+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Предельный возраст на госслужбе

Фе­деральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 2 ст. 21) закрепляет предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 65 лет.

В соответствии с частями 5, 6, 7 ст. 25 названного закона достижение предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе является основанием для прекращения служебного контракта с гражданским служащим по обстоятель­ствам, не зависящим от воли сторон. Вместе с тем, по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего при достижении им предельного возраста с ним может быть заключен срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы. Следует также отметить, что служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, с граж­данским служащим, достигшим возраста 60 лет, перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.

Проблема обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе

Необходимость изменения возрастной структуры, сложившейся на государственной службе отмечалась и в федеральной програм­ме «Реформирование государственной службы Российской Фе­дерации (2003—2005 годы)», утвержденной указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336. В частности, согласно приведенным данным на 2002 г., средний возраст государственных служащих составлял 40 лет.

Лица пенсионного возраста среди государствен­ных служащих составляли 3,5 %. Более 30 % го­сударственных служащих имели возраст 50 лет и старше.

Основ­ная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет заме­щали государственные должности, отнесенные к старшим и млад­шим группам должностей (соответственно 49,6 % и 38,7 %). Высшие и главные государственные должности категории «В» замещали только 0,6 % государственных служащих в возрасте до 30 лет.

Такое положение приведет к тому, что в тече­ние 10 лет произойдет массовое высвобождение государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию. Таким образом, существует объективная необходимость создания правовой основы обновления и сменяемости управленческого персонала на государственной гражданской службе, в том числе путем закрепления нормы о предельном возрасте нахождения на гражданской службе.

Содержание

Конкурс на замещение должности государственной службы

Как правило, назначению на должность государственной службы предшествует процедура конкурсного отбора. Конкурс может проводиться как при поступлении гражданина на государственную службу впервые, так и при переводе государственного служащего с одной государственной должности на другую вакантную государственную должность (на включение в кадровый резерв).

Подходы к проведению конкурсного отбора и связанных с ним процедур оценки профессиональ­ной служебной деятельности государственных гражданских служащих, проведения аттестации и квалификационных экзаменов закреплены в таких федеральных нормативных правовых актах, как:

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

Закрепленные в этих нормативных правовых актах новые нормы, регулирующие порядок проведения конкурса, аттестации, квалификационного экзамена, отчасти воспроизво­дят, но вместе с тем существенно корректируют и дополняют ана­логичные нормы ранее действовавшего законодательства о государственной службе.

Основные преимущества нового законодательства в области регулирования процедур оценки профессиональ­ной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Во-первых, установленные новым законодательством нормы регулируют порядок проведения конкурсного отбора, аттестации и квалификационного экзамена как в феде­ральных государственных органах, так и в государственных орга­нах субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, нормы, регулирующие порядок проведения кон­курсов, аттестации, квалификационных экзаменов, отнесены только к одному виду государственной службы (к гражданской службе) и уточнены, исходя из установленного статуса гражданской службы в системе видов государственной службы, с уче­том изменения классификации должностей гражданской служ­бы, замены квалификационных разрядов государственных служа­щих на классные чины государственных гражданских служащих.

В-третьих, несмотря на открытый список исключений, новое законодательство прямо устанавливает, что поступление на граж­данскую службу, замещение вакантной должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Предусматри­вается также конкурсный порядок формирования кадрового резерва на гражданской службе.

В-четвертых, уточнена роль квалификационного экзамена (ра­нее – государственного квалификационного экзамена) в карьере гражданского служащего, в системе оценки его профессиональ­ного уровня.

В-пятых, предусмотрены текущая оценка деятельности граж­данского служащего (годовые отчеты о профессиональной слу­жебной деятельности) и учет результатов текущей оценки при проведении аттестации.

В-шестых, существенно расширены и конкретизированы ос­нования (критерии) оценки деятельности гражданского служащего при проведении аттестации, конкурса и квалификационного эк­замена.

В-седьмых, существенно уточнено и дополнено описание условий и процедур организации и проведения конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов.

В-восьмых, прямо установлено, что квалификационные тре­бования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской служ­бе Российской Федерации» и принятых в его исполнение указах Президента РФ предусмотрена возможность и в ряде случаев дальнейшего развития правового регулирования про­цедур организации и проведения конкурсов, аттестаций и ква­лификационных экзаменов, в том числе самими государствен­ными органами, проводящими конкурсы, аттестации, квалифи­кационные экзамены. В частности:

1. Нормативными правовыми актами федеральных и региональных государственных органов должны будут устанавливаться:

· квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам гражданского служащего, необходимым для исполнения им должностных обязанностей (в составе должностного регламента гражданского служащего);

· состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы;

· методика проведения конкурса.

2. Правовым актом государственного органа целесообразно ут­верждать:

· выбор приемлемых для государственного орга­на, для различных групп и категорий должностей гражданской службы этапов деятельности конкурсных и аттестационных ко­миссий;

· методы, методики и процедуры проведения конкурсов;

· способы решения (процедуры и документы) других вопросов, возникающих в связи с организацией и проведением конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, а также текущей оценкой профессиональной служебной деятельности.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 1 ст. 22) устанавливает, что замещение должно­сти государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе.

Законом также установлен исчерпывающий пере­чень исключений из этого правила. При этом законодатель вы­деляет два случая:

· в первом случае конкурс на замещение долж­ности гражданской службы не может проводиться;

· во втором случае конкурс на замещение долж­ности гражданской службы может не проводиться.

Процедура конкурсного отбора на замещение должности государственной гражданской службы в настоящее время регламентируется Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Согласно Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденному этим указом, конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы, перечень которых установлен ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, вышеупомянутым Положением в число документов, которые необходимо представить для участия в конкурсе, включается документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению

При участии в конкурсе гражданского служащего необходи­мые документы предоставляются кадровой службой государственного органа. При этом документы, представленные гражданином (т.е. впервые поступающим на государственную службу), подлежат проверке. Проверка же достоверности сведений, представленных гражданским служащим (т.е. уже занимающим должность государственной службы, но претендующим на другую вакантную должность государственной службы), осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Документы для участия в конкурсе представляются в государственный орган в течение одного месяца со дня объявления об их приеме.

Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после провер­ки достоверности сведений, представленных гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе. Представитель на­нимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса сообщает о дате, времени и месте его проведения государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе.

Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на ос­нове конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Рос­сийской Федерации методов оценки профессиональных и личнос­тных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание рефе­рата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата. Решение комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При этом, заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами конкурсной комиссии, принявшими участие в ее заседании.

В связи с применением процедуры конкурсного отбора при замещении должности государственной гражданской службы возникает ряд проблем. В частности, для того чтобы на основе конкурса действительно подбирались наиболее квалифицированные кадры и конкурс не сводился к формальной процедуре, нужна эффективная технология кадрового конкурса.

В России уже имеется некоторый опыт применения эффективных технологий кадрового конкурса.

Эффективные технологии проведения кадрового конкурса для поступления на государственную службу существуют в западно-европейских странах.

Ограничения по возрасту на государственной службе

Увеличен пенсионный возраст чиновников

Повышение пенсионного возраста для чиновников будет поэтапным: в первые годы на полгода каждый год для всех, потом увеличение пенсионного возраста для мужчин-чиновников будет более интенсивным. В результате госслужащие-мужчины начиная с 2026 года будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины с 2032 года – в 63 года.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе будет составлять 65 лет. В настоящее время эта возрастная планка равна 60 лет (ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Продление службы останется возможным, но только для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)», учрежденные для содействия лицу, замещающему государственную должность. Не изменится для них и срок продления – до окончания срока полномочий. Но остальные госслужащие, которым срок несения службы может быть продлен сегодня до 65 лет, возможность дальнейшего продления утратят.

Каким возрастом ограничена государственная гражданская служба

ТК не устанавливает предельного возраста для лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателями. Однако это правило не применяется к государственным гражданским служащим. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Установление возрастного критерия для поступления на государственную службу и нахождение на государственной службе не является дискриминацией и не нарушает закрепленного Конституцией принципа равного доступа граждан к государственной службе. Конституционный Суд РФ разъяснил, что принцип равенства, закрепленный Конституцией, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Следовательно, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 N 233-О, установление предельного возраста для нахождения на государственной должности государственной службы, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе: о чем надо помнить кадровику

Помимо прекращения работы по старости, чиновники могут уволиться по выслуге лет. С 2019 года необходимый для этого стаж будет также ежегодно меняться на полгода. Согласно таблице-приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для ухода в 2019-ом понадобится выслуга в 16 лет, а в 2019 – уже 16,6 лет. Те, кто рассчитывает уйти в 2026 году, должны отработать не менее 20 лет. Правила распространяются и на женщин, и на мужчин.

Важно понимать, что предельный возраст пребывания на госслужбе увеличивается не сразу: ценз будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. Согласно поправкам в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», мужчины-чиновники должны будут отработать полные 65 лет к 2026 году. Для женщин предусмотрена льгота – уход с работы в 63 года. До такого возраста придется работать тем, кто уйдет с должности в 2032-ом.

Ограничения по возрасту на государственной службе

Повышается предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе – до 65 лет. Указанный предельный возраст может быть продлен гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица.

При этом, федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с их согласия может быть продлен до достижения ими возраста 70 лет.

Какой предельный возраст пребывания на гражданской службе

Одновременно с повышением пенсионного возраста будет постепенно увеличен и минимальный стаж работы на госслужбе, необходимый для получения пенсии по выслуге лет. Сегодня сотрудникам необходимо проработать не меньше 15 лет, к 2020 году срок вырастет до минимальных 20 лет.

  1. Помощников и советников, оказывающих содействие лицу на государственной должности. Они обязаны будут проработать до окончания полномочий, но не позднее.
  2. До 70 лет смогут работать руководитель государственных служб. Изменится только порядок назначения: сегодня решение о продлении службы принимает президент, после же принимать решение будут должностное лицо или госорган, которые и назначили этого руководителя.

Каков предельный возраст пребывания на гражданской службе в России?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе в каждом государстве разный. Какой же он в России? От чего зависит? Насколько долго человек может быть занят своими должностными обязанностями? Есть ли какие-либо индивидуальные аспекты, влияющие на продолжительность гражданской службы? Учитываются ли в определении возрастных ограничений территориальные и климатические условия?

Подобные вопросы вряд ли можно рассматривать без четкого понимания того, что именно считается гражданской службой.

Что же это такое?

Гражданская служба – это не что иное, как трудовая деятельность человека в различных органах или структурных подразделениях, имеющих отношение к государственной власти.

Как правило, трудовая деятельность осуществляется в следующих ведомствах:

  • органы исполнительной и законодательной власти;
  • судебное производство.

Это означает, что работники муниципальных или же ведомственных предприятий, получающие жалованье из бюджетных средств, таких как больницы, школы, учреждения культуры и прочие, государственными служащими не являются. Военные также не считаются исполняющими обязанности служащих государства.

Каковы возрастные ограничения?

Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет в данное время 65 лет. Эта цифра была установлена не так давно, раньше она составляла только 60 полных лет.

Безусловно, все граждане России слышали о пенсионной реформе, но мало кто знает, что началось воплощение в реальную жизнь данного законопроекта именно со служащих государственного сектора.

Первого января были внесены некоторые изменения в основное содержание закона, который называется «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Изменения коснулись последней редакции нормативного акта от 27.07.2004.

Закон № 79-ФЗ регламентирует возрастные цензы для осуществления трудовой деятельности. Согласно этим изменениям предельный возраст пребывания на гражданской службе увеличивается. То есть трудиться придется дольше на пять лет. Также были утверждены те варианты, при которых срок трудовой деятельности может быть продлен.

В чем суть обновленных правил для государственных служащих?

Разумеется, предельный возраст пребывания на гражданской службе, сколько лет бы он не составлял, меняется постепенно, не в одночасье. Это означает, что срок службы увеличивается поэтапно.

К полному показателю, который составляет предельный возраст пребывания на гражданской службе, согласно внесенным дополнениям, поправкам и изменениям, страна придет ближе к середине столетия. Это произойдет в 2026 году. К этому времени мужчинам придется трудиться уже полных 65 лет. Для женщин возрастная планка установлена немного ниже — 63 года.

Однако фактически данный возрастной ценз является условным. В определенных обстоятельствах допускается продолжение трудовой деятельности на государственных должностях.

Каким образом можно остаться на службе после достижения предельного возрастного порога?

Для того чтобы предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе был увеличен, достаточно сочетания трех нюансов:

  • желание человека;
  • возможность исполнять обязанности на надлежащем уровне;
  • согласие непосредственного руководства.

Если человек хочет остаться на работе, способен выполнять свои обязанности, у руководства нет аргументированных возражений, то срок службы вполне может быть продлен. Оформляются трудовые взаимоотношения в такой ситуации договором между сторонами или же продлением контракта с человеком.

Таким образом, предельный возраст пребывания на гражданской службе может быть продлен до достижения полных 70 лет. Но и это еще не окончательный возрастной рубеж для осуществления трудовой деятельности. Однако после достижения 70 лет желающий работать человек уже не сможет быть государственным служащим.

Это означает, что законодательно на данный момент времени фактический максимально возможный предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 70 лет.

Что еще нужно знать?

Оказаться на пенсии работники, занятые на государственных должностях, могут не только по достижении определенного законодательством возраста, но и по выслуге лет.

Что это такое? Это общая продолжительность непрерывающейся трудовой деятельности в определенной сфере. Это не синоним понятия «стаж». Для того чтобы получить выслугу лет, трудиться следует в одном учреждении или же области. То есть если человек работает в течение 20 лет в органах судебной системы, но в разных городах, выслугу лет он заслуживает. Если же он трудится год в ведомствах, имеющих отношение к структурам власти, потом несколько месяцев в частном ресторане, продолжает свою деятельность в больнице или нефтяной компании, то о выслуге лет речь уже идти не может. Подобная трудовая деятельность обеспечивает только стаж.

Согласно содержанию одного из приложений закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для выхода на отдых чиновникам требуется выслуга лет. Продолжительность выслуги лет, как и возрастные пределы, после внесения изменений в статью закона увеличивается.

В настоящее время ее показатель для государственных служащих составляет 16 лет. После того как пенсионная реформа завершится, то есть к 2026 году, эта цифра составит уже 20 лет. Начисление выслуги никоим образом не зависит от половой принадлежности. Это означает, что как мужчинам, так и женщинам, занятым в государственных учреждениях, к 2026 году потребуется достичь выслуги в 20 лет. Разумеется, если они ее не достигнут, то выходу на пенсию это не помешает, но ряд льгот и финансовых надбавок не будет начислен.

Предельный возраст на госслужбе

Каким образом можно остаться на службе после достижения предельного возрастного порога?

Для того чтобы предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе был увеличен, достаточно сочетания трех нюансов:

  • желание человека;
  • возможность исполнять обязанности на надлежащем уровне;
  • согласие непосредственного руководства.

Если человек хочет остаться на работе, способен выполнять свои обязанности, у руководства нет аргументированных возражений, то срок службы вполне может быть продлен. Оформляются трудовые взаимоотношения в такой ситуации договором между сторонами или же продлением контракта с человеком.

Таким образом, предельный возраст пребывания на гражданской службе может быть продлен до достижения полных 70 лет. Но и это еще не окончательный возрастной рубеж для осуществления трудовой деятельности. Однако после достижения 70 лет желающий работать человек уже не сможет быть государственным служащим.

Это означает, что законодательно на данный момент времени фактический максимально возможный предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 70 лет.

Что еще нужно знать?

Оказаться на пенсии работники, занятые на государственных должностях, могут не только по достижении определенного законодательством возраста, но и по выслуге лет.

Что это такое? Это общая продолжительность непрерывающейся трудовой деятельности в определенной сфере. Это не синоним понятия «стаж». Для того чтобы получить выслугу лет, трудиться следует в одном учреждении или же области. То есть если человек работает в течение 20 лет в органах судебной системы, но в разных городах, выслугу лет он заслуживает. Если же он трудится год в ведомствах, имеющих отношение к структурам власти, потом несколько месяцев в частном ресторане, продолжает свою деятельность в больнице или нефтяной компании, то о выслуге лет речь уже идти не может. Подобная трудовая деятельность обеспечивает только стаж.

Согласно содержанию одного из приложений закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для выхода на отдых чиновникам требуется выслуга лет. Продолжительность выслуги лет, как и возрастные пределы, после внесения изменений в статью закона увеличивается.

В настоящее время ее показатель для государственных служащих составляет 16 лет. После того как пенсионная реформа завершится, то есть к 2026 году, эта цифра составит уже 20 лет. Начисление выслуги никоим образом не зависит от половой принадлежности. Это означает, что как мужчинам, так и женщинам, занятым в государственных учреждениях, к 2026 году потребуется достичь выслуги в 20 лет. Разумеется, если они ее не достигнут, то выходу на пенсию это не помешает, но ряд льгот и финансовых надбавок не будет начислен.

Полезные статьи:

§ 1. дПЧЕТЕООПУФШ ЛБЛ ЗТБЦДБОУЛП-РТБЧПЧБС УДЕМЛБ1. рПОСФЙЕ ДПЧЕТЕООПУФЙуПЗМБУОП У Р. 1 УФ. 9 зл ЗТБЦДБОЕ…

Пенсия мунслужащим: законодательные особенности Круг лиц, являющихся муниципальными служащими, составляют граждане РФ, достигшие возраста полной…

Порядок проведения перерасчета в рамках ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФПорядок проведения перерасчета в рамках…

Понятия «ветхое жилье» и «аварийное жилье». Основания и последствия признания жилого помещения непригодным для проживанияЧто…

Что понимается под служебным жильемСлужебное жилье – это помещение, которое предоставляется для временного проживания отдельным…

Изменения в коллективный договор: как оформитьИсходя из ст. 44 ТК РФ, порядок внесения изменений в…

Статья написана по материалам сайтов: urist-yslugi.ru, www.syl.ru, tforeanda.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector