+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

В государственных органах могут создаваться

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
2. В случае если, владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:
1) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Комментарий к статье 17
В отличие от ограничений, адресованных как претендентам на гражданскую службу, так и гражданским служащим, запреты, обусловленные особенностями гражданской службы, направлены только на служащих. Запреты предусмотрены для того, чтобы действия гражданских служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу и государству. Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных комментируемой статьей, является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (ст. 33).
1.1. В связи с прохождением гражданской службы служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законом.
В пункте 1 ст. 50 ГК РФ указано, что коммерческими организациями могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Лицо или совокупность лиц, уполномоченные в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица, являются его органом. Гражданский служащий может состоять членом органа управления коммерческой организацией только тогда, когда ему в законодательном порядке поручается участвовать в управлении данной организацией.
Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214 Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженностей этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды» установлено, что представители государства обязаны, при возникновении указанных обстоятельств, потребовать созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета), включения в повестку дня заседания отчета о причинах и размерах задолженности и др.
1.2. Гражданский служащий не имеет права замещать должность гражданской службы в том случае, когда он избран или назначен на государственную должность.
Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Закона).
Перечень государственных должностей Российской Федерации и перечни государственных должностей субъектов Российской Федерации должны быть закреплены нормативными правовыми актами, не иметь расширительного трактования и базироваться, соответственно, на Конституции РФ, федеральных законах и конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации.
Запрет на совмещение политических и административных должностей для гражданского служащего означает, что при избрании или назначении гражданского служащего на государственную должность его гражданская служба приостановилась.
Порядок прекращения и приостановления служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв (ст. 39), помимо избрания или назначения на государственную должность, касается и тех случаев, когда гражданский служащий избран на выборную должность в орган местного самоуправления или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.
Так как в государственных органах может быть создан профсоюз, то законом предусматривается возможность избрания гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в выборном органе первичной профсоюзной организации. В этом случае гражданская служба приостанавливается, а совмещение этих видов деятельности гражданскому служащему запрещено.
1.3. Гражданский служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, главной задачей которой является получение прибыли. В пункте 2 ст. 14 комментируемого Закона указано, что гражданский служащий вправе, с предварительного уведомления представителя нанимателя, выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. С учетом указанного запрета ясно, что эта работа не может быть предпринимательской деятельностью.
С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 20 Закона).
Новым для нашего законодательства о государственной службе является запрет на работу в некоторых организациях и после увольнения с гражданской службы.
1.4. Гражданскому служащему запрещено приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Этот запрет касается не всех гражданских служащих, приобретающих ценные бумаги. Запрет направлен на исключение конфликта интересов, а порядок действий служащих, владеющих приносящими доход ценными бумагами, определен в п. 2 ст. 17 Закона.
1.5. Гражданский служащий не имеет права быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданский кодекс РФ определяет представительство как совершение юридических действий представителем, при котором правовые последствия возникают у представляемого. Представитель может действовать на основании доверенности, указания закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 182 ГК РФ). В статье 971 ГК РФ указано, что поверенный — это одна из сторон договора поручения, которая обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия.
Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и информировать представителя нанимателя о возможном конфликте интересов.
1.6. Гражданскому служащему запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
При перечислении возможных вознаграждений Законом назван максимально широкий спектр для избежания двусмысленного понимания: подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортные расходы и др. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских, иных связей, помимо служебных, и не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду посредством вознаграждения гражданского служащего.
Вознаграждения считаются принятыми в связи с исполнением должностных обязанностей, если:
в договоре дарения или в иных документах, связанных с вознаграждением, или на подарке указана должность лица, его принимающего;
вознаграждение вручено по месту службы или во время участия гражданского служащего в мероприятиях, в которых он представляет соответствующий государственный орган;
даритель прямо или косвенно заинтересован в управленческом решении, действии по реализации гражданским служащим своих должностных полномочий либо в отсутствии такого действия и при этом принявший вознаграждение в силу своей должности непосредственно осуществляет полномочия государственного органа или непосредственно участвует в осуществлении или подготовке осуществления указанных полномочий.
При наличии признаков преступления, предусмотренных ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и 290 (получение взятки) УК РФ, в отношении гражданского служащего может быть возбуждено уголовное дело.
Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.
При оценке подарков, которые разрешается принимать, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, которая может оказать влияние и на практику применения уголовного законодательства, в частности толкования понятия взятки.
1.7. Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц логично связан с вышеуказанным запретом на вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Гражданские служащие не вправе получать средства сверх выделяемых командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют права пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов.
Исключением являются служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
1.8. Закон запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
Под указанный запрет подпадают также: использование на службе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникации; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях. Такого рода действия влекут применение дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности (в случае причинения существенного вреда государственным интересам).
1.9. Гражданскому служащему запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).
Данный запрет прямо связан с особенностями службы как профессиональной деятельности. Взаимодействие с гражданами, решение вопросов, связанных с частной жизнью при исполнении обязанностей, или владение информацией, недоступной помимо административных коммуникативных каналов, позволяет установить требование неразглашения и неиспользования вне служебной деятельности служебной информации — это не только защита служебных интересов, но и защита интересов лиц, предоставляющих гражданским служащим информацию о частной жизни.
1.10. Гражданские служащие не имеют права допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.
Запрет связан не с исполнением особых функций, а с концепцией отношений между гражданским служащим и его нанимателем. Гражданский служащий является гражданином и в этом качестве может пользоваться общественными правами и свободами, но в качестве служащего он не может всегда свободно выражать свое мнение, т.к. может быть создана угроза надежному функционированию гражданской службы.
Один из принципов гражданской службы (ст. 4) говорит о необходимости доступности информации о гражданской службе. В структуре государственных органов существуют должности или структурные подразделения, прямой обязанностью которых является взаимодействие со средствами массовой информации. Если гражданский служащий не связан с подобной деятельностью должностными обязанностями, то он не имеет права публично высказывать суждения и оценки о деятельности государственных органов.
1.11. Гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Запрет на прием наград, почетных и специальных званий политических партий, общественных или религиозных объединений связан с другими, предусмотренными законом запретами, например с запретом на использование должностного положения для предвыборной агитации, в интересах общественных или религиозных объединений.
Смысл данного запрета связан не только с предотвращением использования должностного положения гражданского служащего во внеслужебных целях, но и с защитой гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Исключением из запрета являются случаи, когда в должностные обязанности гражданского служащего входит взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями, политическими партиями, общественными или религиозными объединениями. Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами является одним из важнейших принципов гражданской службы.
1.12. Гражданскому служащему запрещено использовать свое должностное положение для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума.
Конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) в данном случае не нарушается. Гражданский служащий, как и любой гражданин Российской Федерации, может участвовать в выборах и референдумах. Запрет касается использования административных ресурсов и должностного положения в предвыборной агитации, что может поставить участников выборного процесса в неравные условия.
1.13. Запрет на использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также на публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего связан с деполитизацией гражданской службы.
Конституция РФ, признавая идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в Российской Федерации, определяет, что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной, а общественные объединения равны перед законом (ст. 13).
Следовательно, участие в качестве гражданского служащего в деятельности политических партий, общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с должностью гражданской службы. Задачи, выполняемые гражданскими служащими, требуют от них проявления нейтральности, компетентности, беспристрастности. Служащие обязаны руководствоваться в своей деятельности исключительно законодательством и не должны быть связаны решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.
Запрещено получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах (ст. 42 Закона и п. «в» ч. 5 Указа Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609).
Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность.
Гражданскому служащему запрещено использовать должностное положение в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним. Это значит, что гражданский служащий не вправе заниматься пропагандой отношений к той или иной религии.
Конституцией РФ установлено, что Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14), поэтому гражданские служащие не вправе вмешиваться в их деятельность, создавать привилегии каким-либо из них.
1.14. В свою очередь и религиозные объединения не могут быть составной официальной частью государственных органов, принимать официальное участие в их деятельности. Гражданские служащие вправе принимать добровольное участие в религиозных церемониях как граждане Российской Федерации, но не как представители государства или государственных органов.
Гражданским служащим запрещено создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Должностные обязанности выполняются гражданскими служащими таким образом, чтобы не допустить утрату нейтральности и не ставить политические партии, общественные объединения, религиозные объединения в различные условия перед лицом государства и государственных органов.
1.15. При прохождении гражданской службы может возникнуть ситуация, которая классифицируется как индивидуальный служебный спор — не урегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта. О подобных разногласиях должен быть проинформирован орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Процедура рассмотрения и органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров установлены комментируемым Законом в ст. 70.
Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами:
1) комиссией государственного органа по служебным спорам, которая образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя;
2) судом.
Гражданскому служащему запрещено прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
2. В ситуации, способной привести к конфликту интересов из-за владения гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций), гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
По договору доверительного управления (ст. 1012 ГК РФ) имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодополучателя).
Часть 2 ст. 17 комментируемого Закона вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) (ч. 2 ст. 71 данного Закона).
3. Запреты, связанные с гражданской службой, не исчерпываются сроками, в которые проходит гражданская служба, а гражданин имеет статус гражданского служащего и выполняет обязанности по должности гражданской службы.
В пункте 3 ст. 17 предусмотрены запреты для граждан, уволенных с гражданской службы.
Один из запретов направлен на исключение возможности использования управленческой информации и служебных связей в интересах отдельных организаций. Запрет касается замещения в течение двух лет должности, а также выполнения работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в должностные обязанности гражданского служащего.
Другой запрет касается использования в интересах организаций либо физических лиц сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей.
4. Ответственность за несоблюдение гражданским служащим запретов, предусмотренных ст. 17, устанавливается комментируемым Законом. Так, одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является нарушение запретов, связанных с гражданской службой (см. комментарий к ст. 33).
Другими федеральными законами также может быть установлена ответственность за несоблюдение запретов, связанных с гражданской службой.

Основы государственной службы и кадровой политики

Запреты, связанные с гражданской службой

По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются. Запреты, связанные с гражданской службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника

В связи с прохождением гражданской службы для служащего существуют определенные запреты (15 запретов) 1 Федеральный закон № 79-ФЗ 2004 г. Ст. 17. .

Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.

Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.

Гражданский служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке указом Президента РФ поручено участвовать в управлении данной организацией. Установлено, что в целях государственного контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления крупных акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, представители государства участвуют в работе органа управления.

Замещать должность гражданской службы в случае:

  • избрания или назначения на государственную должность;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.

Данный запрет означает, что гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа любого уровня — от Государственной Думы до поселкового совета. Не может быть гражданским служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (политик). Например, федеральный министр по закону — не гражданский служащий и на него не распространяются нормы, в том числе ограничения и запреты Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Осуществлять предпринимательскую деятельность. Служащим запрещено заниматься деятельностью в целях извлечения прибыли — предпринимательской, или коммерческой. Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности. Смысл этого запрета — предотвратить ситуацию, когда гражданский служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на государство.

Если он добровольно пошел на службу государству, то должен получать заработную плату только из государственного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники гражданского служащего — например, жена дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой предпринимательской деятельностью — педагогической, научной, творческой и т.д.

Если гражданский служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012—1026).

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Этот пункт является продолжением и конкретизацией предыдущего. К ценным бумагам относятся: облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.

Быть поверенным или представителям по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на гражданской службе запрещается.

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданский служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо лицу, чтобы он не оказался обязанным какой-либо организации, желающей получить от него выгоду. Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Под вознаграждением (подарком) подразумеваются материальные, имущественные ценности или деньги. Это безвозмездная передача дарителем гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права к дарителю.

Закон регулирует вопрос получения гражданским служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей — протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются собственностью государства — либо федеральной, либо субъекта РФ — и передаются служащим в течение месяца по акту в государственный орган, где он проходит службу.

Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

  • имеется договор дарения или на подарке указана должность лица его принявшего;
  • вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет государственный орган.

Гражданскому служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.

Вместе с тем данный запрет не лишает гражданского служащего возможности принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, в которой разрешено принимать подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Все, что свыше этой суммы, может считаться взяткой с последующей уголовной ответственностью (ст. 285, 290 УК РФ).

Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе между органами государственной власти России и других государств, международными и иностранными организациями.

Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп гражданского служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны. В противном случае они будут этой стороне обязанными. При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций — он должен их получать только от командирующего государственного органа Конечно, служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны — размещением, транспортом. питанием, но только в объеме обычного гостеприимства.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев.

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной. В целях реализации данного запрета важно в каждом государственном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное положение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации.

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации. Но он как государственное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность государственных органов и должностных лиц. Он обязан дистанцироваться от партий и политиков, которые выступают с нападками на правительство. Если чиновник не согласен с проводимой государственной политикой, он должен уйти в отставку.

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Государственные награды гражданские служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на государственной службе России. Признание заслуг лица, находящегося на российской государственной службе, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение. То же самое касается политических партий или конфессий.

Этот запрет содержит единственное требование: служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего государственного органа

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума. Под этим запретом понимается возможность использования гражданским служащим своего административного ресурса — организационных, финансовых, информационных и других средств. Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т.п.

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Признавая записанное в Конституции РФ политическое и идеологическое многообразие в России, следует строить государственную службу, свободную от партийного диктата. Задачи, выполняемые гражданским служащим, требуют от них как профессиональных управленцев проявления политической нейтральности, беспристрастности.

Данный запрет требует, чтобы гражданский служащий не использовал свои должностные полномочия и свой административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями.

Гражданский служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает конституционную свободу слова и убеждений гражданского служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего. Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время. Гражданский служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какой-либо политической партии.

Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Гражданские служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на государственной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы. Этот опыт в советские времена уже был.

На гражданской службе могут в уведомительном порядке быть созданы профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих. Разрешения руководителя государственного органа на создание профсоюза не требуется. Руководители государственного органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза. Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность государственных органов. То же самое касается ветеранских организаций.

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров. Речь идет, по сути, о забастовках гражданских служащих, которые запрещены. Термин «забастовка» не употребляется в законе, потому что она разрешена Конституцией. Гражданский служащий не может участвовать в забастовках против государственной власти, прекращая исполнение своих должностных обязанностей. Это создает угрозу престижу и безопасности государства. Данный запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер. Конечно, это серьезное ограничение общегражданских прав и свобод гражданского служащего, но служащий идет на него сознательно, подписывая служебный контракт.

Ряд запретов действует и после увольнения гражданского служащего с гражданской службы. В частности, гражданин после увольнения со службы не вправе:

  • замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего, зафиксированные в ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, — это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга чести, добросовестности, честности, неподкупности и т.д. Государство нормой Федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения этих нравственных принципов и правил.

Ограничения, связанные с государственной службой

государственный служба трудовой право

Для государственных служащих установлен перечень ограничений, связанных с нахождением на государственной службе. Это связано, прежде всего, с тем, чтобы установить препятствия возможному злоупотреблению государственными служащими занимаемой должностью, а также создать условия для независимости служебной деятельности, и вместе с тем обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов.

Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью также не исключает возможность выполнения государственным служащим дополнительной работы в соответствии с законодательством о труде. Наряду с выполнением обязанностей по своей должности руководитель государственного органа может поручить ему другие обязанности по иной государственной должности или обязанности временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию или профессиональной подготовке. При этом размер доплат за совмещение государственных должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается в размерах, предусмотренных нормами трудового законодательства.

Исходя из принципа разделения властей, согласно которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, государственному служащему не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров с целью извлечения прибыли.

Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организацией любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т. д.).

Но, имеются исключения, государственный служащий может состоять членом органа управления, когда это предусмотрено федеральным законом или ему в законодательном порядке поручено участвовать в управлении данной организацией.

Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Государственный служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом руководителю государственного органа.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию. Государственный служащий не имеет права использовать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей, в личных целях, а также с целью получения коммерческой выгоды любыми негосударственными предприятиями или гражданами.

Государственному служащему запрещено также получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.

Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.

Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждение в любой форме. Противоправными будут и такие действия третьих лиц, когда ими предоставляется государственному служащему квартира, дача, оказывается помощь в учебе, предоставляются ссуды с заниженным процентом. Нарушением этого запрета будет также получение им подарка и косвенным путем, например подарки членам семьи, родственникам, через подчиненных.

Данный запрет, разумеется, не лишает государственных служащих возможности принимать символические знаки внимания и подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства и сувениры при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Условия принятия наград и званий иностранного государства регулируется федеральным законодательством.

Государственный служащий не может выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Государственным служащим не рекомендуется выезжать за границу и по личным делам за счет принимающей стороны либо за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Он не вправе принимать участие в забастовках, поскольку его отказ от работы могут нарушить функционирование государственных органов и даже поставить под угрозу безопасность государства.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним, — он должен быть нейтральным.

Поэтому в государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Однако каждый государственный служащий имеет право придерживаться любых взглядов, быть членом политической партии, но не может занимать в ней официальные руководящие посты.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, поэтому государственные служащие не вправе вмешиваться в их законную деятельность, передавать или поручать им выполнение каких-либо функций, создавать привилегии каким-либо из них и т. д. Государственные служащие вправе принимать добровольное участие в религиозных церемониях как граждане России, но не как представители государства или его органов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с Федеральным законом ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Эти сведения составляют служебную тайну.

Лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные Законом ограничения, что отражается в письменном обязательстве. Они так же предоставляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем, совместном с супругой или супругом, имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, в том числе за пределами России, с указанием банков, номеров банковских счетов и т.д.

Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе?

· Администрация Президента Российской Федерации

· Председатель Правительства Российской Федерации

· Генеральный прокурор Российской Федерации

· Счетная палата Российской Федерации

357. Решение вопроса об отказе в приеме на гражданскую службу относится:

· к трудовым спорам

· к административно-правовым спорам

· к индивидуальным служебным спорам

· к коллективным служебным спорам

358. Нанимателем федерального государственного служащего является:

· федеральный государственный орган

· Правительство Российской Федерации

359. Руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную гражданскую должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, – это:

360. Под представителем нанимателя Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» понимает (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Руководителя государственного органа, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

· Руководителя государственного органа либо лицо, замещающее государственную должность, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

· Руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

· Руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, а равно иного лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации

361. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы допускается при соблюдении следующих условий (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа является научной деятельностью

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и при этом выполнение работы не повлечет за собой конфликт интересов

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа будет выполняться гражданским служащим в выходные и (или) нерабочие праздничные дни

362. К числу основных прав государственного гражданского служащего НЕ относится:

· Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело

· Членство в профессиональном союзе

· Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну

· Получение государственной помощи при страховании принадлежащего лично ему имущества

363. К ограничениям, связанным с гражданской службой, относятся:

· приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход

· приобретение гражданства другого государства или выход из гражданства Российской Федерации

· избрание на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе исполнительной власти края

· осуществлять предпринимательскую деятельность

364. В целях соблюдения требований к служебному поведению гражданский служащий обязан:

· не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство

· воздерживаться от обсуждений служебных вопросов в присутствии вышестоящего руководителя

· исключать участие в массовых мероприятиях, проводимых общественными организациями

· соблюдать при исполнении должностных обязанностей личные права и интересы

365. Гражданский служащий вправе:

· осуществлять предпринимательскую деятельность

· использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

· выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

366. Гражданскому служащему по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью:

· не более одного года

· не более трех дней

· не более шести месяцев

367. Основные и дополнительные государственные гарантии на государственной гражданской службе распространяются на гражданских служащих:

· категории «руководители» и «помощники (советники)»

· категории «обеспечивающие специалисты»

· все выше перечисленное

368. К числу основных государственных гарантий государственным гражданским служащим НЕ отнесены:

· Условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· Медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи

· Обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы

· Возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при увольнении гражданского служащего с гражданской службы

369. К числу дополнительных государственных гарантий федеральным государственным гражданским служащим НЕ отнесены:

· Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации

· Замещение иной должности гражданской службы при упразднении государственного органа

· Ежегодный оплачиваемый основной отпуск

· Единовременная субсидия на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации

370. К запретам, связанным с государственной гражданской службой, относится:

· членство в профессиональном союзе

· использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации

· ознакомление с материалами личного дела

· принятие мер по предотвращению конфликта интересов

371. К числу требований к служебному поведению государственного гражданского служащего Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» НЕ отнесено:

· Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности

· Осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа

· Соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций

· Обжаловать в суд нарушение своих прав и законных интересов

372. При увольнении с государственной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация:

· в размере трехмесячного среднего заработка без учета выходного пособия

· в размере трехмесячного среднего заработка с учетом выходного пособия

· в размере четырехмесячного денежного содержания, при этом выходное пособие не выплачивается

· в размере четырехмесячного денежного содержания с учетом выходного пособия

373. Гражданскому служащему гарантируются:

· ежегодное повышение содержания

· обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения им государственной гражданской службы

· компенсация уплаченного земельного налога и налога на имущество физических лиц

374. К основным обязанностям гражданского служащего не относится:

· исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом

· неразглашение сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, ставших ему известными, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство

· соблюдать служебный распорядок государственного органа

· членство в политической партии

375. Что не является обязанностью гражданского служащего:

· соблюдение нейтральности, исключающей возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность, решения политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций

· способствование межнациональному и межконфессиональному согласию

· оказание предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам

· соблюдение установленных правил публичных выступлений и предоставления служебной информации

376. Гражданский служащий имеет право:

· быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами

· обжаловать в суд нарушения своих прав и интересов на государственной гражданской службе

· создавать в государственных органах структуры политических партий

· публично высказывать суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности

377. Гражданский служащий вправе:

· выполнять с предварительным уведомлением представителя нанимателя иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов

· выполнять любую иную оплачиваемую работу

· выполнять с предварительным уведомлением представителя нанимателя любую иную оплачиваемую работу

· выполнять любую иную оплачиваемую работу без предварительного уведомления нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов

378. Выполнение государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы допускается при соблюдении следующих условий:

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа является научной деятельностью

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и при этом выполнение работы не повлечет за собой конфликт интересов

· Если гражданский служащий предварительно уведомил представителя нанимателя и указанная работа будет выполняться гражданским служащим в выходные и (или) нерабочие праздничные дни

379. Гражданский служащий обязан:

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение двух недель со дня выхода из гражданства Российской Федерации

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня выхода из гражданства Российской Федерации

· сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации в течение 3 дней со дня выхода из гражданства Российской Федерации

380. Гражданский служащий обязан:

· выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями

· исполнять данное ему руководителем поручение, даже если оно неправомерное

· сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей

· получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

381. Гражданский служащий имеет право:

· на должностной рост на конкурсной основе

· исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом

· беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей

· приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход

382. Гражданский служащий обязан:

· прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

· соблюдать служебный распорядок государственного органа

· получать доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну

· исполнять данное ему неправомерное поручение при получении от руководителя подтверждения этого поручения в письменной форме

383. В связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

· иметь доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

· участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза)

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

· представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи

384. В связи с прохождением государственной гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

· выполнять любую оплачиваемую работу

· заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц

· участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

· оформлять в собственность недвижимость или иное имущество

385. В случае приобретения гражданским служащим гражданства другого государства представитель нанимателя обязан:

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы, предварительно уведомив профсоюзный орган соответствующего государственного органа не позднее чем за 2 месяца

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации

· Расторгнуть служебный контракт, освободить гражданского служащего от занимаемой должности и уволить его с гражданской службы, предварительно уведомив его об этом не позднее чем за 1 месяц до увольнения

386. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

· профессиональной переподготовки гражданского служащего

· обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

· пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

· работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, studwood.ru, studopedia.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector