+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок ведения коллективных переговоров

Порядок ведения коллективных переговоров и разработка проекта коллективного договора

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.

Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора и подписание его сторонами. Не позднее трех месяцев с начала переговоров стороны обязательно должны утвердить и подписать коллективный договор на согласованных условиях. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа, а со стороны работодателей — их представители, являющиеся членами комиссии

Заключительный этап — направление коллективного договора является после подписания (вместе с приложениями) представителем работодателя в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации в целях уведомительной регистрации( в течении 7 дней с момента подписания)

Может быть проведена юридическая экспертиза.

Срок договора -3 года. Может быть продлен.

Алгоритм пошаговых действий заключения коллективного договора

ШАГ 1 Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок. Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.

ШАГ 2 Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.

Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.

Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант издания единого решения сторон путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также его заключения.

ШАГ 3 Обсуждение комиссией проекта коллективного договора.

Проект коллективного договора может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия определяет, какой из них принять за основу. На каждом заседании комиссии должен вестись протокол.

Если комиссия так и не смогла принять согласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с проектом уже согласованного комиссией коллективного договора выносится на собрание (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать коллективный договор как в целом, так и по согласованным позициям. Неурегулированные разногласия могут стать по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.

ШАГ 4 Обсуждение разработанного комиссией проекта коллективного договора с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений.

Обсуждение проекта договора работниками осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект коллективного договора может быть размещен на стендах, опубликован в газете или иным способом доведен до сведения работников.

ШАГ 5 Утверждение проекта коллективного договора на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон.

От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников, как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза.

ШАГ 6 Регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе.

Требование о регистрации подписанного коллективного договора установлено ст.50 ТК. Введение обязательной регистрации коллективного договора означает, что без выполнения этого требования он не будет иметь юридической силы и не будет отражать действительных отношений между сторонами. Не зарегистрированный в установленном порядке коллективный договор не может являться источник

Коллективные переговоры (понятие, виды, порядок ведения, гарантии участникам)

Коллективные переговоры – это переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представ-й по вопросам подготовки, заключения или изменения колл-х договоров м/у работниками и работодателем. М/б проведены на локальном, местном, региональном и федер-м уровне.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Участники коллективных переговоров: Сторона работодателя — полномочные представители организации, филиала, представительства, которые в силу имеющихся у них прав могут обеспечить исполнение условий коллективного договора. Сторона работников— профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве, которые и становятся стороной коллективного договора как представители работников, на которых он распространяется.

Порядок проведения коллективных переговоров:

1) Стороны свободно выбирают вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

2) Две и более первич-е профсоюзные орг-ции могут создать по решению их выборных органов единый представительный орган для ведения колл-х переговоров. Единый представ-й орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.

3) Первичная профсоюзная орг-ция, объед-я более половины раб-в организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников без предварит-го создания единого представит-го органа.

4) Если ни одна профсоюзная орг-ция или совокуп-ть проф-х организаций не объеди-ли более половины раб-в данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием опред-т ту первич-ю проф. орг-ю, к-й при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.

5) В случае, если первич-я проф. орг. не определена, или ее нет вообще, общее собрание раб-в тайным голос-м избирает из числа раб-в полномоч-го представит-ля (представит-й орган) для кол-х переговоров.

6) Первич-я проф. орг., единый представит. орг., полномоч. представит-ль, иной представит-й орган работников обязаны одноврем-но с направлением предложения о кол-х переговорах работолателю, известить об этом все первич. проф. орг-ции, объедин-х работников данного работодателя и в теч. 5 дней создать с их согласия единый представ-й орган либо вкл-ть их представит-й в состав единого представ-го органа.

7) Право на ведение кол-х переговоров от имени работников на уровне РФ и субъектов РФ, отрасли, территории, предостав-ся соответ-м профсоюзам (объединениям профсоюзов).

8) Стороны должны предостав-ть друг другу не позднее двух недель со дня получения соотсет-го запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения кол-х переговоров.

9) Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.

10) Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Для ведения кол-х переговоров законод-во отводит срок в три месяца, по истечении к-го должны быть заключены кол-й договор, соглашение и (или) должен быть составлен протокол разногласий по заключению или изменению кол-го договора.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

1) Освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

2) Все затраты, связанные с участием в кол-х переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законод-м и иными НПА, содержащими нормы ТП, кол-м договором, соглашением.

3) Представители работников, участвующие в кол-х переговорах, в период их ведения не могут быть без предварит-го согласия органа, уполномоч-го их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на др-ю работу или уволены по инициативе работодателя, за исключ-м случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК, иными ФЗ предусмотрено увольнение с работы.

Коллективные соглашения (понятие, стороны, содержание)

Соглашение – правовой акт, ругулир-й социально-трудовые отношения и устанав-й общие принципы регулирования связанных с ними эконом-х отнош-й, заключаемый м/у полномочными представ-ми работников и работодателей на федер-м, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территр-м уровнях соц-го партнерства в пределах их компетенции.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Для заключения соглашений формируются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стороны соглашений:Сторона работодателя – сам работодатель, полномочные представители организации, филиала, представительства. Сторона работников — профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве.

Виды соглашений.

По договоренности сторон: двусторонние и трехсторонние.

По сфере регулир-х социально-трудовых отношений: генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территор-е и иные.

Содержание и структура соглашения.Содержание и структура соглашения опред-ся по договоренности между представителями сторон, к-е свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон.

Заключение соглашения:заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.

Участие работников в управлении организацией

Право работников непосредственно через свои представ органы в управлении организацией .

Это еще одна предусмотренная ТК РФ форма социального партнерства.

Основные формы участия работников в управлении организацией:

— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусм-х ТК, колл-м договором;

— проведение представит-м органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

— получение от работод-ля инфор-ции по вопросам, непосред-но затраг-м интересы работников;

— обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

— обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

— участие в разработке и принятии коллективных договоров;

— иные формы, определенные ТК РФ, иными ФЗ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

— реорганизации или ликвидации организации;

— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

— профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

— по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале

коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие- либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

  • 1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней).
  • 2. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров, определяется их участниками самостоятельно. Стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. ст. 6—9 ТК и комментарии к ним).
  • 3. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.
  • 4. При наличии на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся.

Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующих организациях профсоюзов. В едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя, может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединены не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа, решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которое наделяет полномочиями на представительство в коллективных переговорах какую-либо из первичных профсоюзных организаций либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласил, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК и комментарий к ней.

Представители работников, определенные в соответствии с вышеуказанными правилами, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно осуществляться в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном) аналогичен.

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов). Каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). Не имеет значения, составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров представлять другой стороне имеющуюся у нее информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть представлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной.

Участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны см. комментарий к ст. 57 ТК. Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско- правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., а на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.

В соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса РФ (далее — УК) к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование. В частности, ст. 40 ТК обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней).

Порядок ведения коллективных переговоров

Отношения при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений как часть отношений по социальному партнерству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, а потому регулируются трудовым законодательством.

Коллективные переговоры должны основываться на общих принципах социального партнерства (ст. 24 ТК РФ), среди которых придается особая значимость одному из них — свободе выбора при обсуждении вопросов регулирования социально-трудовых отношений[4].

Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Трудовой Кодекс не ограничивает стороны в выборе вопросов, обсуждаемых в рамках коллективных переговоров. Их представители, являющиеся участниками переговоров, определяют сроки, место и порядок их проведения.

Основным звеном во всей многоуровневой системе, в рамках которой могут проводиться коллективные переговоры, является организация (это уровень конкретного работодателя), в рамках которой заключается коллективный договор и принимаются иные локальные нормативные акты. Только на этом уровне возможно представительство интересов работников не через профессиональные союзы, а в иных формах. За пределами организации при заключении соглашений в коллективных переговорах могут принимать участие только профессиональные союзы. Кодекс четко отдает приоритет такой форме представительства работников, как профсоюзы.

ТК РФ был принят в условиях действия множественности профсоюзов в общественной жизни страны. Данное обстоятельство налагает на работодателей и их представителей обязанность урегулировать социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения с неограниченным кругом социальных партнеров по коллективному договору и соглашениям.

Одновременно Кодекс учитывает наличие плюрализма в профсоюзном движении и предусматривает ситуацию с проведением коллективных переговоров при наличии в организации более одного профсоюза и соответственно первичных профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников данного работодателя.

В этом случае профсоюзы должны создать единый представительный орган для проведения коллективных переговоров и осуществления в дальнейшем всех процедур, связанных с разработкой единого проекта коллективного договора и заключением единого коллективного договора.

В основу формирования такого единого органа положен принцип пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Каждая профсоюзная организация самостоятельно определяет своего представителя (представителей).

Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Однако если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то право определения профсоюзной организации, которой будет поручено формирование представительного органа, переходит к общему собранию (конференции) работников. Его (ее) решение принимается тайным голосованием.

В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Главная задача — начать коллективные переговоры, не позволяя представителям работников (в данном случае профсоюзным организациям) увязнуть в бесконечных спорах по поводу того, кто из них главнее».

В любом случае за профсоюзными организациями, объединяющими меньше половины работающих или не получившими полномочия от общего собрания (конференции) на формирование представительного органа, остается безусловное право направить своих представителей в состав единого представительного органа на любой стадии до момента подписания коллективного договора.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой статьи 37, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Кодексом предусмотрен аналогичный механизм определения представителей работников на других уровнях проведения коллективных переговоров и подписания соглашений (за пределами организации) — на уровне РФ, ее субъектов, отрасли, территории.

Разница, однако, в том, что при отсутствии договоренности между различными профсоюзами о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) т.е. наиболее представительному профсоюзу, объединению профсоюзов).

В соответствии с установленным порядком ведения коллективных переговоров их участники и другие лица, связанные с их ведением, обязаны не разглашать ставшие им известными сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне — государственной, служебной, коммерческой и иной (ст. 37 ТК РФ).

Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443[5] и Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 637.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. Указа от 23 сентября 2005 г. N 1111).

29 июля 2004 г. принят Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»[6]. В нем сформулированы понятия коммерческой тайны, информации, составляющей коммерческую тайну, режима коммерческой тайны, обладателя информации, составляющей коммерческую тайну и др.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю данной информации с учетом положений данного закона от 29 июля 2004 г. (ст. 1).

На основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. в ряде организаций руководство начало утверждать локальные Положения о коммерческой тайне, не всегда советуясь с представителями работников (профкомами). Между тем среди сведений, относимых к информации, содержащей коммерческую тайну, имеются и такие, которые непосредственно связаны с трудом работников, его условиями. Поэтому работодатель вправе принять такой локальный нормативный акт только с соблюдением ст. 8, 371 и 372 ТК, т. е. выяснив мнение профкома по его содержанию. Кроме того, возложение на работников обязанности сохранять коммерческую тайну существенно дополняет условия их труда, права и обязанности, предусмотренные ранее заключенными с ними трудовыми договорами. Следовательно, работодатель обязан заранее (за два месяца) ознакомить работников с изменениями, вносимыми в их права и обязанности локальным Положением о коммерческой тайне (см. ст. 57, 73 ТК).

Если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) и они известны участникам коллективных переговоров, другим лицам, связанным с этими переговорами, то они не должны ими разглашаться. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым Кодексом и иными федеральными законами (ч. 7 ст. 37 ТК).

Дисциплинарная ответственность наступает в соответствии со ст. 192, 193 ТК. Гражданско-правовая — в соответствии с нормами ГК РФ, если разглашение сведений привело к имущественному ущербу; административная ответственность — в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ; уголовная ответственность — в соответствии со ст. 183, 212 и 283 УК РФ.

Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т. д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда.

Поэтому ст. 37 ТК обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.

Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч. 8 ст. 37 ТК). Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий, процедуры их заседаний. Названные и другие вопросы решаются либо на первом заседании комиссии, либо по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении), либо в положениях о соответствующих комиссиях[7].

Таковы общие правила ведения коллективных переговоров для всех уровней социального партнерства.

Заключение

Придаваемое международными документами по основополагающим правам человека, также как и законодательством и практикой большого числа государств, коллективным переговорам значение свидетельствует об особом внимании, уделяемом национальной и международной социальной политикой принципу, согласно которому, трудящиеся, посредством коллективного права на создание профсоюзов для защиты своих прав, должны быть уполномочены использовать коллективное право на ведение переговоров с работодателями о лучших условиях труда для своих членов, чем каждый трудящийся может достигнуть путем ведения переговоров в индивидуальном порядке.

Международно — правовые акты закрепляют также принципы, на которых должны строиться коллективные переговоры. К числу важнейших из них относятся, в частности, принцип свободы и добровольности, принцип добросовестности.

Таким образом, предоставление организациям трудящихся права на заключение коллективных договоров является способом сбалансирования неравного положения отдельных трудящихся при заключении индивидуальных трудовых договоров с работодателями.

В свою очередь, работодатели могут рассчитывать на повышение производительности от большего числа трудящихся, которым предоставлены лучшие условия труда и чувство, что они могут участвовать в установлении этих условий.

В Трудовом Кодексе РФ порядку осуществления коллективных переговоров, участвующим в них лицам и условиям их проведения, среди которых особо выделены гарантии и компенсации, предоставляемые их участникам, посвящена глава 6.

Коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда, решение других вопросов регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ими отношений.

Кодекс установил правовые основы и принципы коллективных переговоров, разработки, заключения и действия коллективных договоров и социально-партнерских соглашений, закрепил в национальном законодательстве ряд положений международных актов, в том числе и Конвенции МОТ. Коллективные переговоры дают возможность работникам и работодателям как социальным партнерам выявить свои интересы, их согласовать и закрепить в договоре, соглашении итог их согласования.

Кодекс еще более расширил коллективно-договорное установление условий труда на различных уровнях; четче закрепил понятие коллективного договора и соглашения, виды соглашений, их стороны и содержание, а также понятие представителей сторон; расширил сферу заключения коллективных договоров, распространил их на организации и учреждения и предоставил право трудовым коллективам самим решать, заключать ли коллективный договор.

Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками и работодателем. Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Библиографический список литературы

1. Конвенция Международной организации труда N 98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» (1949г.)

2. Конвенция Международной организации труда N 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981г.)

3. Конституция РФ.

4. Трудовой Кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.01 № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ).

5. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 09.05.2005).

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй ст. 170 и части второй ст. 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и п. 3 ст. 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово».

8. Постановление исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 3-4.

9. СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3224

10. СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283

11. СЗ РФ. 1999. N 18. Ст.2218

12. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Комментарий к законодательству о труде современной России. — М., 2003.

13. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право. – М.,2006.

14. Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала) (постатейный).//»За права военнослужащих», 2004.

15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др./ под ред. К. Н. Гусова. — 7е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2008

16. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации./Под ред. профессора Ю.П.Орловского – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2005.

17. Комментарий к Трудовому кодексу РФ /под. ред. С.А.Панина. — М., 2002.

18. Комментарий к Трудовому кодексу РФ /Ю.Н.Коршунов. — М., 2002.

19. Основные начала трудового законодательства. Изменения общих положений ТК РФ. Краткий комментарий (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.//»Трудовое право.- 2007.- N 2.

20. Трудовое право России: Учебник – М.: Юр.фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2003.

[1] Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право. – М.,2006.С. 56-78.

[2] Постановление исполкома ФНПР от 28 августа 2002 г. N 3-4.

[3] Комментарий Комментарий к Трудовому кодексу РФ /под. ред. С.А.Панина. — М., 2002. С.76-90.

[5] СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3224

[6] СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283

[7] Основные начала трудового законодательства. Изменения общих положений ТК РФ. Краткий комментарий (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.//»Трудовое право.- 2007.- N 2.С.35.

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, studref.com, mydocx.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector