+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановая спецоценка условий труда

С 1 января 2014 года проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя. Все имеющиеся у работодателя рабочие места (далее – РМ) подлежат процедуре СОУТ, за исключением:

лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Процедура проведения СОУТ — масштабное и трудоемкое мероприятие, к которому привлечены специалисты по охране труда (службы охраны труда), бухгалтерия, отдел кадров, профсоюзы и многие другие.

Пройдя успешно все этапы специальной оценки условий труда, в соответствии с установленными условиями труда назначаются гарантии и компенсации. Номенклатура и размер гарантий и компенсаций определяется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ). Результаты проведения СОУТ оформляются отчетом по установленной законодательством форме.

Далее работодатель утверждает отчет по СОУТ, уведомляет об этом экспертную организацию и предоставляет все необходимые сведения в Государственную инспекцию по труду (далее – ГИТ), Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации. На этом спецоценку можно считать завершенной.

Однако, иногда наступают случаи, при которых необходима внеплановая специальная оценка условий труда. Ее проведение также является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ).

Когда проводить внеплановую специальную оценку условий труда?

1) организация новых рабочих мест на предприятии;

2) получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;

3) изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

3.1. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;

3.2. изменение состава применяемых материалов и сырья;

3.3. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

4) случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

4.1. несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);

4.2. выявленное профессиональное заболевание;

5) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Наиболее интересующий работодателя вопрос – требуется ли проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:

1. Смена сотрудника на рабочем месте;

2. Изменение наименования предприятия или его структурного подразделения;

3. Изменение имени, фамилии, отчества работодателя;

4. Изменение наименование должности, профессии.

В какие сроки необходимо провести внеплановую спецоценку?

Если же условия проведения внеплановой СОУТ наступили, то сроки ее проведения следующие:

В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 и 3.1;

В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 2, 3.2 – 5.

Причем, во втором случае, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушениями требований 426-ФЗ.

Нарушение установленных сроков проведения внеплановой СОУТ, процедуры ее проведения или непроведения вовсе влечет привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Административная ответственность выражается в предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Как Оформить Отсутствие Оснований Для Проведения Внеплановой Специальной Оценки Условий Труда!

Приветствую, уважаемые друзья! Практическая заметка для тех, у кого отсутствуют основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Отсутствие оснований проведения СОУТ — как оформить

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

К слову о пунктах 3 — 5 и 7 части 1 статьи 17:

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
.
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Для оформления такого решения вам понадобятся два локальных документа.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Акт об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда в связи с переименованием должности

Приказ Об утверждении акта об отсутствии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда в связи с переименованием должности

Ставим звёздочки и оставляем комментарии СпасибО!

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сохраните эту заметку в:

Возможно кому-то будет полезен вот этот комментарий к статье 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда:

1. Нормы ст.17 Закона регламентируют в общей структуре проведения спецоценки условий труда организационно-правовой механизм проведения внеплановой спецоценки условий труда, который состоит из двух основных элементов:

— перечня семи оснований проведения внеплановой спецоценки условий труда;

— обязательного условия проведения внеплановой спецоценки в течение шести месяцев со дня наступления указанных семи оснований для ее проведения.

Правила ч.1 ст.17 Закона определяют основаниями проведения внеплановой спецоценки условий труда: ввод в эксплуатацию новых рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона; изменение технологического процесса и т.д.

То есть, основные условия проведения внеплановой спецоценки условий труда связаны с изменением трех факторов:

— состояния объекта спецоценки условий труда (перечня рабочих мест, потенциального уровня воздействия вредных (опасных) производственных факторов на работников, наступлением несчастного случая и пр.);

— отношения работодателя к соблюдению норм Закона;

— отношения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников к условиям труда.

По данному поводу в ст.2 ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обозначено, что государственным контролем (надзором) обозначена деятельность уполномоченных органов государственной власти (федерального и регионального уровня), которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, которые установлены в нормативных правовых актах России, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законами мер по пресечению (устранению) последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

2. Содержание ч.2 ст.17 Закона устанавливает обязательное условие проведения внеплановой спецоценки в течение шести месяцев со дня наступления указанных семи оснований для ее проведения.

То есть, законодателем установлен срок устранения работодателем оснований внеплановой проверки и подготовки для проведения соответствующей спецоценки условий труда.

Следует добавить, что в соответствии с правилами ст.11 и 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановые проверки могут быть документарными (при изучении материалов проверки по месту нахождения органа контроля) либо выездными (по месту нахождения субъекта контроля), когда при документарной проверке не представляется возможным подтвердить имеющуюся в документах информацию либо оценить соответствие проверяемой деятельности обязательным требованиям.

Добрый день, если ни СОУТ , ни аттестация рабочих мест ни разу проводилась на вновь открытом предприятии , есть время проведения СОУТ до 2019 года ? Или нужно было провести в течение 6 месяцев со дня регистрации предприятия ? Предприятие открыто в 2015 году.

При этом согласно статье 27 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные периоды, но к Вашей организации отнести данное положение не имеется возможным так как организация вновь созданная и предыдущих аттестаций либо оценки на рабочих местах не проводилось

В вашем случае действует пункт 1 части 1 статьи 17 N 426-ФЗ, которая определяет необходимость в проведении внеплановой специальной оценки условий труда. Сроки её проведения определены частью 3 статьи 17 N 426-ФЗ.

Ответственность Работодателя в части проведения спецоценки предусмотрена частью 1 статьи 5.27. и частью 2 статьи 5.27.1. N 426-ФЗ.

Спасибо большое за подробный ответ!

В заключительном абзаце не верно указана ссылка на Федеральный закон N 426-ФЗ, прошу извинить за неточность. Ответственность административная предусмотрена КоАП!

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ; далее – Закон № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой ее проведения, которую утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приказом от 24 января 2014 года № 33н (далее – Приказ № 33н) утвердило Методику проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика проведения СОУТ).

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом № 426. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Статьей 17 Закона № 426 предусмотрены случаи проведение внеплановой СОУТ, в частности:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных случаев. Регулирование СОУТ осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), Законом № 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативны ми правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 Закона № 426-ФЗ). В законодательных актах Российской Федерации содержатся требования к рабочим местам и показатели вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее – вредные и (или) опасные производственные факторы),
измеряемые при проведении СОУТ, а также гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (таблица).

Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

  • организация проведения СОУТ;
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
  • оформление результатов проведения СОУТ;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.

В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ. В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ установлен Законом № 426-ФЗ и включает несколько этапов:

  • организация проведения СОУТ;
  • подготовка к проведению СОУТ;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении СОУТ;
  • оформление результатов проведения СОУТ;
  • декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя. СОУТ проводится совместно работодателем и специализированной организацией, оказывающей услуги в данной области и соответствующей требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ. В уставных документах организации, проводящей СОУТ, должно быть указано, что основным видом ее деятельности (один из видов ее деятельности) является проведение СОУТ. В штате этой организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ.

Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в качестве структурного подразделения должна иметь испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Работодатель заключает с такой организацией, проводящая СОУТ, гражданско-правовой договор.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА. ФОРМИРОВАНИЕ КОМИССИИ

Работодатель приказом (распоряжением) образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия). Число членов комиссии должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель).

При проведении СОУТ у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

До начала выполнения работ по проведению СОУТ комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (с указанием аналогичных рабочих мест), а также опасные и (или) вредные условия труда.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления, на которых работники работают по одной и той же специальности, профессии, должности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Проведение СОУТ на аналогичных рабочих местах имеет свои особенности. При выявлении аналогичных мест СОУТ проводится в отношении только 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда № 33н.

Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения СОУТ. Согласно разделу II Методики проведения СОУТ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – идентификация) включает в себя следующие этапы:

  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  • оформление результатов идентификации.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ. Результаты идентификации утверждаются комиссией.

  • государственных нормативных требований охраны труда;
  • характеристик технологического процесса и производственного оборудования;
  • характеристик применяемых сырья и материалов;
  • результатов ранее проводившихся исследований и измерений
  • вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных фактора осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ. Методы и методики исследований и методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов определяются организацией, проводящей СОУТ, самостоятельно. Эксперт организации, проводящей СОУТ, на основании результатов проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов определяет классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или)опасности.

Статья 14 Закона № 426-ФЗ:

«2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности».

Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может угрожать жизни или здоровью работников, экспертов или иных лиц, проводящих СОУТ. В таком случае условия труда на рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений. Комиссия оформляет решение о невозможности проведения исследований и измерений протоколом, содержащим обоснование принятия такого решения.

Работодатель обязан направить копию протокола в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения.

В рамках проведения СОУТ исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:

  • физические факторы(аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум, инфразвук, ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная;
  • неионизирующие излучения (электростатическое поле, постоянное магнитное поле, в т. ч. гипогеомагнитное, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), переменные электромагнитные поля, в т.ч. радиочастотного диапазона и оптического диапазона (лазерное и ультрафиолетовое);
  • ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата (температура воздуха, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение);
  • параметры световой среды (искусственное освещение (освещенность) рабочей поверхности);
  • химические факторы(химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа);
  • биологические факторы(микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний).
  • тяжесть трудового процесса(показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника);
  • напряженность труда(показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника).

По отдельным видам работ, профессий, должностей и специальностей Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с другими исполнительными органами власти и организациями может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию и измерению при проведении СОУТ. По результатам испытаний условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении по итогам проделанной работы. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждены Приказом № 33н.

В отчет включаются следующие результаты проведения СОУТ:

  • сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость результатов проведения СОУТ;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • заключение эксперта организации, проводящей СОУТ.

Протокол проведения исследований и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов оформляется в отношении каждого исследованного и идентифицированного вредного и (или) опасного фактора. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Если член комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, он вправе изложить свое мотивированное особое мнение в письменной форме, приложив его к отчету.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона № 426-ФЗ). Организация, проводящая СОУТ, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает соответствующие сведения в отношении работодателя, рабочего места и организации, проводившей СОУТ, в указанную информационную систему учета. Сведения передаются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодатель подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Декларация и информация о ней вносятся в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям по охране труда. Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 80н. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Правила проведения плановой и внеплановой СОУТ для клиник

Статьи по теме

СОУТ бывает плановая и внеплановая. Чтобы провести СОУТ, нужно выбрать специальную организацию, создать комиссию по спецоценке, составить график спецоценки и список рабочих мест, допустить экспертов на рабочие места, оформить результаты спецоценки и подать отчеты.

Из рекомендации узнаете, когдаправильно проводить плановую и внеплановую спецоценку условий труда в клиниках.

Когда проводить плановую спецоценку условий труда

Все организации обязаны проводить плановую спецоценку на рабочих местах не реже чем раз в пять лет. Чтобы определить, когда проводить СОУТ в следующий раз, прибавьте пять лет к дате, которой утвержден отчет о спецоценке.

Внимание: результаты аттестации, которую провели до 1 января 2014 года, действуют в течение пяти лет со дня ее завершения (приказ Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н). Исключение – случаи, когда необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Организация обязана провести СОУТ:

  • если не делала этого раньше;
  • если срок действия спецоценки закончился;
  • если в организации появились новые рабочие места;
  • если изменился технологический процесс (исключение – появление рабочих мест сотрудников, которые трудятся удаленно)

Внимание: часть расходов на спецоценку можно зачесть в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Процедура прописана в приказе Минтруда от 10.12.2012 № 580н.

Медорганизация должна немедленно организовать спецоценку для рабочих мест из трех групп, если на них раньше не проводили СОУТ или истек срок действия ее результатов.

Какие рабочие места сотрудников относится к первой, второй, третьей группе — посмотреть

Когда проводить внеплановую спецоценку условий труда

Медорганизация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда в ряде случаев. Все случаи и сроки указаны в таблице 2. Она составлена в соответствии со статьей 17 Закона № 426-ФЗ.

Таблица. Сроки проведения и основания внеплановой спецоценки условий труда

Законодатель ничего не сообщает об изменениях в работе, при которых внеплановую СОУТ проводить не потребуется. Чтобы у руководителя не возникло затруднений, мы составили сводную таблицу по таким случаям.

Таблица. Когда внеплановую СОУТ проводить не нужно

Почему не проводят СОУТ

Медорганизация приняла нового работника на уже оцененное место

Прием и увольнение работников не связаны с проведением СОУТ на рабочих местах. Основная задача проведения СОУТ – установить класс условий труда на каждом рабочем месте. Условия труда на конкретном рабочем месте не зависят от фамилии, имени и отчества сотрудника, работающего на этом рабочем месте

Изменилось название должности без изменения условий труда и трудовой функции работника

Не наступили условия для внеплановой СОУТ. Они указаны в пунктах 3–5 и 7 части 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. Чтобы не проводить СОУТ, достаточно решения комиссии (ч. 4 ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Медорганизацию реорганизовали, при этом рабочие места и условия труда не изменяли, новые рабочие места не вводили

Не наступили условия для внеплановой СОУТ. Они указаны в статье 17 Закона № 426-ФЗ. Чтобы не проводить СОУТ, достаточно решения комиссии (ч. 4 ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Медорганизация сменила наименование, ОГРН, банковские и иные реквизиты

Медорганизация поменяла только наименование, банковские или иные реквизиты; сами рабочие места и условия труда не изменились. Решение не проводить внеплановую спецоценку принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Переименовали подразделение медорганизации

Работники в подразделении продолжают работать на прежних рабочих местах с прежними должностными обязанностями. Если подразделение переименовали, а рабочие места и условия труда работников не поменялись и новые рабочие места не вводили, внеплановая спецоценка не нужна. Решение не проводить внеплановую спецоценку принимает комиссия и фиксирует в протоколе (п. 3 ст. 17 Закона № 426-ФЗ)

Когда нужно провести внеплановую спецоценку

Развернуть схему полностью и посмотреть, в каких случаях внеплановую проверку необходимо провести в течение года.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai, www.kiout.ru, www.zdrav.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector