+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Принципы государственной гражданской службы

Государственная служба организуется и функционирует на определениях принципах. Они сформированы в законо­дательстве.

Принципы государственной службы закреплены в Консти­туции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента России, постановлениях Правительства страны, конституциях, уставах, законодательных и иных норматив­ных актах субъектов Российской Федерации. Наиболее при­знанными в законодательстве о государственной службе и ее реформировании являются следующие принципы:

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обсто­ятельств, не связанных с профессиональными и дело­выми качествами гражданского служащего;

4) профессионализма и компетентности гражданских служащих;

5) стабильности гражданской службы;

6) доступности информации о гражданской службе;

7) взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенности гражданских служащих от неправо­мерного вмешательства в их профессиональную слу­жебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждани­на отражает основные цели государственной службы, тре­бования Всемирной конвенции по правам человека в Вене, общечеловеческих стандартов прав и свобод личности.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ. Правовое ре­гулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской службы субъектов РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъектов России. Система управления гражданской службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Согласно закону это делается в целях координации деятельности государственных органов при решении вопро­сов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной (гражданской) службе.

Для того чтобы эти две системы (федеральная и субъектов РФ) дейст­вовали в одном направлении – в плане укрепления федеративных отноше­ний и усиления российского государства, необходимы, видимо, новые за­коны.

Гражданская служба помимо функций по обслуживанию государства призвана осуществлять и социальные функции. К ним относятся разработка проектов и реальное участие в решении проблем воспроизводства социальных ресурсов, обеспечения стабильности общественной системы, снижения социальной напряженности, повышения уровня и качества жизни людей и т.д.

Перечислим особенности системы федеральной гражданской службы. Во-первых, она имеет не субординационный, а координационный ха­рактер. Гражданские службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма.

Располагаясь по федеральной горизонтали, они согласовывают свои дейст­вия друг с другом при подготовке законов и общих нормативных актов, при решении совместных служебных задач.

Во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами. Основной и определяющей формой координации в системе феде­ральной гражданской службы является управление с помощью различных государственных норм — законов, указов, совместных постановлений, об­щих процедур и т.д. Именно эти согласованные между ветвями власти за­коны, указы, постановления, процедуры регламентируют их права и обя­занности, обеспечивают необходимые сдержки и противовесы во взаимо­отношениях друг с другом. Выработка и принятие таких нормативных ак­тов — одна из актуальнейших задач всех ветвей федеральной государствен­ной власти.

С организационной стороны федеральная гражданская служба высту­пает как административно-управленческая система, объединяющая аппа­раты трех ветвей федеральной государственной власти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерального Собрания, президента, пра­вительства, министерств и ведомств, а также трех федеральных судов и Генеральной прокуратуры. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба иных органов федеральной власти, куда входят аппараты Цен­тральной избирательной комиссии, Счетной палаты и государственных финансовых органов. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является (вме­сте с политической властью) необходимой составляющей федеральной государственной власти.

Кроме того, федеральная гражданская служба обнаруживает два уровня подсистем: центрально-федеральный и федерально-региональный. Первич­ный (или центрально-федеральный) уровень образуют государственные службы трех ветвей федеральной государственной власти — законодатель­ной, исполнительной и судебной. Он возникает под влиянием дифференциа­ции этих трех структур на определенные федеральные органы. В результате государственная служба федеральной законодательной власти представлена двумя государственными службами Совета Федерации и Государственной Думы. В свою очередь, государственная служба федеральной исполнитель­ной власти включает несколько десятков государственных служб президен­та, правительства, федеральных министерств и ведомств (служб и агентств). Наконец, государственная служба федеральной судебной власти состоит из четырех государственных служб: Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и Генеральной прокуратуры.

Поскольку гражданская служба обычно направлена на обеспечение исполнения полномочий тех государственных органов, в составе которых осуществляется, то в каждом из них имеет свою специфику, что позволяет говорить о гражданских службах этих органов, уровней и ветвей власти как составных частях единой гражданской службы страны.

Государственная служба организуется и функционирует на определениях принципах. Они сформированы в законо­дательстве.

Принципы государственной службы закреплены в Консти­туции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента России, постановлениях Правительства страны, конституциях, уставах, законодательных и иных норматив­ных актах субъектов Российской Федерации. Наиболее при­знанными в законодательстве о государственной службе и ее реформировании являются следующие принципы:

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обсто­ятельств, не связанных с профессиональными и дело­выми качествами гражданского служащего;

4) профессионализма и компетентности гражданских служащих;

5) стабильности гражданской службы;

6) доступности информации о гражданской службе;

7) взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенности гражданских служащих от неправо­мерного вмешательства в их профессиональную слу­жебную деятельность.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждани­на отражает основные цели государственной службы, тре­бования Всемирной конвенции по правам человека в Вене, общечеловеческих стандартов прав и свобод личности.

Принципы государственной гражданской службы

В гл.1 ст.3 Закона № 58-ФЗ перечислены основные принципы функционирования и построения системы государственной службы и, соответственно, в гл.1 ст.4 Закона 79-ФЗ ее вида — гражданской службы.

Исходя из смысла термина «принцип», означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. В связи с тем, что Закон 79-ФЗ является базовым для всей системы государственной гражданской службы, то и принципы, закрепленные в нем, должны учитываться при разработке всех иных законодательных и подзаконных актов о государственной гражданской службе. Поэтому все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы и руководствоваться ими в своей работе.

Общую взаимосвязь принципов гражданской службы отмечают многие исследователи. Принципы в первую очередь отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. По мнению А.Г. Барабашева, А.В. Коновалова, В.М. Манохина и др., они являются важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим. Как отмечает А.А. Гришковец, принципы государственной службы — это «основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы» [79].

Следовательно, принципы способствуют реализации главной цели нашей страны — построения правового государства. В свою очередь цель осуществляется через решение задач: обеспечение конституционного строя; проведение выбранной государством стратегии экономического, социального, политического развития страны; создание организационных структур государственной власти; защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для всестороннего развития человека; подбор кадров, способных реализовать стратегию развития страны и многих других.

Под функциями государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий. Так, исследователи выделяют такие функции государственной гражданской службы:

правотворческая — это разработка и принятие нормативных актов;

правоприменительная — это претворение в жизнь Основного Закона РФ — Конституции, законов и иных нормативно-правовых актов государства;

регулирующая — это разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества (гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении);

организационная — это обеспечение практической реализации компетенции госорганов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе .

В этой связи, отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности.

Принципы современной государственной гражданской службы находят свое закрепление в различных законодательных и других нормативно-правовых документах: Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах № 58-ФЗ и № 79-ФЗ, являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Интересны комментарии ученых по содержанию принципов гражданской службы.

Первый — принцип приоритета прав человека и гражданина — это еще и конституционный принцип, отраженный в ст.2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»[1].

Поэтому гражданская служба как институт, призванный на практике реализовывать функции государства, в первую очередь, должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст.18 Конституции РФ, именно права и свободы должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления [1].

Так, ученый-юрист В.И Зажицкий считает, что обязанностям государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина «придается ранг основного принципа государственной гражданской службы» [83].

В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Второй принцип утверждает единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то, что гражданская служба разделена на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ, она является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Этот принцип в первую очередь выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего (гл.3 Закона № 79-ФЗ); установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.

Третий принцип — равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего — тоже является конституционным (ч.3 ст.32 Конституции РФ) и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.[1].

Единственное требование, выдвигаемое к гражданину, претендующему на поступление на государственную гражданскую службу РФ, является — владение государственным языком Российской Федерации. По мнению Г.В. Атаманчука, данное требование является вполне обоснованным, т.к. очевидно, что «лицо, не владеющее в полной мере государственным языком, не может полноценно выполнять обязанности, связанные с обработкой информации или работой с людьми» [35].

В целях реализации этого принципа установлено общее правило, в соответствии с которым поступление гражданина на гражданскую службу (замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы) осуществляется по результатам конкурса, осуществляемого конкурсной комиссией, образуемой актом соответствующего государственного органа. Ограниченный перечень исключений из этого правила предусмотрен ч.2 — 4 ст.22 Закона № 79-ФЗ и носит исчерпывающий характер [2].

Четвертый принцип — профессионализм и компетентность гражданских служащих. Как справедливо отмечают многие исследователи права, гражданская служба является профессиональной деятельностью, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Пятый принцип — стабильность гражданской службы, как подчеркивает ученый В.А.Козбаненко, является необходимым условием функционирования данного института [87]. Только при условии стабильности и уверенности в своем завтрашнем дне государственный гражданский служащий может эффективно исполнять свои функции.

Проявлением данного принципа является установление исчерпывающего перечня случаев заключения срочного служебного контракта (ст.25 Закона №79-ФЗ); закрепление правил о переводе гражданских служащих (ст.28 Закона №79-ФЗ) и об изменении существенных условий служебного контракта (ст. 29 Закона №79-ФЗ); определение гарантий для государственного гражданского служащего при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы (ст. 31 Закона №79-ФЗ) и др.

Шестой принцип — доступность информации о гражданской службе основывается, прежде всего, на ч.2 ст.24 Конституции РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» [1].

Законом № 79-ФЗ предусмотрен ряд мер, направленных на реализацию принципа открытости государственной гражданской службы. В первую очередь Г.А. Ивантьева отмечает обязательность «включения представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы, а именно: в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов (ст. 19); в состав конкурсной комиссии (ст. 22); в состав аттестационной комиссии (ст. 48)» [47].

В Законе № 79-ФЗ принцип доступности информации о гражданской службе можно рассматривать как существенно «суженный» принцип гласности в осуществлении государственной службы, на практике так и не ставший основополагающим в работе государственного аппарата.

Гласность — это право человека на достоверную и полную информацию и «его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов», — как пишет в своей статье Д.М. Овсянко [68] . Иначе говоря, гласность и открытость в управлении — это возможность любого гражданина получить реальную информацию о механизмах принятия решений на всех его стадиях и принять участие в управлении делами государства и общества.

Следует отметить, что принцип гласности был закреплен в Законе № 58-ФЗ как «открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих» [5], но в последующих основополагающих законодательных актах о государственной службе данный принцип не вошел в число основных принципов построения и функционирования системы государственной службы.

В Красноярском крае для реализации этого принципа в 2002 году было принято два закона — «О порядке опубликования и вступления в силу законов края и других актов, принятых высшими органами государственной власти Красноярского края» (от 20.12.02, № 5-773) и «О праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края» (30.06.03, №7-1171).

Подобные нормативные акты разрабатывались и принимались в других субъектах РФ, тем не менее, о реализации принципа гласности пока еще не приходится говорить.

Седьмой принцип — взаимодействие с общественными объединениями и гражданами говорит о том, что государственная гражданская служба не противопоставляется гражданскому обществу, а напротив, тесно взаимодействует с ним.

В то же время необходимо подчеркнуть, что отличием от предшествующих принципов организации государственной службы является исключение принципа внепартийности государственной службы. Это значит, что государственный гражданский служащий сможет заниматься партийной деятельностью, но при этом закон ничего не сообщает о том, «на каких основаниях и какими способами будет реализовываться данное право» [2].

Однако гражданский служащий не имеет права использовать должностные полномочия в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений и выражать отношение к ним, создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий и общественных объединений за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных общественных организаций.

Восьмой принцип — защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельности является важным условием эффективного осуществления ими своей деятельности.

Данный принцип означает, что государственные гражданские служащие обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В дополнение к анализу основных принципов гражданской службы следует добавить и то, что ряд принципов государственной службы может быть отнесен к аспекту служебного поведения государственных служащих. В данном отношении действует указ Президента от 12.08.2002г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», который предписывает 18 общих принципов служебного поведения. Слово «общий» предполагает, что в отдельных сферах деятельности подзаконными актами могут быть установлены дополнительные принципы служебного поведения или конкретизированы перечисленные в указе.

Таким образом, принципы, на базе которых строится и функционирует система гражданской службы, предопределяются современными особенностями организации государственной власти России, закрепленными в Конституции РФ.

Основные принципы государственной гражданской службы

Российская государственная служба руководствуется следующими принципами:

  • — приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • — единство правовых и организационных основ государственной службы всех уровней;
  • — равный доступ граждан, владеющих государственным языком России, к гражданской службе, независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • — профессионализм и компетентность гражданского служащего;
  • — стабильность государственной службы;
  • — доступность информации о гражданской службе;
  • — взаимодействие с общественными объединениями и с гражданами;
  • — защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность (ст. 4 Закона о государственной гражданской службе).

Государственный гражданский служащий исполняет ответственные функции. Поэтому он назначается на должность не частным договором, а особым публичным актом, получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации. Муниципальных служащих оплачивает муниципальный бюджет. От практической деятельности каждого государственного служащего зависит эффективность работы всего государственного механизма. Поэтому, предоставляя государственным служащим ряд льгот, закон предъявляет к ним и высокие требования, которые, как все видят, постоянно ужесточаются.

Государственный служащий обязан:

  • — соблюдать (а для этого знать) Конституцию РФ, федеральные законы и иные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение, иными словами, обладать высокой правовой и политической культурой;
  • — исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом учреждения;
  • — исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • — соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • — соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • — поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • — не разглашать сведения, составляющие государственную и служебную тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • — беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • — представлять в установленном порядке сведения о доходах своих и своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, сведения об обязательствах имущественного характера;
  • — немедленно сообщать руководству о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства (ст. 15 Закона о государственной гражданской службе);
  • — соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
  • — сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Эти и некоторые другие ограничения установлены для того, чтобы помешать преобладанию частного и личного интереса над интересом общенародным и государственным. В этой области нормы российского права не отличаются от норм, действующих в большинстве зарубежных стран.

В России государственный служащий не является автоматом. Он обязан рационально подходить к решению возникающих проблем.

В связи с этим полезно посмотреть, какой ответ дает российский закон на вопрос: как должен поступать государственный служащий, если руководитель дал ему неправомерное поручение?

Закон отвечает: «Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами» (ст. 15.2, 15.3 Закона о государственной гражданской службе). Понятно, что государственный служащий, чтобы отстоять свою точку зрения, обязан знать законы, убедительно формулировать свою позицию и обладать достаточным гражданским и личным мужеством.

Российский закон устанавливает ряд ограничений для государственного служащего. Эти ограничения включают состояние здоровья, наличие судимости, гражданство. Так, не может оставаться на государственной службе лицо, вышедшее из российского гражданства, а также лицо, имеющее гражданство другого государства. Естественно, не может быть на государственной службе человек, представивший при поступлении фальсифицированные документы и ложные сведения (ст. 16 Закона о государственной гражданской службе).

Государственному служащему запрещается пользоваться некоторыми правами:

  • — управлять на платной основе коммерческой организацией;
  • — избираться на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • — избираться на оплачиваемую должность в руководстве профсоюза;
  • — осуществлять предпринимательскую деятельность, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • — получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п.);
  • — выезжать на пределы территории России за счет физических и юридических лиц;
  • — разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
  • — создавать в государственных органах структуры политических партий и других общественных объединений (за исключением профессиональных, ветеранских и т.п. союзов) и религиозных объединений;
  • — не допускать публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
  • — принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений. Некоторые из таких запретов сохраняются в течение двух лет и после увольнения государственного служащего (ст. 17 Закона о государственной гражданской службе).

Наряду с юридическими и экономическими условиями закон требует от государственного служащего соблюдения и ряда моральных принципов поведения. Перечислим коротко наиболее важные:

  • — исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • — соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание служебной деятельности;
  • — не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам;
  • — не совершать поступков, порочащих честь и достоинство служащего;
  • — уважать обычаи, традиции и культурные особенности народов России;
  • — не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации служащего или авторитету государственного органа.

Государственная и муниципальная служба

Принципы государственной службы

В принципах государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к государственной службе и государственным служащим. В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере Российского государства. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы, а государственные служащие, в свою очередь, обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственным служащим и государством, между государственным служащим и гражданами, между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы закреплены в Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». Таким образом, принципы государственной службы подразделяются на конституционные принципы, закрепленные непосредственно в Конституции РФ, и организационно-функциональные принципы, сформулированные в законодательстве о государственной службе.

К конституционным принципам государственной службы относятся:

  • принцип федерализма;
  • принцип законности;
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип равного доступа к государственной службе.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Принцип федерализма означает, что государственная служба представляет собой систему должностей, учреждаемых в единой системе государственных органов. Федерализм применительно к государственной службе имеет несколько аспектов: нормативный, организационный, функциональный, финансовый.

Нормативный аспект — конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Организационный аспект — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Функциональный аспект самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы.

Финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

Принцип законности означает необходимость соответствия Конституции РФ и федеральному закону подзаконных нормативных актов и индивидуальных правовых актов в сфере государственной службы. Все коллизии и противоречия разрешаются в пользу Конституции РФ и федерального закона.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина означает их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. При функционировании института государственной службы права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и область применения законов. Недопустима дискриминации граждан со стороны государственных служащих и самих государственных служащих по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

Организационно-функциональные принципы государственной службы включают следующие принципы:

  • принцип единства правовых и организационных основ государственной службы;
  • принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;
  • принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю;
  • принцип профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы . Взаимосвязь этих двух видов публичной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям гражданской и муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы, единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю означает объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.По своей сути принцип открытости государственной службы предполагает обеспечение участия граждан в государственном управлении через создание возможностей для получения открытой (несекретной) информации о деятельности государственных органов и государственных служащих, осуществления общественного контроля за организацией и функционированием государственной службы. Данный принцип немыслим без гарантий защиты граждан, критикующих деятельность государственных служащих, и без обеспечения средствам массовой информации возможностей для освещения вопросов организации и функционирования государственной службы.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих предполагает:

профессионализм государственных служащих, т.е. исполнение ими своей должности в качестве основного занятия;

  • компетентность, т.е. знание порученной службы, опыт работы;
  • квалифицированность, т.е. соответствие государственного служащего замещаемой им должности по уровню образования, стажу, знаниям и навыкам работы;
  • ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения и надлежащее исполнение служебных обязанностей.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность . Государственные служащие находятся под защитой государства. Защита государственных служащих гарантируется от неправомерного вмешательства как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и со стороны физических и юридических лиц. В развитие этого принципа законодательство предусматривает право обжалования неправомерных действий, механизм разрешения индивидуальных служебных споров, право государственных служащих на создание профсоюзов, а также внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства.

В научных источниках называется и ряд других принципов, таких как: служение государству и обществу, субординация и единоначалие,

стабильность и обновление кадров государственной службы, эффективность государственной службы и др. Однако, не будучи зафиксированными в тексте законов, они не имеют статуса принципов правового регулирования отношений государственной службы, а являются элементами научного правосознания либо принципами морали.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, bstudy.net, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector