+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Право поступления на государственную гражданскую службу имеют

Закрепляя право поступления на государственную службу, ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственной

гражданской службе» вместе с тем устанавливает ряд условий, необходимых для реализации этого права. Чтобы поступить на государственную гражданскую службу, гражданин должен:

− иметь гражданство Российской Федерации;

− достичь возраста 18 лет;

− владеть государственным языком Российской Федерации;

− отвечать соответствующим квалификационным требованиям, установленным для гражданских служащих законом. Право поступить на государственную гражданскую службу имеют только граждане Российской Федерации.

Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации. Не

могут быть приняты на гражданскую службу и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В отличие от ТК РФ, который допускает приём на работу, как общее правило, с 16 лет, право поступления на государственную гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми законом к гражданским служащим.

Условие о знании государственного языка Российской Федерации лицом, претендующим на гражданскую службу, является обязательным требованием, предъявляемым при поступлении на государственную службу.

Поскольку в соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком на всей её территории является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка обязательно как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей государственной гражданской службы.

Поступление на гражданскую службу впервые и переход гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую осуществляются на основании конкурса.

В процессе конкурса определяется профессиональный уровень претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствие установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

В исключение из общего правила, устанавливающего конкурсный порядок поступления на гражданскую службу, закон предусматривает ряд случаев, когда поступление на государственную гражданскую службу осуществляется без прохождения конкурса.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, если в перечне должностей, утверждённом указом Президента Российской Федерации, прямо предусмотрено, что эти должности могут замещаться без конкурса.

Конкурс может не проводиться и при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение указанных должностей в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Право на участие в конкурсе имеют все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным Законом для поступления на государственную гражданскую службу. Право участвовать в конкурсе имеют и находящиеся уже на государственной службе гражданские служащие независимо от того, какую должность они замещают на момент его проведения.

Порядок и условия проведения конкурса в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе» определяются положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утверждаемым указом Президента Российской Федерации. В настоящее время такое Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. No 112.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определённой должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объёме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Таким образом, служебный контракт – это юридический факт, являющийся основанием возникновения служебного отношения, в силу которого его стороны приобретают права и обязанности, определяющие их правовой статус как государственных служащих. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передаётся гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта устанавливается Президентом Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Право поступления на государственную гражданскую службу имеют

Законодательством Российской Федерации определены порядок поступления на государственную службу, прохождение испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок проведения аттестации служащих, замещающих государственные должности, присвоение классных чинов и многие другие вопросы.

Поступление на государственную гражданскую службу представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки деловых качеств гражданина, претендующего на должность государственной гражданской службы, а также необходимого перечня документов указанного лица, на основании результатов которой оформляются служебные правоотношения между государственным органом и лицом, претендующим на замещение той или иной должности государственной гражданской службы.

Право поступления на государственную гражданскую службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами.

Равный доступ к государственной службе — это демократическое право, которое является необходимым условием для предотвращения бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от гражданского общества. Это право позволяет обеспечить нормальную сменяемость и обновление кадров чиновников, недопустимость, как справедливо считает А.Ф. Ноздрачев, его превращения в касту».

Поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы. Указом Президента от 1 февраля 2005 г. №112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. В состав конкурсной комиссии входит представитель нанимателя и (или) уполномоченные им государственные гражданские служащие (в том числе из структурных подразделений по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности). Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могут повлиять на решение, принимаемое конкурсной комиссии.

На официальном сайте государственного органа в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Конкурс не проводится:

— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники»;

— при назначении на должности государственной гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

— при заключении срочного служебного контракта;

— при назначении гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. ч. 1-3 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— при назначении на должность государственной гражданской службы служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными названным Федеральным законом для поступающих на гражданскую службу и ее прохождение.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законом.

Замещение должности гражданской службы оформляется актом государственного органа о назначении на должность, на основе которого заключается служебный контракт в установленных форме и порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы, а также соглашение между нанимателем и указанным гражданином или гражданским служащим, являющимися гражданскими сторонами служебного контракта о замещении должности гражданской службы.

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Обязанность нанимателя — предоставить гражданину возможность прохождения государственной гражданской службы, а также предоставить ему или служащему возможность замещения определенной должности государственной гражданской службы и обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение этой должности в соответствии с нормативными актами о государственной гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать государственному гражданскому служащему денежное содержание. Обязанность другой стороны (гражданина, служащего) — исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать установленные в государственном органе правила служебного распорядка.

Содержание служебного контракта составляют существенные и другие условия. К существенным относятся условия, наличие которых является обязательным для признания служебного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения.

Существенными условиями являются наименование замещаемой должности государственной гражданской службы с указанием подразделения государственного органа, дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя и др.

Помимо существенных, в служебном контракте могут быть предусмотрены и другие условия: испытание при поступлении на гражданскую службу; неразглашение сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, и пр. Среди других могут быть и целевые, выражающие интересы гражданского служащего.

Анализ практики заключения контрактов показывает, что служебные права и обязанности могут оговариваться в приложениях к ним. Наиболее часто в приложениях содержатся дополнительные условия службы по контракту, например об установлении испытательного срока, оплате жилья, о доплате к заработной плате, возмещении расходов по использованию личного автомобильного транспорта в служебных целях и т.п.

Любые условия контракта о службе не могут ухудшать служебное, социальное положение государственного служащего по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством. Контракт заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается государственному гражданскому служащему, а другой хранится в его личном деле.

Служебный контракт может заключаться на неопределенный срок или быть срочным. Контракт заключается на срок от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен законом. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе» дан открытый перечень случаев, когда заключаются срочные служебные контракты.

Контракт может быть изменен только с согласия сторон, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее чем за два месяца до окончания установленного в нем срока.

Служебный контракт прекращается по основаниям, в порядке и с последствиями, которые установлены Федеральным законом о гражданской службе и иными федеральными законами. Основания и порядок прекращения служебного контракта аналогичны тем, которые установлены Трудовым кодексом в отношении трудового договора. Но учитываются также особенные требования к гражданской службе и гражданским служащим, например, служебный контракт может быть расторгнут в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации, приобретением гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Для лица, впервые поступающего на государственную службу, а также для государственного гражданского служащего при переводе на государственную должность государственной службы или иной группы и иной специальности может быть установлен испытательный срок (испытание) продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности государственной службы, на которую гражданин поступает. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской службе.

Основная цель испытания состоит в том, чтобы выявить соответствие претендента замещаемой государственной должности.

Несогласие претендента с предложенным сроком испытания является основанием для отказа в заключении контракта и зачислении на государственную должность. Однако, если контрактный срок испытания определен государственной конкурсной комиссией, он не может быть изменен государственным органом или по соглашению сторон.

На государственного гражданского служащего в период испытания полностью распространяется действие актов законодательства о государственной службе. Он обязан соблюдать правила служебного распорядка, установленные для государственных служащих соответствующего государственного органа, на него распространяются соответствующие права, обязанности и правоограничения, он имеет право на должностной оклад и установленные надбавки к должностному окладу.

Решение о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой им государственной должности должно быть принято государственным органом (полномочным должностным лицом) в период срока, установленного для испытания. Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание. При этом издания приказа об окончательном назначении на должность не требуется.

Государственный гражданский служащий считается не выдержавшим испытания, если в течение испытательного срока систематически, постоянно не выполнял свои служебные обязанности либо выполнял их некачественно, неполно, несвоевременно. В период испытательного срока государственный гражданский служащий может быть уволен и по другим предусмотренным законом основаниям.

Увольнение в этом случае производится с соблюдением всех условий, установленных законом для увольнения по этим основаниям. Начало служебной карьеры и последующая деятельность государственных служащих определяются таким важнейшим документом, как должностной регламент.

Регламент утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в их должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5 сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Важно, что положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Составление регламентов должно происходить с учетом действующего Квалификационного справочника руководителей, специалистов и других служащих (Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 №37), типовых должностных инструкций).

Важным правовым средством установления соответствия государственного гражданского служащего замещаемой им должности государственной службы является его аттестация. Под аттестацией государственного гражданского служащего понимается деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и правовых качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности. Порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих определяется на основе Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №110.

Аттестация государственного гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестации не подлежат государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники» (советники) в случае, если с ними заключен срочный служебный контракт. Аттестация проводится один раз в три года. Внеочередная аттестация может проводиться после принятия в установленном порядке решения о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих. Внеочередная аттестация проводится по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.

Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия, утверждается график, составляются списки государственных служащих, подлежащих аттестации, подготавливаются документы для аттестационной комиссии. График проведения аттестации, количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа.

Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации гражданского служащего, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать сведения о государственном служащем и мотивированную оценку профессиональных, личностных качеств и результаты служебной деятельности.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

При проведении аттестации учитывается соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Федеральным законом о гражданской службе.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в резерв для замещаемой вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации в течение одного месяца издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

Во время прохождения государственной гражданской службы гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалист» и «обеспечивающий специалист», сдают квалификационный экзамен. В случаях, установленных Президентом РФ, его сдают также гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категории «руководители».

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по замещаемой должности гражданской службы гражданскому служащему по мере необходимости, но не чаще и не реже одного раза в три года.

По инициативе гражданского служащего может быть проведен внеочередной экзамен не позднее чем через три месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится по установленной форме в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня) утверждается указом Президента РФ.

Следующим основным элементом прохождения государственной гражданской службы является производство государственных гражданских служащих в классные чины.

Наряду с должностным положением и продвижением производство государственных гражданских служащих в классные чины и продвижение их по лестнице классных чинов является одной из основ построения и функционирования системы государственной гражданской службы. Классный чин государственного гражданского служащего — это персонально присваиваемое на основании результатов процедуры государственного квалификационного экзамена звание, соответствующее служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному государственному органу и заслугам.

Законодательство о государственной гражданской службе устанавливает следующую систему классных чинов, состоящую из пяти групп, по три классных чина в каждой.

Классный чин гражданской службы — действительной государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса — присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной гражданской службы высшей группы. Этот классный чин присваивается Президентом Российской Федерации.

Классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается гражданским служащим, которые замещают должности федеральной гражданской службы главной группы. В федеральных органах исполнительной власти указанный классный чин присваивается Президентом Российской Федерации, а в иных федеральных государственных органах — руководителем федерального государственного органа.

Классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы ведущей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса — тем гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы старшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы младшей группы. Этот классный чин присваивается представителем нанимателя.

Гражданским служащим, которые замещают должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №113 утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим. Указами Президента РФ устанавливается порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ.

Лекция №6. Право поступления на государственную гражданскую службу

Прохождение государственной службы любого вида включает в себя следующие стадии: назначение на должность государственной службы, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности государственной службы или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности государственной службы, увольнение с государственной службы (отставку для военной службы).

Гражданский служащий — это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ и ст. 4 Закона о госслужбе, граждане РФ имеют равный доступ к гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям (ст. 21 Закона о госслужбе).

Право поступить на государственную гражданскую службу имеют только граждане РФ. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в РФ.

В отличие от Трудового кодекса РФ, который допускает прием на работу, как общее правило, с 16 лет, право поступления на государственную гражданскую службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными ТК РФ, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми законом к гражданским служащим.

В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык, гражданин, поступающий на государственную службу, должен знать русский язык. Знание русского языка обязательно как для федеральных государственных гражданских служащих, так и для государственных гражданских служащих субъекта РФ.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 65 лет. Это означает, что лицо, достигшее 65-летнего возраста, не может быть принято на гражданскую службу и находиться на гражданской службе. Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе поставило перед практикой вопрос, не является ли это дискриминацией, учитывая, что Конституция РФ гарантирует всем гражданам равный доступ к государственной службе (ст. 32), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 19), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий (ст. 37). Ответ на этот вопрос дал Конституционный Суд РФ, разъяснив (Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О), в частности, что, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности требование о соблюдении возрастных критериев при замещении государственных должностей государственной службы.

В Законе о госслужбе ничего не говорится о физических и моральных качествах гражданских служащих. Однако совершенно ясно, что гражданским служащим может быть лишь гражданин, способный по состоянию здоровья и своим деловым качествам профессионально обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующий государственный орган.

Что касается условий доступа граждан к гражданской службе в соответствии с профессиональной подготовкой, то это означает следующее: претенденту необходимо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности гражданской службы. При этом принцип равнодоступности к гражданской службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные должности гражданской службы.

Могут ли в федеральном государственном органе предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной службы?

· могут только в том случае, если реестр таких должностей установлен указом Президента Российской Федерации

· могут, если госслужащие на таких должностях имеют доступ к сведениям, составляющим государственную или военную тайну Российской Федерации

334. К числу принципов государственной гражданской службы НЕ относится:

· приоритет прав и свобод человека и гражданина

· профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих

· доступность информации о государственной гражданской службе

· рациональность деятельности государственных гражданских служащих

335. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

· выполнения единых задач

· единства основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и должностям муниципальной службы

· соотношения классных чинов государственной гражданской службы и муниципальной службы

· подконтрольности органов местного самоуправления органам государственной власти

336. Какими правилами следует руководствоваться, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о государственной гражданской службе:

· Трудовым кодексом Российской Федерации

· Правилами международного договора

· Конституцией Российской Федерации

· Законодательством о государственной гражданской службе

Федеральный государственный гражданский служащий, будучи недовольным кадровым решением руководителя государственного органа, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, выступил в радиопередаче с критикой проводимой в органе кадровой политики. Допущено ли в данном случае нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой?

· Нет, не допущено, поскольку каждый вправе высказать свою точку зрения, в том числе в СМИ

· Да допущено, если это не входит в служебные обязанности федерального государственного гражданского служащего

· Нет, не допущено, в случае если федеральный государственный гражданский служащий не допустил оскорбительных или порочащих честь и достоинство руководителя высказываний

338. Право поступления на государственную гражданскую службу имеют:

· граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации

· граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям

· граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям

· граждане иностранных государств, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям

Возможно ли для иностранных граждан поступление на государственную военную службу в Российской Федерации?

· нет, это запрещено правовыми актами Российской Федерации

· в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу в Российской Федерации по контракту

· в исключительных случаях это возможно на основании указа Президента Российской Федерации и только на безвозмездной основе

· возможно, но при этом должен быть исключен доступ иностранных граждан к сведениям, составляющим государственную или военную тайну Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

· должности федеральной государственной гражданской службы

· должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· должности правоохранительной службы

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studfiles.net, studopedia.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector