+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профстандарт социального педагога 2019 утвеРЖДенный правительством РФ

Содержание

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2019 г.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2019 г.?

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2019 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

Где можно скачать профстандарт педагога?

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный правительством РФ в 2019 году

Каждый родитель, который отдает своих детей в школу, хочет, чтобы они воспитывались квалифицированными педагогами, владеющими не только преподаваемым предметом, но прочими знаниями.

Для того, чтобы обеспечить должный уровень обучения, принимаются и совершенствуются профессиональные стандарты, которые выводят уровень образования на более высокий уровень.

Несмотря на это, многие сотрудники образовательной сферы работают по старым нормам, хотя в данном периоде это попросту недопустимо.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Структура документа

Профессиональные нормативы создаются и утверждаются в форме структурно целого документа, в котором есть все необходимые приложения, отображающие дифференциацию по разным специальностям и квалификационным уровням.

Если говорить в общем, то структуру стандартов можно подать следующим образом:

Данные о педагогической профессии Дается название и классификационные признаки, требования к стажу
Функции, которые должен выполнять педагог А также указывается квалификация, которая соответствует их набору
Описание функций и требований К определенному уровню, а также опыту и образовательной степени
Сведения об организации Которая выступила разработчиком стандартов

В содержании приложений информация еще более конкретизирована, и для педагога к примеру, есть целых 4 дополнения.

Так, это требования к компетенции с электронным оборудованием и компьютерной техникой, также есть критерии психологического характера и конечно те, которые предъявляются к так называемым педагогам-”предметникам”.

Последним приложением является список рекомендаций, благодаря которым можно эффективно внедрить стандарты.

Перечень утвержденных стандартов в сфере образования с 1 января

Внедрение профессиональных стандартов, касающихся образовательного процесса, призвано изменить ситуацию в обучении детей коренным образом путем полноценной оценки квалификации.

Кроме этого, для работодателей и директоров учебных учреждений это позволяет сформировать наборы критериев отбора, а также на основании данных создать методики для улучшения качества образования в Российской Федерации.

Именно профстандарты должны становиться основанием, по которым будут разрабатываться инструкции для коллектива и методы совершенствования его труда.

При этом педагоги получают возможность совершенствования своих навыков и квалификации, чтобы соответствовать новым стандартам.

В образовательной сфере есть всего 5 клише, которые действуют с 1 января:

  • педагог-психолог;
  • специалист в области воспитания;
  • учитель начальных классов;
  • преподавателя по дополнительному образованию;
  • педагог высшего и профессионального образования.

Процесс перехода к новой системе и измененным требованиям должен завершиться до 1 января 2020 года, при этом некоторые документы пока что разрабатываются, к примеру это нормы для учителей-дефектологов, которые называются логопедами.

И если этот стандарт пока на утверждении, то в стадии разработки находятся нормы касательно библиотекарей и руководителей школ или других учебных учреждений.

Новые требования к учителям

Изменений касательно требований в стандартизации профессии учителей, достаточно мало, но при этом основы остались теми же — подобный специалист обязан не только владеть преподаваемым предметом, но и уделять часть времени развитию детей, привитию им моральных норм и основных человеческих догм.

В то же время, изменения предполагают улучшение процесса аттестации педагогов, и на данный момент проводится разработка обновленного алгоритма работы комиссий по аттестации. А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита.

Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата.

Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.

Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии.

Основные функции согласно документу

Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.

Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.

Для социального педагога

Социальные педагоги, это те же воспитатели, которые должны прежде всего налаживать контакт с детьми и доступно объяснять материал, пользуясь методическими указаниями.

Профстандарт содержит в себе такие функции:

  • правильная организация социально-педагогической поддержки учеников при обучении;
  • реализация культурных программ и мероприятий, чтобы у учеников могла возникать социальная ответственность и позитивный опыт восприятия;
  • поддержка подопечных в сложных ситуациях;
  • профилактика в отношении участников групп риска;
  • социальная реабилитация учащихся, поведение которого было признано девиантным;
  • обеспечение качественного досуга учеников;
  • совместная работа с социнститутами по сфере социализации учеников.

Педагог такого уровня должен также проводить консультации для других специалистов, родителей учеников, а в перечень информации вносится то, как будут реализованы права учеников.

Соцпедагог должен организовывать социальную деятельность учеников, помогать им в вопросах самоопределения, а также вести индивидуальную работу с некоторыми группами.

Кроме того, именно воспитатель должен организовывать досуг каждого ребенка, что обычно характерно для ДОУ.

Для психолога

Педагоги-психологи, к сожалению, есть не в каждом образовательном учреждении, и зачастую они работают на несколько школ или детских садов.

Конечно, в процессе своей работы психолог выполняет следующие функции:

Консультирует учеников По проблемам самоопределения, личностных запросов и взаимоотношений в коллективе
Проведение ликбезов Для администрации учреждения, педагогического коллектива и прочих сотрудников по поводу взаимоотношений между ними, а также по направлению учитель-ученик
Разъяснение педагогам вопросов Связанным с индивидуальными программами, предусматривающими индивидуальный подход к детям и их потребностям в обучении
Проведение консультаций для родителей по вопросам Связанным со взаимоотношениями между ними и детьми, а также касательно того, как нужно самоопределяться
Профессиональная документация Также ведется им, и сюда относятся рабочие планы, протоколы, журналы, а также психологические заключения касательно обучающихся и прочих участников процесса

Кроме этого, функции психолога заключаются в том, чтобы вовремя обнаруживать проблемы в коллективе, как учеников, так и педагогов, а также уметь их ликвидировать на начальной стадии.

С этой целью используются опросы, тесты, личные беседы, целый ряд психологических приемов.

И непосредственной обязанностью такого специалиста является работа с умами и поведением окружающих людей, и естественно, что основным методом будут составляемые с учетом текущей ситуации планы развития.

Видео: по данной теме

Дополнительное образование

Для педагога допобразования действуют функции, которые соответствуют шестому уровню квалификации, и некоторые из них заключаются в следующем:

Обеспечение эффективности педагогического процесса А также ведение контроля за получением знаний учениками, а также усвоением этой информации
Ориентация в нововведении касательно профессиональной деятельности А именно дополнительного образования. Кроме этого, важна и исследовательская деятельность, которая ведется для увеличения квалификации;
Внедрение и обеспечение этого процесса для дополнительных образовательных программ К примеру деятельность в области социального партнерства, либо же организация мероприятий общественного характера

К слову, эти функции присутствуют в деятельности не только людей, относящихся к дополнительному образованию, но также и все, кто организовывает мероприятия, связанные с образованием.

К перечню таких специалистов можно отнести даже тренеров, методистов и педагогов, на которых данные функции возложены в официальном порядке.

Что грозит преподавателям за их несоблюдение

Вообще ответственность за несоблюдение установленных стандартов прописана в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и его статье 5.27.

Чтобы улучшить работу педагогов, а следовательно, и качество выпускников образовательных учреждений, правительство начало процесс внедрения и разработки профессиональных стандартов.

Они заключаются в перечислении умений и знаний, которые должны быть в наличии у каждого специалиста такого рода, а если он не будет соответствовать требованиям, и при этом его допустят к работе, то возможно наложение ощутимого штрафа.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы — 8 (800) 333-88-93
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
    • Регионы — 8 (800) 551-61-26

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Профстандарт соц педагога 2019

Осуществлять взаимодействие с педагогическим коллективом образовательной организации, выявлять проблемы обучающихся в обучении Разрабатывать меры, направленные на поддержку обучающихся в освоении образовательных программ Оказывать обучающимся первую помощь Необходимые знания Нормативные правовые основы организации воспитательного процесса с группой обучающихся Локальные акты образовательной организации в области воспитания; программы воспитания, реализуемые образовательной организацией Методы выявления интересов, потребностей, особенностей обучающихся, их взаимоотношений в группе Особенности развития конфликтных ситуаций в группе Методы изучения особенностей среды жизнедеятельности обучающихся, условий их развития в образовательной организации, по месту жительства, в семье Теоретические и методические основы разработки плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся Примерное содержание деятельности обучающихся в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания Теоретические и методические подходы к организации досуговой деятельности обучающихся Способы планирования деятельности органов ученического самоуправления, деятельности общественных объединений обучающихся Особенности воспитательного потенциала институтов социализации Подходы к разработке совместных программ воспитательной деятельности институтов социализации с группой обучающихся Способы обеспечения занятости обучающихся во внеучебное время Методы изучения воспитательного потенциала семьи, актуальных проблем семейного воспитания Способы привлечения семьи к проектированию воспитательного процесса в группе обучающихся Механизмы педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь» Другие характеристики —

Осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций школьных газет) Реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации Необходимые знания Теория и методика социально-культурной деятельности Теория и методика организации воспитательного процесса Методика социально-педагогического проектирования программ воспитания Основные направления воспитательной деятельности педагогов Примерное содержание процесса формирования у обучающихся информационной культуры Образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в области формирования у детей информационной культуры Механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде Алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска Педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации программ общего образования и воспитания Педагогические технологии работы с детским коллективом, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности Примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности обучающихся разного возраста Примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров Способы обеспечения информационной безопасности обучающихся в образовательной организации Подходы к организации коллективных творческих мероприятий обучающихся, направленных на развитие у них информационной культуры Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации Другие характеристики —

Профстандарт соц педагога 2019

Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором общеобразовательного учреждения. На период отпуска и временной нетрудоспособности социального педагога школы его должностные обязанности могут быть возложены на заместителя директора по воспитательной работе или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников.

Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора школы, который должен соответствовать требованиям законодательства о труде. 1.6. Социальный педагог относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения.

Выполняет обязанности под руководством заместителя директора по воспитательной работе. 1.7. В своей деятельности социальный педагог школы обязан руководствоваться:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Семейным кодексом» Российской Федерации;
  • указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей;
  • административным и трудовым законодательством Российской Федерации;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательного учреждения (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
  • трудовым договором (контрактом).

Сотрудник руководствуется в работе должностной инструкцией социального педагога школы, разработанной с учетом профстандарта, инструкцией по охране труда для социального педагога, строго соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.9.

Находится в тесном контакте с отцом и матерью взятых в сферу собственной деятельности детей.

В круг профессиональных обязанностей входит:

  • работа с трудными подростками, оказание им помощи, организация быта, здоровой атмосферы в семье;
  • профилактические меры по устранению нарушения прав несовершеннолетними.

Административный соцпедагог решает вопросы защиты и поддержки семей со специалистами следующих профилей: работниками собесов, комитетов социальной защиты, центров педагогики и социальной работы.

О направлениях социально-педагогической работы в рамках профстандарта можно узнать из следующего видео.

Соблюдение стандарта

Для проведения работы социальному педагогу надо иметь среднее специальное или высшее образование. Местом его работы может быть:

  • образовательные учреждения (школы, лицеи, детские дошкольные организации, интернаты, вузы, средние специальные учебные заведения);
  • соцслужбы спецучреждений (колонии, спецшколы);
  • комнаты в микрорайонах, домах для занятий с подростками;
  • социальные службы организаций, предприятий, общежитий, благотворительных фондов, творческих, общественных объединений);
  • культурные, спортивные комплексы, центры досуга, анимации, медицинских служб;
  • отделы и центры социальной защиты и поддержки населению;
  • семья для осуществления частной практики.

Особенности применения

Важная задача социального педагога – решить, какая помощь требуется детям и семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
Необходимо поддерживать связь с родителями, опекунами, педагогами, чтобы решать социально-психологические трудности детей из неблагополучных семей.

Профстандарт соц педагога 2019

  • набор и обучение учащихся по дополнительным общеразвивающим программам;
  • обучение по дополнительным предпрофессиональным программам;
  • организация, мотивация, стимулирование деятельности учащихся;
  • консультации по вопросам профессионализации;
  • коррекция, контроль и помощь в деятельности на занятиях;
  • модернизация, разработка оснащения для успешной деятельности;
  • формирование предметно-пространственной среды для успешного освоения дополнительных общеобразовательных программ обучения.

Как применять профстандарт педагога дополнительного образования

Профстандарт педагога дополнительного образования разработан для осуществления успешной профессиональной деятельности. Применять его обязаны работодатели при формировании систем управления и кадровой политики.

При наборе персонала стоит уделять особое внимание профессиональной подготовке и уровню квалификации соискателей.

Независимо от уровня образования педагогов дополнительного образования, осваивать новые методики обучения и развития рекомендуется не реже одного раза в три года. Это позволит внедрять современные методики в профильные и общеобразовательные программы.

Профстандарт соц педагога 2019 скачать

Также сейчас разрабатываются профстандарты для педагогов-библиотекарей, педагогов-дефектологов и руководителей образовательных организаций любых уровней, которые уже прошли общественное обсуждение и, скорее всего, будут внедрены в 2019–2019 гг.

  • профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя — это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) — приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;
  • профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) — приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;
  • профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;
  • профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования — приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;
  • специалист в области воспитания — приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.
  • В части образования: “Учитель должен иметь высшее образование или среднее профобразование в рамках укрупненных групп направлений подготовки «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. В последнем случае не требуется последующая профессиональная переподготовка по профилю педагогической деятельности.

    К этой помощи могут прибегнуть семьи, проживающие в одном доме, микрорайоне.

    Педагог данной специальности оказывает молодежи, населению поселков разностороннюю помощь, является организатором культурной жизни.

    Социальный работник медицинских учреждений охраняет здоровье людей, является валеологом. Он организует оздоровительную деятельность, причем предпочтение отдает семейным формам, а также является экологом и этнографом, возрождает национальные ценности, обряды, творческие ремесла и мастерства.

    Еще одна проблема в сфере его деятельности – занятость.
    Он оказывает содействие в формировании рабочих мест, помогает безработным, молодежи определиться с выбором профессии.

    Педагог-дефектолог еще одна область применения его способностей по оказанию помощи в коррекции речи малышей с проблемами умственного и физического развития (в основном на дому). Он отдает предпочтение не только устранению причин заболевания, но и адаптирует малолетних к среде их проживания в обществе.

    Предоставляет людям пожилого возраста помощь, организует досуг, вовлекает в общественную деятельность, социально реабилитирует и адаптирует их. Работа проводится в соцприютах, реабилитационных центрах.

    В дошкольных и школьных образовательных и реабилитационных центрах, детдомах, приютах требуется помощь социального педагога, ибо он незаменимый сотрудник в таких учреждениях.

    Он участвует в развитии личности, защищает интересы подопечных, организует полезную деятельность и досуг, обеспечивает здоровый микроклимат в обществе. Оберегает малолетних от жесткости и вседозволенности родителей.

    Профстандарт — это документ, содержащий требования к педагогу, информацию о том, что должен знать, уметь и применять в своей работе профессионал. Требования к квалификации сотрудников образовательных учреждений были определены в ЕКСД (едином квалифицированном справочнике должностей) в 2010 г.

    О профессиональном стандарте

    С утверждением ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в январе 2017 г.
    возник профстандарт, который на данный момент содержит современные запросы к уровню квалификации и функциям педагогов разного профиля.

    Постановление Правительства устанавливает профстандарт педагога и его использование в государственных и муниципальных организациях. Все мероприятия по обучению кадров и внесению поправок в нормативные акты должны быть реализованы до первого января 2020 года.

    Этот документ включает основные требования и мерки оценок специалиста. Он делится на несколько групп: педагоги средней школы, дошкольных учреждений, системы специального образования.

    Специалисты определенных групп обязаны иметь соответствующие навыки, знания, способности, которые установил профстандарт. Какие-то из них – это инновации в современной педагогике.

    В нем отмечается, что деятельность педагогов, являющаяся ранее дополнительной, одобренной и внесенной в раздел стимулирования, теперь стала обязательной и подлежит оплате, как часть трудовой.
    Педагогу необходимо уметь работать с одаренными малышами, быть компетентным в образовании с использованием новых информационных технологий, постоянно повышать свою квалификацию, развиваться. А также взаимодействовать с работниками таких специальностей:

    Специалист в области воспитания

    Эта специальность предполагает оказание поддержки и создание психологически комфортных условий для развития личности конкретного взрослого или ребенка.

    В рамках трудовой функции планирования мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации:

    • анализ ситуаций жизнедеятельности школьников;
    • разработка мер по социально-педагогической поддержке детей в процессе образования;
    • проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта;
    • разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации;
    • разработка мер по профилактике социальных девиаций среди детей;
    • планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся;
    • осуществление комплекса мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности в образовательном учреждении и по месту жительства учащихся;
    • изучение психолого-медико-педагогические особенностей личности учащихся и ее микросреды, а также условий жизни;
    • выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, а также негативных отклонений в поведении учащихся и своевременное оказание им социальной помощи и необходимой поддержки.
    • выполнение прогнозов тенденций изменения ситуации в обществе и в образовании с целью внесения предложений по корректировке стратегии развития общеобразовательного учреждения;
    • осуществление планирования и организации мероприятий по повышению профессиональной подготовки классных руководителей и воспитателей групп продленного дня в вопросах социальной адаптации учащихся;
    • определение задач, форм и методов социально-педагогической работы с учащимися, а также способов решения личных и социальных проблем учащихся, применяя для этого современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

    При заключении трудового договора, составлении должностной инструкции работодателю необходимо учитывать основные параметры.

    О должностной инструкции специалиста по персоналу по профстандарту читайте здесь

    Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

    Скачать чистый бланк Скачать в .doc

    Скачать заполненный образец Скачать в .doc

    Требования к образованию профстандарта педагога доп. образования:

    • среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
    • высшее образование по направленности бакалавриат;
    • дополнительное профессиональное образование, соответствующее направленности или профилю общеобразовательных программ или преподаваемому учебному курсу.

    При отсутствии специального педагогического образования, профессиональная программа осваивается после трудоустройства. Освоение дополнительных программ по соответствующему профилю рекомендовано один раз в три года.

    Требования к опыту

    Старший преподаватель, старший тренер-педагог, старший педагог дополнительного образования, старший педагог-организатор, старший методист обязаны иметь опыт практической работы не менее двух лет.

    К остальным преподавателям дополнительного образования такие строгие требования не предъявляются.

    Согласовывать с институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации обучающихся Оказывать обучающимся первую помощь Необходимые знания Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей Подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования Особенности формирования социальной компетентности у обучающихся разного возраста Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей Основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе социализации Подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени обучающихся Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации Основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска Социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения Способы обеспечения досуговой занятости обучающихся Теория и методика организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время Теория и методика социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь» Другие характеристики —

    Предстоит следующая деятельность:

    1. Выявление таких семей, если поступил сигнал насилия над ребенком.
    2. Планирование мер по социальной, психологической реабилитации семьи.
    3. Проведение диагностики психологического состояния в семье.
    4. Передача информации о сложностях в региональные и муниципальные органы для оказания поддержки. Организация всех видов помощи самим социальным работником.
    5. Представление интересов детей в органах и инстанциях (судебных и других).
    6. Оценка окружения семьи, оказание ей психологической помощи.

    Существует ответственность за неприменение профстандарта, однократное нарушение должностным лицом наказывается штрафом от одной до пяти тысяч рублей.

    Предусмотрена дисквалификация специалиста от года до трех лет.

    Кадровая политика управленческих работников сводится к организации аттестации, переобучению педагогов, доведению до их сведения должностных инструкций, повышению тарификационных разрядов в связи с аттестацией, установлению гибкой системы оплаты труда.

    Утверждено девять уровней квалификации всех работников, педагоги относятся к шестому. Для подтверждения и оценки проводятся профессиональные занятия, экзамены.

    При успешной сдаче выдается бессрочное свидетельство о квалификации.

    Получив такое подтверждение о соответствии профстандарту, работник не может быть уволен по инициативе администрации за несоответствие ему.

    • разработка нормативных документов, предназначенных для участников школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся;
    • разработка отдельных фрагментов программы развития общеобразовательного учреждения и других стратегических документов;
    • разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся;
    • разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям;
    • осуществление методического сопровождения деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности;
    • организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке детей;
    • организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке школьников;
    • осуществление руководства деятельностью воспитателей групп продленного дня и классных руководителей по социальной адаптации учащихся, создания и установления гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
    • осуществление контроля реализации проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, ресурсного обеспечения школьных проектов и программ, направленных на социальную адаптацию учащихся, выполнения принятых решений в области социальной адаптации, последующей социальной адаптации выпускников общеобразовательного учреждения;
    • проведение консультаций с родителями (законными представителями) учащихся, воспитателями групп продленного дня и классными руководителями по вопросам социальной адаптации учащихся, а также с лицами, привлеченными к сотрудничеству с общеобразовательным учреждением, по вопросам социальной адаптации учащихся.
    • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
    • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
    • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
    • апробировать разработанные инструменты;
    • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
    • обрабатывать первичные результаты.

    Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

    • внедрение эффективных методик усвоения;
    • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
    • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
    • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
    • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

    Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

    • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
    • основными правилами создания информационных материалов;
    • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
    • техниками и приемами убеждения;
    • способностями слушать собеседника;
    • приемами вовлечения в деятельность;
    • способами быстрого разрешения конфликтов.

    Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

    Профстандарт социального педагога

    Статьи по теме

    Профстандарт социального педагога регулирует деятельность работников, их должностные обязанности. Узнайте, нужно или нет использовать профессиональный стандарт из материала статьи.

    Из статьи вы узнаете:

    Профстандарт социального педагога: общая информация

    Социальный педагог — организатор работы с детьми разного возраста и взрослым населением страны в микросоциуме. Он ведет методическую, педагогическую, исследовательскую деятельность, направленную на защиту прав детей, содействие в период социального и профессионального становления. Кроме того, он способствует взаимодействию с взрослым населением лицам, нуждающимся в социально-педагогической помощи. Это регулирует и профстандарт социального педагога.

    Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

    5 главных заблуждений про профстандарты.

    Подробнее о профстандарте социального педагога читайте в статьях:

    В зависимости от профиля, специализации, социальный педагог может работать в:

    • домах и микрорайонах;
    • социально-педагогических службах учреждений: дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школах, лицеях и т.д.;
    • социальных службах специализированных учреждений;
    • социальных службах предприятий, а также организаций и учреждений, общежитий, творческих, общественных организациях, различных фондах;
    • службах муниципальных органов: социально-педагогических, культурно-спортивных комплексах, отделах по социальной защите населения, отделениях социальной помощи на дому;
    • службах досуга и культурной анимации;
    • валеологических, а также медицинских службах.

    Скачайте документы по теме:

    Социальный педагог обязан способствовать развитию личности, созданию благоприятных условий и психологического комфорта, обеспечивать консолидацию сил и возможностей общества применительно к детям или взрослым. При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.

    Что регулирует профстандарт социального педагога

    Профстандарт социального педагога 2017, утвержденный правительством РФ, а именно Приказом Минтруда России от 10.01.2017 N 10н, вступил в силу 6 февраля 2017 года. И организации могут на него ориентироваться уже сейчас, подготавливая документы, в том числе должностные инструкции и трудовые договора.

    При этом в организациях профстандарт «Социальный педагог в социальной сфере» используется для следующих целей:

    1. при разработке, формировании кадровой политики организации, а также управления персоналом;
    2. при разработке эффективных программ обучения;
    3. при определении критериев оценки при аттестации работников;
    4. для определения и описания трудовых функций при заключении договоров;
    5. при разработке инструкций, регулирующих должностные обязанности;
    6. при установлении критериев, систем оплаты.

    Профстандарт социального педагога охватывает требования и критерии к сотруднику, осуществляющему педагогическую деятельность в сфере дошкольного или же общего образования. В нем включено максимально подробное описание тех компетенций, которыми обязан обладать учитель и воспитатель, чтобы полноценно выполнять трудовые функции. Профстандарт педагога в 2017 году внедрен в рамках перехода на систему оценки квалификации.

    Отметим, что для педагогов также действуют следующие профстандарты:

    Так, профессиональным стандартом регулируется классификация сотрудников, работающих в сфере общего образования.

    Согласно ей, они подразделяются на 5 групп:

    1. педагоги, трудящиеся в средней школе;
    2. педагоги, которые работают в системе специального образования;
    3. преподаватели, занимающиеся дошкольным воспитанием детей;
    4. педагогический персонал в системе начального образования;
    5. педагогический персонал специального обучения.

    Те работники, которые относятся к той или иной группе, должны обладать установленными знаниями и умениями, которые регулирует профстандарт социального педагога. Многие из нормативов, которые приведены в документе, применялись и ранее, но часть из них представляет принципиально новую практику. Необходимость применения нормативов обусловлена поликультурностью среды, в условиях которой специалист осуществляет современную педагогическую деятельность. Но были учтены и изменения, которые диктует прогресс, а также значительное расширение используемых источников информации и иные факторы.

    При этом не нужно воспринимать профстандарт «Социальный педагог» как догму — регулируемые им обязанности, функции, компетенции педагогов, это лишь рамочные требования, которые легко адаптировать к условиям определенного учебного заведения с учетом всех региональных и местных компонентов. Документ может корректироваться, поскольку в него нужно вносить изменения с учетом преобразований. Они осуществляются в системе обучения и переподготовки кадров как на уровне базового образования в специальных заведениях, так и на уровне курсов переподготовки или же повышения квалификации.

    Переход образовательного учреждения на работу в условиях применения профстандарта социального педагога целесообразно провести в соответствии с планом-графиком. Скачать план-график внедрения профессионального стандарта педагога можно здесь.

    Внедрение профстандарта педагога в организации

    В сфере образовательной деятельности кроме профстандарта педагога Минтрудом подготовлен еще один профессиональный стандарт — «Специалист в области воспитания». Ознакомиться с проектом приказа Министерства труда и социальной защиты об утверждении профстандарта, а также с его текстом, получится на сайте ведомства.

    Основная функция социальных педагогов — предоставление социально-психологической помощи тем семьям, которые имеют детей, попавших в кризисную ситуацию. Поэтому специалист, работающий в учебно-воспитательном учреждении, обязан заниматься организацией и социально-ценной деятельностью среди своих воспитанников или учеников, а также способствовать установлению и пропаганде нравственно здоровых и гуманных отношений. Кроме того, педагог взаимодействует с опекунами, родителями, учителями, чтобы обеспечить психологический комфорт ребенку.

    Профстандартом социального педагога, специальность которого подразумевает решение социально-психологических проблем и интеграции в общество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, данная деятельность классифицируется как предоставление социальных услуг. Она дифференцируется в соответствии с обобщенными трудовыми функциями, а также уровнями квалификации.

    Например, в соответствии с профессиональным стандартом, к шестому квалификационному уровню можно отнеси деятельность по выявлению семей, находящихся в сложной ситуации. Эта работа заключается в:

    В функциональные обязанности воспитателя, если опираться на профстандарт социального педагога, специализирующегося на организации и оказании адресных социально-правовых, психолого-педагогических и медико-социальных видов помощи входит:

    • определение потребности и вида нужной помощи, организация своевременного и полноценного ее оказания;
    • активизация семейного потенциала для максимально быстрого преодоления сложных ситуаций, восстановление внутрисемейных связей;
    • проведение мониторинга социально-культурного окружения семей;
    • разработка проектов, их внедрение с привлечением педагогов, специалистов на межведомственном уровне, родителей;
    • обеспечение представительства интересов несовершеннолетних граждан в инстанциях, включая судебные и правозащитные органы.

    Обязателен ли профессиональный стандарт социального педагога в социальной сфере

    Организации с госучастием могут внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года (постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584). При этом обязательным профстандарт остается только в отношении наименования должности и требований к квалификации работника, если того требует закон (абз. 3 ч. второй ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ).

    Большинство работодателей до сих пор не понимают, как внедрять профстандарт социального педагога. Например, компании не проводят функциональный анализ должностей, а ведь это обязательный этап. Цель вида профессиональной деятельности указана в самом начале любого профстандарта.

    Работодателям трудно определить должности и профессии, по которым профстандарты обязательны. Чтобы понять, обязана ли организация применять профстандарты, ей придется изучить нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения. Затем составить перечень должностей и профессий компании, по которым профстандарты обязательны.

    Перечень обязательных профстандартов нельзя составить раз и навсегда. Законодательство меняется, а значит, может корректироваться и перечень обязательных профстандартов. Даже если квалификация работника не соответствует профстандарту социального педагога и необходимо обучение, работодатель не вправе обязать сотрудников проходить его за их счет.

    »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector