документов, предлагать те или иные способы решения вопросов и т.д. Этот принцип проявляется в нормах, связанных с разработкой и заключением коллективных договоров и соглашений.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств связан с добровольной природой коллективных переговоров и заключением коллективного договора, соглашений. Их заключение свидетельствует, что стороны в добровольном порядке достигли согласия, каждая из сторон добровольно приняла на себя обязательства.

Принцип реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, означает, что стороны добровольно, принимая на себя обязательства, определили их соразмерность реальным условиям либо могут поставить их в зависимость от выполнения определенных условий, в том числе рассчитанную на будущее выполнение указанных обязательств.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений означает, что стороны, принимая на себя обязательства, а также достигая согласия по иным положениям коллективного договора, соглашений, признают за собой ответственность за их соблюдение. С данным принципом тесно связан принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. За неисполнение сторонами социального партнерства, их представителями коллективных договоров, соглашений, а также за нарушение нормативных правовых актов законом установлена ответственность (ст. 55 ТК РФ).

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений имеет большое значение не только для обнаружения правонарушений. Осуществление контроля позволяет выявить и своевременно устранить причины невыполнения коллективного договора, соглашений. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Взаимодействие социальных партнеров, их представителей, сближение позиций между ними, согласование интересов и принятие взаимоприемлемых решений могут осуществляться в различных формах. В ст. 27 ТК РФ определены формы социального партнерства:

  • – коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
  • – взаимные консультации (переговоры) но вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • – участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ.

Социальное партнерство— это система взаимоотношений между ра­ботниками (представителями работников), работодателями (предста­вителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования тру­довых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний (ст. 23 ТК).

Сторонамисоциального партнерства являются работники и рабо­тодатели в лице уполномоченных в установленном порядке предста­вителей (ст. 25 ТК).

Основное предназначениесоциального партнерства — предупреж­дать возникновение конфликтов между работниками и работодателя­ми в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.

Формамисоциального партнерства являются:

коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;

взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение га­рантий трудовых прав работников и совершенствование трудо­вого законодательства;

участие работников и их представителей в управлении организа­цией;

участие представителей работников и работодателей в досудеб­ном разрешении трудовых споров.

Органамисоциального партнерства являются комиссии по регули­рованию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального парт­нерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссий­ского объединения профсоюзов, общероссийского объединения рабо­тодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Зако­ном РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осу­ществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Коллективный договор— это правовой акт, регулирующий социаль­но-трудовые отношения в организации или у индивидуального пред­принимателя, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).

Коллективный договор является формой социального партнерства,средством согласования интересов работников и работодателей в масштабе организации. Одновременно он является, формой реализации профсоюзамиправ по установлению, улучшению условий и охране труда работников.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

В законодательстве не содержится обязанность организаций и ин­дивидуальных предпринимателей заключать коллективные договоры, однако это делать целесообразно, поскольку коллективные договоры направлены на согласование интересов работников и работодателей, а также на социальную защиту первых от произвола вторых.

Представителями работников в коллективных договорах выступа­ют первичные профсоюзные организации или иные представители, из­бираемые работниками. Представителями работодателя являются ру­ководитель организации или уполномоченные им лица.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и всту­пает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установлен­ного в коллективном договоре.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Согласно ст. 41 ТК в договор можно включать взаим­ные обязательства работников и работодателей по следующим воп­росам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уров­ня инфляции;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе жен­щин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государствен­ного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

гарантии и льготы сотрудникам, совмещающим работу с обуче­нием;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

другие определяемые сторонами вопросы.

Коллективные договоры не могут содержать условия, ограничива­ющие права или снижающие уровень гарантий работников по сравне­нию с законодательством. Если такие условия включены в коллектив­ный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).

С учетом финансово-экономического положения работодателя в кол­лективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с уста­новленными законодательством (ст. 41 ТК).

Нормативные положения коллективного договора имеют силу пра­вового акта и обязательны для выполнения работодателями. Действие коллективного договора распространяется на всех работников органи­зации, ее филиалов, представительств и иных обособленных структур­ных подразделений, а также на работающих у индивидуального пред­принимателя

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studme.org, studopedia.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector