+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Производственный экологический контроль 2019

Производственный экологический контроль (ПЭК) обеспечивает проверку соответствия предприятия требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

С 1 января 2019 года ПЭК – обязательный документ для предприятий, имеющих 1-3 категорию негативного воздействия.

Ранее природопользователи, которые должны были вести производственный экологический контроль согласно ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не имели руководящего документа, регламентирующего ПЭК.

В настоящее время основным (и единственным) документом, который регламентирует требования к программе производственного экологического контроля, порядке и сроках предоставления отчета является Приказ Минприроды России N 74 Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (зарегистрирован в Минюсте России N 50598).

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (Зарегистрирован № 52042).

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Требования к содержанию программы ПЭК регламентируется приказом Минприроды России N 74.

Согласно этому приказу программа должна состоять из следующих разделов:

1. Общие положения (общие сведения о предприятии, наименование органа, в который направляется отчет, дата утверждения программы).
2. Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (берется по данным проекта ПДВ, или же нужно собирать «с нуля»).
3. Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (берется по данным проекта НДС, или же нужно собирать «с нуля»).
4. Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (берутся только данные об инвентаризации отходов, инвентаризация объектов размещения проводится только на полигонах ТБО).
5. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
6. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
7. Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (порядок контроля устанавливаем в соответствии с планами-графиками, входящими в разделы ПДВ и НДС, или разрабатываем).
7.1. Подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» (план-график контроля стационарных источников выбросов; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (на границе СЗЗ, жилой застройки и т.д.).
7.2. Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» (должен содержать: мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; план-график проведения проверок работы очистных сооружений; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной).
7.3. Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами» (Для объектов размещения отходов должен содержать программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; для остальных — сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами).

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России № 261.

Форма отчета по ПЭК состоит из следующих основных разделов (таблиц):

1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля.
1.1. Общие сведения (краткая информация о предприятии).
1.2. Сведения о применяемых на объекте технологиях (для объектов I категории).
1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов.
2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (соответствие фактических выбросов нормативам ПДВ).
2.3. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.
2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (соответствие фактических концентраций в контрольных точках ПДК).
3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов.
3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
3.2. Сведения о результатах наблюдения за водными объектами) их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах) (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
1. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами.
4.1. Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты; заполняется только для объектов размещения отходов).

Согласно приказа Минприроды России N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Перечень исходных данных для разработки программы ПЭК:

1. Общие сведения о предприятии.
• Карточка предприятия.
• Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
2. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля.
3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
4. По выбросам:
• Проект ПДВ.
• Бланк инвентаризации.
• Разрешение на выброс и нормативы.
• План-график контроля на СЗЗ и на источниках.
• Если выбросы есть, но на предприятии отсутствует разработанный проект ПДВ, наш специалист выезжает на объект для проведения инвентаризации.
5. По сбросам (при наличии сброса):
• Проект НДС.
• Разрешение на сброс.
• Программа контроля качества сточных вод согласно НДС.
• Копии договоров водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование.
• Копия договора на водоотведение.
• Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта).
• Сведения о мероприятиях по учету объема забора водных ресурсов из водных объектов.
• При наличии очистных – паспорт очистных.
• План-график проведения проверок работы очистных сооружений.
• Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.
6. По отходам:
• Лимит на размещение отходов или перечень, образующихся отходов на предприятии.

Перечень исходных данных для подготовки отчета о ПЭК:

1. Общие сведения о предприятии.
• Карточка предприятия.
• Копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия.
2. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
3. По выбросам.
• План-график контроля на СЗЗ и на источниках (с результатами контроля).
• Протоколы КХА промвыбросов (на источниках).
• Протоколы КХА промвыбросов (на СЗЗ).
4. По сбросам (при наличии сброса).
• Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод (форма 2ТП-водхоз).
• Копия письма, которым направлены сведения о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (направляется в МОБВУ).
• Копия письма, которым направлены сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами (направляется в МОБВУ).
• При наличии очистных – паспорт очистных.
• План-график проведения проверок работы очистных сооружений (с результатами контроля).
5. По отходам (только для объектов размещения отходов).

Копия письма, которым направлен отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Программа переселение 2019
Прогул 2019
Проектная документация 2019
Производственная травма 2019
Производственный календарь на 2019 год

Производственный экологический контроль в 2019 году. Изменения в природоохранном законодательстве.

С.Ю. Рылова
Главный специалист по Зуевскому району
КОГБУ «Областной природоохранный центр»

Отчетность по экологии – 2019 год. Какие изменения?

Экология сейчас находится на этапе крупных перемен. Это касается всего – принцип надзора и контроля меняется на риск-ориентированный, надзорность теперь осуществляется не над предприятием в целом, а над объектами негативного воздействия, в прошлое уходят старые формы природоохранной документации. В результате этих новшеств преображается и рутинная часть экологической действительности. Привычная экологическая отчётность изменяется все сильнее, и в данной статье мы предлагаем рассмотреть эти изменения подробнее.

1. Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2019 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

2. Срок действия старых разрешительных документов

Но в федеральном законодательстве в конце 2019 года еще раз произошли изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2019 N 496-ФЗ, согласно которым прояснился срок действия старых разрешительных документов:

Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 25.12.2019)
Статья 11
1. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

1.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.

Таким образом, объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 года или 2024 года получить разрешительные документы по старой схеме. Объекты же II категории, если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, должны подавать ДОВОС в срочном порядке, если у них заканчивается срок действия старых документов. Таким образом, пока объекты I и II категории будут пользоваться старыми проектами и документами либо получать новые документы по старой схеме нормирования, они будут обязаны продолжать подавать технические отчеты об обращении с отходами, чтобы подтверждать установленные нормативы и лимиты.

3. Что будет с 2-ТП воздух в 2019 году?

Следующим отчётом после отчета МСП в календаре эколога всегда была статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух), которая сдается до 22 января. В прошлом году вышел Приказ Росстата от 01.08.2019 N 473 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой», согласно которому Форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная приказом Росстата от 4 августа 2016 г. N 387, признана утратившей силу. Вскоре вышел приказ Росстата от 08.11.2019 N 661, согласно которому утверждена новая форма данной отчетности уже с отчёта за 2019 год. Срок подачи остался прежним – 22 января, изменился орган подачи отчета: теперь он сдается в территориальные органы Росприроднадзора, а не в Росстат, как раньше.

4. Экологическая отчетность: 4-ОС

Кроме того, изменения коснулись отчетности о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах – форма 4 – ОС(срок сдачи – 25 января). Приказ № 473 утвердил иной перечень лиц, обязанных подавать данный вид отчетности. Ранее ее должны были подавать лица, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, теперь отчётность сдается лицами, имеющими основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия и имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат.

5. ДВОС в 2019 году

Следующий вид отчета – подача декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Срок подачи – 10 марта, но внести плату нужно до 1 марта. При этом в течение всего года всем природопользователям, не относящимся к субъектам МСП, необходимо было ежеквартально вносить авансовые платежи в размере 25% от суммы платежа за предыдущий год. Недавно появился проект изменений порядка расчета авансовых платежей. Можно будет вносить плату в размере части суммы, рассчитанной на основе данных производственного экологического контроля либо в размере четверти суммы, рассчитанной на основе утверждённых нормативов и лимитов.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится. Разработан проект изменений в критерии установления категории, которые приравнивают «бескатегорийные» объекты к IV категории, на данный момент он не утвержден.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2019) «Об охране окружающей среды»

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Те лица, которые имеют только объекты НВОС IV категории, от платы освобождены. Если учесть, что основная часть объектов получила категорию в течение 2017 года, значит, при расчете платы за 2019 год таким предприятиям уже можно было плату не вносить.

6. Плата за ТКО и обращение с отходами

Согласно статье 16.1, теперь за размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, до 1 мая 2019 года — заключить соглашения с региональными операторами и до 1 июля 2019 года направить предложения об установлении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Но в конце декабря 2019 года в ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ были внесены поправки, согласно которым регионы могут отложить переход на новую схему обращения с ТКО. Так, городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь предоставлено право не применять до 1 января 2022 года положения указанного закона. Остальным регионам позволили, в случае признания конкурсного отбора регионального оператора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности оператора, на год присвоить статус регионального оператора без проведения конкурса любому другому оператору, ГУП или МУП, которые имеют соответствующую лицензию. Отсрочка перехода на новую систему продлевается до 1 января 2020 года. Во многих субъектах реформа обращения с отходами провалена либо не уложилась в установленные сроки, в связи с чем данные переходные положения и вводятся.

Однако в других регионах успели выбрать региональных операторов. Многие из них начали свое действие в течение 2019 года. Следовательно, в этих регионах плата за НВОС за 2019 год уже должна рассчитываться по новым правилам. Так, если с начала 2019 года предприятие имело договор на вывоз отходов с одной из лицензированных организаций и размещало отходы на полигоне, и в какой-то момент в регионе был выбран региональный оператор, предприятие должно было заключить с ним контракт в обязательном порядке. В итоге образованные на объекте отходы, относящиеся к ТКО, в первой части года вывозились обычным транспортировщиком, соответственно, предприятие-собственник объекта ОНВ обязано за данные объемы ТКО внести плату за НВОС.

После заключения контракта с региональным оператором за образованные на объекте объемы ТКО платит уже региональный оператор. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все отходы, которые мы привыкли считать бытовыми, относятся к ТКО согласно каталогу ФККО, и каждый раз необходимо сверять их номенклатуру. Кроме того, согласно закону, при размещении отходов на объектах, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, плата за размещение отходов не взимается. Однако ни один из существующих полигонов ТКО пока не подтвердил отсутствие негативного воздействия.

Помимо этих новшеств, с 1 января 2020 года при расчёте платы вводятся дополнительные коэффициенты согласно статье 16.3:

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года необходимо будет «умещаться» в установленные технологические нормативы, НДВ, НДС, ВСВ, ВСС, чтобы не платить за НВОС в 25-кратном и 100-кратном размере. Напомним, что объекты I категории должны внедрить НДТ и подать заявку на КЭР до конца 2022 года (для списка 300 объектов) или до начала 2025 года. Объекты II категории уже могут начинать составлять декларацию ОВОС, а чтобы не платить в 25-кратном и 100-кратном размере, нужно указывать в декларации реальные объемы и массы.

7. Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Следующий вид отчетности, о которой нужно сказать, это совершенно новая отчетность по программе производственного экологического контроля. Форма программы ПЭК появилась с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2019 г. N 74 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.18 г.). Новая программа ПЭК на предприятии призвана заменить устаревшие формы контроля, такие, как план-график аналитического контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, являющийся раньше частью проекта ПДВ.

За 2019 год необходимо было разработать программу ПЭК для каждого из эксплуатируемых объектов, относящихся к I-III категориям НВОС. В программу ПЭК включено три основных раздела: контроль за выбросами в атмосферный воздух, контроль за сбросами в водные объекты, контроль за деятельностью по обращению с отходами. Программа ПЭК является бессрочной и не проходит утверждение в государственных органах. Приказ Минприроды России от 14.06.2019 N 261 (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2019) утвердил форму отчетности по ПЭК. Таким образом, в течение 2019 года необходимо было проводить контроль по планам-графикам, утверждённым в программе ПЭК, чтобы до 25 марта 2019 года подать отчет по проведенным мероприятиям ПЭК.

  • 1 апреля – подача декларации о количестве выпущенных товаров и отчета о выполнении нормативов утилизации
  • 15 апреля – уплата экологического сбора и подача расчета суммы сбора

Кроме того, есть отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты сбора и утилизации. Что изменилось в подаче декларации и расчете сбора? В августе 2019 года вышло постановление Правительства РФ № 986 от 23.08.2019, которое внесло изменения в Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073. Согласно изменениям, теперь исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, по каждой группе товаров, группе упаковки согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Уточнено, что в отношении товаров, используемых при производстве колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки товаров. Плата осуществляется производителями товаров на счет ТО Росприроднадзора, импортёрами товаров – на счет ЦА Росприроднадзора. Кроме того, уточняется, что сбор платится за товары и упаковку, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду. Введен механизм контроля за правильностью исчисления суммы сбора, который может быть проведен администратором сбора с составлением акта контроля по установленной форме, а также процедура оспаривания составленного акта контроля.

Если у Вас остались вопросы по любому из видов экологической отчетности и изменений в законодательстве, обращайтесь к нам за консультацией.

Производственный экологический контроль 2019: разработки ПЭК


Каждому предприятию, в процессе функционирования которого наносится ущерб окружающей природе, необходимо выполнять производственный экологический контроль: с начала 2019 года разработка данного документа и оформление отчета о выполненных мероприятиях осуществляются на обязательной основе. Это позволяет обеспечить контроль соответствия организации нормам законодательства в сфере защиты окружающей среды.

ООО «ЕЦЭС КВОЛИТИ» оказывает профессиональную поддержку в данном направлении. Наши квалифицированные и опытные специалисты помогут вам в области разработки и реализации программы ПЭК, а также окажут содействие при сборе необходимых документов и составлении соответствующего отчета. Благодаря внушительному опыту работ, глубокому знанию законодательства и тесному сотрудничеству с исследовательскими центрами, мы выполним все необходимые работы на самом высоком уровне, что позволит сэкономить ваше время и расходы, а также поможет избежать наложения штрафных санкций. При этом наши сотрудники всегда учитывают специфику деятельности предприятия и четко соблюдают поставленные сроки.

Из этой статьи вы узнаете об основных моментах, связанных с осуществлением ПЭК на предприятии, познакомитесь с содержанием программы производственного экологического контроля, и выясните, какие основные части должен включать итоговый отчет.

Содержание:

Какие документы регламентируют условия выполнения ПЭК?


Ранее юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью, предполагающей вовлечение природных ресурсов, руководствовались ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а не действовали на основании документации, содержащей условия реализации ПЭК.

Весной прошлого года был издан документ, в котором четко обозначились требования к содержанию программы производственного экологического контроля, — Приказ Минприроды России от 28.02.2019 N 74.

Документом, предопределяющим условия составления отчета о проведении производственного экологического контроля, является Приказ Минприроды России от 14.06.2019 № 261.

Кто осуществляет производственный экологический контроль?


На основании ст. 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ИП и организации, использующие объекты, способные наносить вред природе, выполняют разработку программы ПЭК; занимаются реализацией производственного экологического контроля на предприятии,
согласно установленным правилам; фиксируют информацию на материальных носителях и сохраняют данные, выявленные в рамках выполнения ПЭК.

Разработка программы производственного экологического контроля выполняется отдельно по каждому хозяйствующему субъекту, учитывая используемые технологии и специфику производства, а также степень неблагоприятного влияния на природные условия. Это значит, что если в распоряжении предприятия имеется несколько промплощадок, то для каждой зоны составляется отдельная программа.

Программа производственного экологического контроля: основные части

Согласно указанному выше документу, программа производственного экологического контроля 2019 подразумевает наличие нижеследующих частей:

1. Данные общего характера (информация об организации, название структуры, в которую передаются итоговые материалы, сроки согласования программы).
2. Систематизация информации об источниках выделения вредных соединений (составляются на основе сведений ПДВ или «с чистого листа»).
3. Систематизация информации о загрязнении природы и источниках распространения вредных выхлопов (составляется на основе проекта НДС или «с чистого листа»).
4. Обобщение данных о промышленных отходах и их местонахождении (во внимание принимается информация об инвентаризации).
5. Информация об участниках реализации ПЭК.
6. Данные о наличии собственных или задействованных сторонних исследовательских институтов, прошедших процедуру аккредитации согласно законодательным нормам РФ.
7. Информация о методах исследования, пунктах изъятия образцов, а также времени и способах реализации производственного экологического контроля (ПЭК) (во внимание принимаются мероприятия, предусмотренные в НДС и ПДВ).

  • Материалы, полученные в результате проверки источников распространения вредных соединений, не подлежащих перемещению (на границе защитной зоны, жилых строений и т.д.).
  • Определение количества изъятых ресурсов водного назначения; проект исследования состава дренажных и сточных вод; информация о состоянии очистных сооружений; обобщающие данные о проверке, произведенной на объектах водного назначения.
  • Материалы об отслеживании состояния природы в зоне местонахождения отходов и в области их влияния.

Отчет о производственном экологическом контроле: описание основных разделов

Приказ Минприроды РФ от 14.06.2019 № 261 определяет правила оформления отчета о результатах реализации производственного экологического контроля.

Итоговый документ может включать следующие составные части:

1. Обобщенные данные о разработке и итогах ПЭК

  • Информация о компании общего характера.
  • Данные о технологиях, используемых субъектом хозяйственной деятельности (для объектов, наносящих значительный вред природным условиям).
  • Данные о наличии собственных или задействованных сторонних исследовательских институтов, прошедших процедуру соответствия согласно законодательным требованиям РФ.

2. Производственный экологический контроль атмосферного воздуха

  • Перечень химических соединений, способных наносить вред природе и предусмотренных планом мероприятий по отслеживанию источников их распространения, не подлежащих перемещению.
  • Итоговые данные о проверке источников выделения поллютантов, не подлежащих перемещению (устанавливается, соответствуют ли показатели нормам ПДВ).
  • Перечень химических соединений, способных загрязнять воздух, и предусмотренных графиком мероприятий по отслеживанию его состояния.
  • Сведения, полученные по итогам проверки загрязнения воздушных масс (проверяется, соответствуют ли реальные показатели ПДК).

3. Регулирование сферы применения ресурсов водного назначения и их охраны.

  • Данные, полученные на основе оценки количества ресурсов, изъятых из объектов водного назначения, и по итогам исследования состава дренажных и сточных вод.
  • Информация о проверке охраняемых зон и объектов водного назначения, а также материалы об осуществлении исследований в точках изъятия дренажных и сточных вод (уточняется название учреждения, в которое передается итоговый документ).
  • Данные о состоянии очистных сооружений.

4. Итоговые данные об отслеживании процесса распределения отходов.

  • Информация, полученная при отслеживании природных условий в точке расположения отходов (уточняется название подразделения, в которое передаются итоговые документы).

Статья написана по материалам сайтов: zrko.ru, ecopromcentr.ru, certru.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector