+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Профессиональный стандарт педагога это

Елена Пастушенко
Профессиональный стандарт педагога: требования к воспитателю в свете ФГОС

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что такое ФГОС дошкольного образования? Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

ФГОСы устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании»представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является отличительной особенностью Стандарта?

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Это стандарт условий. Если условия созданы — Стандарт реализован.

Одна из главных задач современной системы дошкольного образования- повышение качества воспитательно-образовательной работы, что в свою очередь напрямую зависит от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Признание этого обусловливает особые ожидания общества к качеству профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным стандартам Минтруда России был одобрен профессиональный стандарт педагога (учителя и воспитателя). В настоящее время стандарт проходит серьезную апробацию для того, чтобы впоследствии оценка труда педагогов и школы, и детского сада проводилась с учётом единых требований на всей территории Российской Федерации. Что же такое профессиональный стандарт?

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Причиной для введения министерством профессиональных стандартов послужило неудовлетворительное положение, сложившееся при определении квалификации, которую должны иметь работники в тех областях, которым государство уделяет особое внимание. Действующие до принятия профстандартов нормы имеют лишь рекомендательный характер и не всегда применяются на практике. К тому же некоторые из описаний профессий в сфере образования были утверждены более 20 лет назад и попросту не соответствуют современной ситуации.

Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.

Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.

Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.

Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Обязательное применение педагогических профстандартов начнется с 1 января 2017 года.

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога

В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;

размер оплаты труда;

порядок исчисления стажа;

определение размера пенсии;

планирование карьеры педагогического работника.

Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

-Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

воспитания;

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.

-Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее -данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

Как мы с вами знаем, новый (ФГОС)стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту?

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов: ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года. Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС до) Семинар «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС ДО)» Роль педагога в организации условий.

Консультация «ФГОС до. Требования к развивающей предметно-пространственной среде» Вопрос создания предметно — развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особенно актуально. ФГОС ДО раскрывают требования.

Памятка воспитателю ДОУ «ФГОС дошкольного образования» Памятка воспитателю по теме: ФГОС Дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных.

Педсовет с элементами деловой игры «Профессиональный стандарт педагога» Педагогический совет с элементами деловой игры «Профессиональный стандарт педагога» Ляленкова В. В. — старший воспитатель.

Семинар для педагогов «Профессиональный портрет современного педагога» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТРТЕР СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА «Все мы родом из детства!» Эта известная фраза имеет под собой серьёзную доказательную основу.

Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования. Требования к мониторингу с позиций ФГОС дошкольного образования. Формы мониторинга индивидуального развития ребенка дошкольного возраста.

Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.

Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Требования к речи педагога ДОО Определение речи Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его.

Что такое профессиональный стандарт педагога

Все виды деятельности имеют свой профессиональный стандарт. Педагог – это особенно ответственное призвание. Не удивительно, что данная категория трудящихся также подверглась определенной стандартизации. Несмотря на многочисленные споры и противоречия, были разработаны нормативные документы, которые позволяют четко сформулировать требования к сотрудникам образовательных учреждений.

Некоторые тонкости

Массу ограничений накладывает на деятельность учителя профессиональный стандарт. Педагог как ключевая фигура в системе образования должен быть гибкой и творческой личностью. В связи с этим противники стандартизации считают, что подобные нормативные документы загонят учителя в строгие рамки, которые ограничат возможность индивидуального подхода к методике преподавания. Тем не менее данное решение было принято.

Есть еще одна тонкость, которая ставит под вопрос профессиональный стандарт. Педагог – это не только ключевое звено системы образования, но также ее продукт. Нынешние учителя, воспитатели и преподаватели также проходили подготовку в определенных заведениях. При этом с появлением нормативного документа, к знаниям и компетенциям педагогов предъявляются особые требования. Но можно ли требовать от человека передавать воспитанникам то, чему его самого не учили? Таким образом, требуется проведение работы по реформе системы образования и повышения квалификации.

Дифференциация по региональному признаку и прочим особым условиям является безусловным преимуществом введения такого новшества, как профессиональный стандарт. Педагог в большом городе и отдаленной деревне выстраивает образовательную тактику по-разному. Таким образом, удастся избежать «уравниловки». Будут оцениваться не только личные показатели учителя, но также среда, в которой он работает.

Зачем нужен стандарт педагога?

По данному вопросу в каждом учебном заведении должен быть проведен педсовет. Профессиональный стандарт педагога выполняет несколько важных функций, а именно:

  • работает как инструмент адаптации образовательной стратегии к современным тенденциям, а также ее реализация в текущих условиях;
  • повышение качества отечественного образования с целью доведения его до международных стандартов;
  • механизм объективной оценки уровня квалификации и личностных качеств каждого педагога;
  • установление четких критериев отбора персонала в учебные заведения разного уровня;
  • выступает в качестве основы для формирования текста трудового договора, в котором в полной мере будут отражены права и обязанности претендента на должность педагога.

Особенности стандарта

Беря во внимание педсовет, профессиональный стандарт педагога должен рассматриваться с точки зрения его ключевых особенностей. Стоит особенно отметить такие моменты:

  • документ разработан с учетом структуры деятельности учителя;
  • данный инструмент регламентирует основные положения, но не устанавливает жестких рамок;
  • стандарт призван избавить педагога от необходимости выполнять те функции, которые не относятся к его прямым обязанностям;
  • формулировка документа разработана таким образом, чтобы стимулировать учителя к поиску новых нестандартных подходов;
  • приведение деятельности педагога к международным стандартам и нормам, что делает отечественное образование качественным и конкурентоспособным;
  • учет требований и нормативов, выдвигаемых всеми профильными ведомствами и министерствами.

Ключевые характеристики стандарта

Сущность профессионального стандарта педагога раскрывается в его ключевых характеристиках. Стоит выделить следующие существенные моменты:

  • документ определяет требования к квалификации лиц, занимающихся педагогической деятельностью;
  • отдельные положения стандарта могут быть переработаны и дополнены на местах с учетом специфики региона или конкретного учебного заведения;
  • данный нормативно-правовой акт содержит дифференцированные стандарты для педагогов разных уровней;
  • учитывая, что предметы «Русский язык» и «математика» являются ключевыми и обязательными к сдаче на ЕГЭ, к специалистам в данной сфере выдвигаются дополнительные требования;
  • в документе отмечено, что профессиональные навыки педагога неотделимы от его личных качеств;
  • стандарт позволяет преодолеть общепринятый технократический подход к оценке труда учителя, сделав упор на индивидуальные особенности;
  • положения стандарта призваны мотивировать педагога к непрерывному повышению квалификации.

Основные обязанности педагога

Профессиональный стандарт педагога дошкольного, школьного и профессионального образования непременно включает перечень основных обязанностей. Так, учитель должен:

  • Иметь высшее педагогическое образование. Те преподаватели, которые имеют средний уровень квалификации, должны иметь возможность для получения соответствующей степени без отрыва от основной деятельности (этот момент также регламентирует профессиональный стандарт педагога дополнительного образования).
  • Демонстрировать отличное знание предмета в рамках программы, утвержденной соответствующим министерством.
  • Уметь грамотно планировать и проводить уроки с последующим анализом их эффективности. Если последнее действие даст негативный результат, педагог должен скорректировать систему донесения знаний до учеников.
  • Знать и применять на практике нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки классических представлений о преподавании. Это могут быть полевые опыты, практические эксперименты и прочее.
  • Руководствоваться индивидуальными подходами в работе с учениками, которые обладают разными способностями к восприятию информации. Отстающие, одаренные ученики, носители иностранного языка, инвалиды – все должны быть в равной степени задействованы в учебном процессе.
  • Объективно подходить к оценке знаний учащихся.
  • Владеть соответствующими компетенциями.

Воспитательная работа

Массу требований выдвигает профессиональный стандарт педагога. Дополнительного образования порой бывает недостаточно, чтобы привести специалиста в соответствии с указанными нормами, ведь важно не только передавать знания, но также воспитывать учеников. В связи с этим учитель должен:

  • применять формы воспитательной работы, как во время уроков, так и во внеклассной деятельности;
  • контролировать и регулировать поведение учеников, создавая безопасную и здоровую среду;
  • уметь не навязать воспитаннику знания, а стимулировать его познавательную активность;
  • искать пути достижения педагогических целей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из учеников;
  • устанавливать равные педагогические цели для воспитанников с разными способностями;
  • разрабатывать свод правил и мотивировать учеников к его выполнению;
  • стимулировать воспитанников к созданию системы самоуправления и всячески помогать им в формировании соответствующих органов;
  • уважать детей, признавая и защищая их личное достоинство и право на собственное мнение;
  • доносить до учеников не только знания, но также их ценностный аспект;
  • развивать у детей культуру переживания, эмоциональную сферу и ценностные ориентации за счет проектирования учебных ситуаций на реальную жизнь;
  • учитывать культурные и гендерные различия детей, находящихся в одной образовательной группе;
  • быть готовым к тесному сотрудничеству с другими специалистами;
  • поддерживать традиционный уклад образовательного учреждения, постепенно привнося в него собственные положительные изменения.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования: компетенции

Прохождение подготовки в средних и высших учебных заведениях приходится на достаточно сложный психологический период. В связи с этим профессиональный стандарт педагога профессионального образования декларирует необходимость наличия у специалиста таких компетенций:

  • готовность работать с учениками, независимо от их способностей, убеждений и социального положения;
  • готовность оказать помощь не только в образовательных, но также в личных вопросах;
  • умение направлять адресные педагогические приемы для оказания помощи и содействия конкретному ребенку;
  • готовность обсуждать с другими специалистами проблему всей учебной группы и каждого отдельного ее члена;
  • знание особенностей и закономерностей развития личности в конкретный возрастной период;
  • готовность встать на защиту отдельных учеников с целью облегчения процесса их интеграции в общий коллектив;
  • владение базовыми приемами психодиагностики, которые позволят определить состояние ученика.

Компетенции, необходимые для работы в начальной школе

Ряд требований выдвигает профессиональный стандарт педагога. Учителя начальной школы должны, в обязательном порядке, обладать такими компетенциями:

  • знание специфики переходного этапа от игровой деятельности к обучению;
  • развитие необходимого уровня учебных действий для качественного восприятия информации;
  • умение создать атмосферу повышенного доверия с учениками;
  • готовность решать вопросы, выходящие за рамки образовательного процесса (например, личные проблемы или психологические отклонения учеников);
  • готовность нести личную ответственность за достижения каждого ученика;
  • умение учитывать индивидуальные особенности детей (степень умственного и физического развития, среда обитания, психическое состояние и т. д.) при оценивании качества знаний.

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования: компетенции

Работа в детском саду имеет свою неповторимую специфику. Так, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования выдвигает следующие требования к компетенциям воспитателя:

  • знание специфических особенностей дошкольного образования, а также особенностей поведения детей данного возраста;
  • понимание особенностей умственного и физического развития дошкольников;
  • умение организовывать игровую и предметную деятельность, которая направленную на всестороннее развитие воспитанников;
  • способность организовать не только коллективную, но также самостоятельную деятельность детей;
  • умение анализировать свою деятельность на предмет ее эффективности, а также соответствия государственным стандартам и нормам;
  • способность планировать и оперативно корректировать работу с воспитанниками;
  • готовность реализовывать рекомендации других специалистов, которые находятся в тесном контакте с детьми (психологи, логопед и т. д.);
  • создание комфортной и безопасной обстановки для поддержания нормального психического и физического состояния детей;
  • умение оценивать степень усвоения учениками знаний;
  • владеть методами просвещения родителей с целью повышения значимости семейного воспитания и образования.

Оценка выполнения требований стандарта

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования, воспитателя, школьного и профессионального обучения подразумевает периодическую оценку деятельности. Основной критерий – это, конечно же, результат обучения и развития воспитанников. Оценка должна быть не только комплексной, но и детализированной, учитывающей индивидуальные особенности учеников (способности, уровень развития).

Соответствие требованиям такого норматива, как профессиональный стандарт педагога дошкольного образования (воспитателя) выявляется посредством комплексного оценивания. В первую очередь стоит обратить внимание на развитие знаний и способностей детей. Ну и, конечно же, немаловажную роль играет формирование положительного отношения к детскому саду. Не стоит забывать и об интеграции членов семьи в образовательный процесс.

1 профессиональный стандарт педагога дает возможность оценить все сферы деятельности учителя. Тем не менее важным требованием является объективность. Невозможно оценить качество работы педагога, не установив обратную связь с получателем образовательных услуг. Таким образом, к участию в данном процессе должны быть привлечены ученики, а также их родители.

Внутренний аудит

Профессиональный педагогический стандарт педагога любого уровня подразумевает возможность оценки результатов деятельности посредством внутреннего аудита. Имеется в виду сопоставление и анализ плановой и отчетной документации. Также допустимо посещение или видеосъемка проводимых учителем уроков с целью определения их эффективности.

Проверка деятельности на соответствие требованиям, которые содержит профессиональный стандарт педагога дошкольного, школьного или профессионального образования может проводиться с привлечением комиссии. Она должна состоять из наиболее авторитетных и опытных сотрудников того или иного учебного заведения. При этом частота и объем проверки в отношении одного и того же специалиста определяется в индивидуальном порядке. Главное, чтобы это было вызвано желанием повысить качество образования, а не личными мотивами.

Результаты внутреннего аудита должны быть документально оформлены. Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) подразумевает использование результатов такой проверки в работе внешней комиссии. Это может сыграть существенную роль при проведении государственной аттестации.

Внедрение профессионального стандарта

Стандарт профессиональной деятельности педагога – это сравнительно новое явление в отечественной сфере образования. Для его оперативного и повсеместного внедрения стоит придерживаться таких основных рекомендаций:

  • Вынесение данного вопроса на широкое обсуждение, в котором будут принимать участие все заинтересованные стороны. Это относится, непосредственно, к педагогам, профсоюзам, администрациям населенных пунктов, экспертным сообществам. Даже ученики и их родители должны быть вовлечены в данный процесс.
  • Вынесение на общее обсуждение не только базового документа, но и дополнений к нему, которые формируются на местах. Прием окончательного варианта стандарта невозможен без достижения консенсуса.
  • Создание специальных общественных ассоциаций, которые будут проводить тотальный контроль на всех этапах внедрения профессиональных стандартов в деятельность педагогов.
  • Всяческое поощрение тех учебных заведений, которые согласятся выступить в качестве пилотного проекта. Помимо информационной и правовой поддержки, им должны быть обеспечены прочие льготы и привилегии.
  • Аналогичное поощрение должно коснутся центров дополнительного образования и повышения квалификации, которые первыми возьмутся за подготовку кадров по новым стандартам.
  • Создание ответственных органов, которые будут решать спорные вопросы, связанные с ошибочностью трактовок определенных пунктов стандарта. Эта мера направлена на защиту прав педагогов.

Заключение

Становится обязательным для всех образовательных учреждений профессиональный стандарт педагога с 1 января 2017 года. Безусловно, это дополнительная ответственность. Тем не менее этот документ подразумевает предоставление достаточной степени свободы не только образовательным учреждениям, но и отдельным их сотрудникам для формирования принципиально новых методик обучения. Несмотря на то что стандарт разрабатывается на государственном уровне, региональные органы власти, а также каждая отдельная школа (или другое учебное заведение) может разработать свои собственные дополнения и внутренние стандарты.

Введение подобных нормативов для педагогов – это объективная необходимость. Основываясь на международном опыте, стоит отметить, что такие стандарты повышают эффективность процесса отбора кадров. Кроме того, данные положения значительно упрощают интеграцию молодых специалистов в образовательную систему. Безусловно, повсеместное внедрение стандартов не может произойти моментально. Пройдет еще некоторое время, пока регионы и отдельные учебные заведения выработают эффективный механизм перехода на новые нормы и правила.

Статья написана по материалам сайтов: www.syl.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector