+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Воинский учет и бронирование в организации

Обязанность организаций вне зависимости от форм собственности вести воинский учет оговорена в статье 8 пункте 1 подпункте 6 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ Об обороне». Цель такого учета — обеспечение потребностей Вооруженных сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.

Содержание

Организация воинского учета в организации: пошаговая инструкция

Чтобы начать вести воинский учет в организации (2019 год), необходимо выполнить алгоритм, состоящий из пяти шагов:

  1. Назначить ответственных лиц.
  2. Определить круг работников, подлежащих ВУ.
  3. Получить документы для ведения ВУ.
  4. Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
  5. Исполнять и контролировать обязанности по ведению учета.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2019

На основании описанного алгоритма ниже представлена подробная инструкция по ведению воинского учета в организациях.

Шаг 1: назначение ответственных лиц

За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается соответствующий приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.

В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников.

Количество военнообязанных работников

Количество работников, ведущих ВУ

до 499 граждан (включительно)

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

от 500 до 1999 граждан (включительно)

1 освобожденный работник

от 2000 до 3999 граждан (включительно)

2 освобожденных работника

на каждые последующие полные 3000 граждан

1 освобожденный работник

На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за ведение учета, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.

Шаг 2: определение круга военнообязанных

Согласно пункту 14 Постановления, воинскому учету подлежат:

К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:

  • все категории военных в запасе;
  • лица, получившие отсрочку от службы в армии;
  • лица, освобожденные от службы в армии;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 Постановления:

  • лица, освобожденные от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
  • офицеры запаса СВР или ФСБ.

Шаг 3: получение документов для ведения учета

Воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
  • военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.

Шаг 4: согласование в местном военном комиссариате

Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства могут дать вводный инструктаж по ведению учета, предоставить образцы бланков и т. д.

Шаг 5: исполнение и контролирование ведения учета

После того как все перечисленные выше шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В частности, компания должна предоставлять в военкомат следующие сведения:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые должны состоять на воинском учете;
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, а также раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.

На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.

Кроме того, компания должна вести следующие документы:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточка учета организации (КУО форма № 18).

Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях может быть необходимость вести и другие дополнительные документы. Стоит также сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу и объяснять, зачем нужна организация воинского учета, и его предназначение.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учета

Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. Ведь за уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, а также о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей ( статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ );
  • неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей ( статья 21.2 КоАП РФ ).

Штрафы могут быть выписаны по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.

В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений, а также на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.

Занятию № 19 Тема № 8: Ведение воинского учета и организация бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, в организациях здравоохранения

Основные термины, понятия и определения.

Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.

Цели и задачи воинского учета. Категории граждан, подлежащих и неподлежащих воинскому учету.

Обязанности должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу при осуществлении воинского учета.

Определение, задачи, перечень работ и документация по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.

Методические материалы для подготовки к занятию:

Вопрос № 1. Основные термины, понятия и определения.

Оборона – это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, сохранение целостности и неприкосновенности ее территории.

Мобилизационная подготовка – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Другие войска – внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны.

Воинские формирования – инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.

Органы – Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Специальные формирования – формирования, специально создаваемые на военное время. Для здравоохранения – специальные формирования здравоохранения Российской Федерации, к которым относятся тыловые госпитали и обсервационные пункты.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Воинский учет – это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе – это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами. Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки, которая в свою очередь входит в состав обороны Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации существует четкая нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Вопрос № 2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.

Согласно Конституции, Российская Федерация (Россия) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (статья 1).

Законодательное и нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации представлено:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральными конституционными законами;

Указами Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства Российской Федерации;

нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день структура законодательных нормативных правовых актов по вопросам воинского учета и бронирования может быть представлена следующим образом:

Конституция Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».

Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

«Положение о порядке прохождения военной службы». Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

«Положение о военно-транспортной обязанности». Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175.

«Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

«Положение о воинском учете». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541.

«Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441.

«Положение о призыве на военную службу». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года № 587.

«Положение о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 года № 1216.

«Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 605.

«Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации». ДСП. 21 июня 1999 года.

«Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». Утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, 22 декабря 1999 года № 144.

Статья 15 Конституции РФ гласит:

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В статье 59 указывается, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

В целях обороны (статья 1) устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, а также собственных транспортных средств.

Одной из составных частей организации обороны (статья 2) является мобилизационная подготовка органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.

В свою очередь, ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки, так как согласно Федеральному закону от 26 февраля 1997 года № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

В законе изложены обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Так организации (в том числе и здравоохранения) обязаны:

организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (мобилизационные работники);

разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени («Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении».);

оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части; обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» говорится, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе, призыв на сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Раздел II данного Федерального закона полностью посвящен вопросам воинского учета. Положение о воинском учете утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541.

На основании требований вышеуказанных законов, постановлений Правительства РФ разработаны различные инструкции, методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, например:

«Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». Утверждена постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, 22 декабря 1999 года № 144;

«Методические рекомендации по организации и ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства здравоохранения Российской Федерации». ДСП. 21 июня 1999 года.

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В отношении указанных должностных лиц предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Вопрос № 3. Цели и задачи воинского учета. Категории граждан, подлежащих и неподлежащих воинскому учету.

Основной целью воинского учета является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Главные задачи воинского учета заключаются в:

определении количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

проведении плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными комиссариатами. Кроме того в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и «Положением о воинском учете» обязанности по организации и ведению воинского учета исполняют органы государственной власти, организации и их должностные лица.

Расходы, связанные с ведением воинского учета, производятся за счет средств организаций.

Воинский учет в организации должен осуществляться постоянно и охва­тывать все категории граждан, подлежащих воинскому учету.

Воинскому учету подлежат:

граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

граждане женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет.

Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, указан в приложении № 2.

Граждане, состоящие на воинском учете, подразделяются на три разряда. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Не подлежат воинскому учету граждане:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

отбывающие наказание в виде лишения свободы;

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

В организациях здравоохранения:

на общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

на специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника – унифицированной форме № Т-2 (ВУР) (разработанной на основании формы Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 06 апреля 2001 года № 26), раздел 2 которой содержит данные по воинскому учету.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются соответствующие разделы личной карточки работника, являются: военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Вопрос № 4. Обязанности должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу при осуществлении воинского учета.

Для организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (далее – ГПЗ) в организации издается соответствующий приказ (вариант представлен в приложении № 1). Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо организации, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

Число работников по воинскому учету и бронированию ГПЗ определяется следующими нормами:

при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан – один освобожденный работник;

от 2000 до 4000 граждан – 2 освобожденных работника;

от 4000 до 7000 граждан – 3 освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан еще по одному освобожденному работнику.

При осуществлении воинского учета ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, – удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка;

выяснять, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете;

направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в военный комиссариат, осуществляющий воинский учет по месту жительства;

обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях);

сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов;

направлять в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время;

ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет;

сообщать в 2-недельный срок в военные комиссариаты обо всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений);

направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организациями на период мобилизации и на военное время.

При осуществлении воинского учета ответственные за военно-учетную работу должностные лица в случаях, если гражданин достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, делают отметки в личных карточках формы № Т-2 (ВУР) «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Личные карточки формы № Т-2 (ВУР) хранятся в сейфе, строго в алфавитном порядке в отдельной картотеке, которая делится на группы:

первая – личные карточки граждан, пребывающих в запасе, – врачей;

вторая – личные карточки граждан, пребывающих в запасе, – средний медицинский персонал;

третья – личные карточки граждан, пребывающих в запасе, – других специалистов.

Личные карточки лиц, исключенных с воинского учета по возрасту или состоянию здоровья, должны храниться в общей картотеке организации.

В конце года для проведения анализа наличия мобилизационных ресурсов в учреждении подготавливаются данные по составу запаса и количеству граждан по ВУС, числящихся в 1, 2, 3 разрядах воинского учета.

Обязанности граждан по воинскому учету изложены в приложении 5 № 6 (приложение № 3).

После завершения проведения мероприятий по воинскому учету и перед началом мероприятий по бронированию ГПЗ организация должна быть поставлена на учет в Военном комиссариате, на территории ответственности которого организация находится. Военные комиссариаты, ответственные за военно-учетную работу должностные лица федеральных органов исполнительной власти РФ осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.

Вопрос № 5. Определение, задачи, перечень работ и документация по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения, – это комплекс мероприятий, проводимых организациями с целью обеспечения их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе.

Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Основной задачей бронирования ГПЗ является закрепление за организациями на период мобилизации и на военное время руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями, органами, специальными формированиями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки.

Освобождение от призыва ГПЗ на военную службу по мобилизации и в военное время может предоставляться на весь предполагаемый срок ведения военных действий в современных условиях (но не более чем на 6 месяцев).

Бронированию на период мобилизации и на военное время подлежат граждане, пребывающие в запасе, кроме уволенных с военной службы в запас 1 разряда в течение первых 5 лет пребывания в запасе.

Граждане, не призванные по каким-либо причинам на военную службу и зачисленные в запас, могут быть забронированы только при достижении ими 27-летнего возраста.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие неоформления им отсрочек по вине администрации, подлежат призыву по мобилизации.

Бронирование ГПЗ осуществляется на основании следующих принципов:

учета потребности организации в обеспечении на период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе;

приоритетного бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в организациях, имеющих мобилизационное задание, а также обеспечивающих жизнедеятельность населения;

введения ограничений в предоставлении отсрочки от призыва ГПЗ, предназначенным для доукомплектования воинских частей постоянной готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, а также ГПЗ, имеющим особо дефицитные военно-учетные специальности.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, включает выполнение следующих основных работ:

ведение учета ГПЗ по месту их работы (учебы);

определение необходимой на период мобилизации и на военное время численности руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих (учащихся) из числа ГПЗ;

выработку предложений для внесения изменений в перечни должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ;

оформление забронированным ГПЗ документов, дающих право на отсрочку от призыва на военную службу и постановку их на специальный воинский учет;

анализ обеспеченности на период мобилизации и на военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и отчетность о проводимой работе по бронированию ГПЗ.

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию ГПЗ в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее – Комиссия).

Бронирование ГПЗ в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (городах, районах, округах) организуют территориальные комиссии, районные комиссии, суженные заседания и их рабочие аппараты из состава мобилизационных органов.

Методическое руководство по воинскому учету и бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения осуществляет мобилизационный орган Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На организации здравоохранения Российской Федерации возлагаются следующие функции:

ведение учета работающих (учащихся) ГПЗ;

оформление и представление в военные комиссариаты по месту нахождения организаций документы, необходимые для предоставления отсрочки от призыва на военную службу забронированным ГПЗ;

выдача в установленном порядке ГПЗ, забронированным за организациями, документов об отсрочке от призыва на военную службу;

направление в вышестоящие органы по подчиненности, в особых случаях, ходатайства о предоставлении гражданам, пребывающим в запасе, персональных отсрочек от призыва на военную службу, а также обоснованные предложения об изменениях и дополнениях, которые целесообразно внести в перечни должностей и профессий;

представление в установленном порядке необходимой информации и отчетности о проводимой работе по бронированию ГПЗ;

проведение анализа обеспеченности на военное время организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и подготовка предложений по этому вопросу.

Для ведения работы по бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения должны быть следующие данные:

общее количество работающих граждан;

количество забронированных ГПЗ, остающихся для работы в период мобилизации и на военное время;

количество ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих призыву по мобилизации.

Данная работа учреждений здравоохранения осуществляется совместно с военными комиссариатами, на территории ответственности которых они расположены.

осуществляют контроль за правильностью бронирования ГПЗ в организациях;

обеспечивают организации бланками документов, необходимых для оформления отсрочки от призыва на военную службу, ведут контроль за правильностью их расходования;

оформляют в соответствии с перечнями должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ, и постановлениями Комиссии отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время;

Основанием для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время являются:

перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане пребывающие в запасе (в системе здравоохранения – № 29, № 24, «Территориальный перечень»);

постановления Комиссии, которые определяют условия и порядок бронирования ГПЗ;

постановления Комиссии о предоставлении персональной отсрочки отдельным ГПЗ.

Перечни должностей и профессий включают:

наименования структурных подразделений, аппаратов, органов государственной власти и организаций (разделы перечней и должностей);

наименования должностей и рабочих профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе;

условия бронирования граждан, пребывающих в запасе (профили, военно-учетные специальности, воинские звания и возраст граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию по установленной номенклатуре должностей и рабочих профессий);

ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, имеющих дефицитные военно-учетные специальности, а также по другим признакам.

В случае, когда в перечне должностей и профессий предусмотрены ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, по возрасту, отсрочка от призыва им предоставляется после 1 января года, следующего за годом, в котором гражданам, пребывающим в запасе, исполнилось указанное в перечне должностей и профессий количество лет.

Граждане, пребывающие в запасе, назначенные временно исполняющими обязанности по штатным вакантным должностям руководящего состава или специалистов (директоров, главных врачей, начальников отделений и т.п.), бронируются на равных основаниях с работниками, утвержденными в указанных должностях.

Предусмотренные перечнем должностей и профессий ограничения в бронировании офицеров запаса по возрасту (по разрядам) распространяется не только на граждан, пребывающих в запасе, имеющих указанные в перечне должностей и профессий воинские звания, но и на всех граждан, пребывающих в запасе, имеющих воинские звания ниже указанных.

Например, если по перечню должностей и профессий предусмотрены отсрочки от призыва офицерам запаса включительно «До майора в возрасте старше 40 лет», то это значит, что в данном случае бронируются все офицеры запаса, имеющие воинские звания от младшего лейтенанта до майора включительно и им равные в возрасте старше 40 лет.

Если по перечням должностей и профессий предусмотрены отсрочки от призыва офицерам запаса включительно «До капитана кроме запаса 1-го разряда», то в данном случае бронированию не подлежат все офицеры запаса 1-го разряда, имеющие воинские звания от младшего лейтенанта до капитана включительно и им равные.

Персональные отсрочки от призыва по мобилизации и в военное время ГПЗ из числа квалифицированных рабочих и служащих организаций, не подпадающих под действие условий бронирования, установленных перечнями должностей и профессий, но крайне необходимых для обеспечения бесперебойной работы организаций в военное время, представляются Комиссией.

Персональная отсрочка от призыва по мобилизации и в военное время предоставляется гражданам, пребывающим в запасе, по занимаемой должности на сроки, определяемые Комиссией. Для решения вопроса о предоставлении ГПЗ персональных отсрочек от призыва организации представляют в вышестоящие организации по подчиненности списки по установленным формам.

Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации получают в установленном порядке утвержденные перечни должностей и профессий (или выписки из них), отдельные постановления, распоряжения (выписки из них) Комиссии, определяющие условия и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, специальные извещения (форма № 3) о предоставлении ГПЗ персональных отсрочек от призыва, а также постановления, распоряжения (или выписки из них) об изменениях и дополнениях, которые необходимо внести в перечни должностей и профессий.

На основании полученных документов военно-учетные подразделения (или специально назначенные работники) организаций обязаны:

внести в перечни должностей и профессий (в выписки из них) принятые изменения и дополнения с обязательным указанием даты и номера постановления (распоряжения) Комиссии;

определить, на основании данных воинского учета по личным карточкам (форма № Т-2) граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию по перечню должностей и профессий (выписки из них) или по отдельным постановлениям, распоряжениям Комиссии;

получить под расписку (форма № 12) от граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, военные билеты;

заполнить удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время и извещения о зачислении граждан, пребывающих в запасе, на специальный воинский учет (форма № 4) и в десятидневный срок оформить им отсрочки от призыва по мобилизации и в военное время в установленном порядке.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

удостоверения и извещения заполняются чернилами (пастой) одного цвета, никаких помарок и подчисток не допускается, все изменения вносятся также чернилами (пастой), при этом изменения допускается вносить более двух раз;

в извещении строки «домашний адрес гражданина, пребывающего в запасе» и «наименование военного комиссариата, где гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете» заполняются карандашом;

при заполнении удостоверений и извещений об отсрочке в строке «представлена отсрочка от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации на ___ месяцев» указывается прописью, на какой срок согласно перечню должностей и профессий, постановлению (распоряжению Комиссии или извещению о персональной отсрочке гражданина, пребывающего в запасе (форма № 3)) предоставляется отсрочка. Если в перечне должностей и профессий срок не указан или указан срок «на все время войны», то в этой строке следует указывать на «шесть» месяцев со дня объявления мобилизации;

в строке «на основании» указываются номер перечня должностей и профессий, раздел и пункт, по которым оформлено бронирование гражданина, пребывающего в запасе, дата и номер отдельного постановления (распоряжения) Комиссии, дата и номер постановления (распоряжения) Комиссии о предоставлении гражданину, пребывающему в запасе, персональной отсрочки от призыва, а также номер извещения о предоставлении персональной отсрочки (форма № 3);

заполненные бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет (форма № 4) граждан, пребывающих в запасе, подписываются и заверяются гербовой печатью;

для оформления отсрочек от призыва заполненные бланки специального воинского учета (форма № 4), личные карточки, военные билеты доставляются в военный комиссариат по месту нахождения организаций и сдаются под расписку в книге учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных дел (форма № 11), кроме этого, на граждан, пребывающих в запасе, которым оформляются персональные отсрочки от призыва, доставляются специальные извещения (форма № 3);

от военных комиссариатов получаются оформленные удостоверения и извещения на граждан, пребывающих в запасе, о чем в книге учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных дел (форма № 11) работники организаций расписываются с указанием даты обратного приема документов;

в пятидневный срок извещения о зачислении забронированных граждан, пребывающих в запасе, на специальный воинский учет высылаются в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете;

в книге по учету бланков специального воинского учета (форма № 13) производятся соответствующие записи о расходовании извещений;

в личной карточке (форма № Т-2) забронированного гражданина, пребывающего в запасе, в строку «состоит на специальном воинском учете» карандашом вносятся серия и номер удостоверения об отсрочке, номер перечня и профессии, пункта и раздела перечня должностей и профессий, постановления (распоряжения) Комиссии, по которому оформлено бронирование гражданина, пребывающего в запасе, и дата оформления отсрочки от призыва на военную службу военным комиссариатом;

удостоверения об отсрочке от призыва (формы № 4) на забронированных граждан, пребывающих в запасе, раскладываются по структурным подразделениям, а также по алфавиту и в порядке, обеспечивающем возможность быстрого вручения их гражданам, пребывающим в запасе, и хранятся по правилам, установленным для работы с секретными документами;

в пятидневный срок военные билеты под расписку (форма № 12) возвращаются гражданам, пребывающим в запасе.

ГПЗ при получении военных билетов от работников военно-учетных подразделений возвращают полученные расписки за сданный военный билет.

Предоставленная отсрочка от призыва ГПЗ может быть аннулирована. Это возможно в следующих случаях:

при наличии решения об этом Комиссии;

при перемещении гражданина, пребывающего в запасе, на должность, по которой отсрочка от призыва по перечню должностей и профессий не предоставляется;

при перемещении гражданина, пребывающего в запасе, имеющего персональную отсрочку от призыва, на другую должность;

при изменении военно-учетных признаков (военно-учетной специальности, воинского звания, возраста, состава или профиля), в результате которого ГПЗ теряют право на отсрочку;

при исключении гражданина, пребывающего в запасе, с воинского учета по болезни или при достижении предельного возраста пребывания в запасе;

при увольнении гражданина, пребывающего в запасе, из организации, в которой была предоставлена отсрочка от призыва;

при отчислении студентов, слушателей, курсантов и аспирантов из образовательного учреждения профессионального образования, в котором была предоставлена отсрочка от призыва;

при выезде забронированного гражданина, пребывающего в запасе, за границу на срок свыше трех месяцев;

при ликвидации организации.

При аннулировании отсрочек от призыва граждан, пребывающих в запасе, работники военно-учетного подразделения организации обязаны:

сообщить в пятидневный срок военным комиссариатам, в которых граждане, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете, дату и причину аннулирования представленных отсрочек от призыва;

погасить удостоверения об отсрочке от призыва (форма № 4) и аннулировать отметки в личных карточках о зачислении граждан, пребывающих в запасе, на специальный воинский учет;

сдать погашенные удостоверения об отсрочке от призыва (форма № 4) в военный комиссариат по месту их оформления для уничтожения в установленном порядке;

сделать соответствующие записи в книге по учету бланков специального воинского учета (форма № 13) о расходовании удостоверений об отсрочке от призыва.

При получении от военных комиссариатов извещений (форма № 4) граждан, пребывающих в запасе, поменявших место жительства, работники военно-учетных подразделений организаций уточняют у ГПЗ новые домашние адреса, проверяют, состоят ли они на воинском учете в военном комиссариате по новому месту жительства, вносят соответствующие изменения в извещения о зачислении на специальный воинский учет и высылают извещения военным комиссариатам, в которых граждане, пребывающие в запасе встали на воинский учет, для зачисления указанных граждан, пребывающих в запасе, на специальный воинский учет.

При выезде забронированных граждан, пребывающих в запасе, в служебные командировки, на учебу, в отпуск или для лечения на срок свыше 3 месяцев с сохранением занимаемых ими должностей, работники военно-учетных подразделений организаций выдают им на время выезда удостоверения (форма № 4), под расписку в ведомости на выдачу удостоверений (форма № 9а), а извещения на этих граждан, пребывающих в запасе, полученные от военных комиссариатов, хранятся в организациях до их возвращения.

По этим удостоверениям граждане, пребывающие в запасе, по месту командировки, учебы, отпуска или лечения после постановки на воинский учет зачисляются на специальный воинский учет военным комиссариатом.

Гражданам, пребывающим в запасе, являющимся студентами очного обучения государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), негосударственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам образовательных учреждений профессионального образования, научно-исследовательских, конструкторских, проектных и других организаций предпоследнего и последнего курсов (годов) обучения, отсрочки от призыва предоставляются независимо от возраста, воинского звания, состава, профиля и военно-учетной специальности, если перечнями должностей и профессий не предусмотрены другие условия бронирования.

Зачисление этой категории граждан, пребывающих в запасе, на специальный воинский учет в мирное время проводится по спискам (форма № 14), подписанным руководителями соответствующих высших и средних образовательных учреждений профессионального образования и организаций, которые высылаются в военные комиссариаты по месту жительства граждан, пребывающих в запасе, один раз в год к 1 ноября. Вторые экземпляры списков хранятся в делах этих учреждений. В личных карточках забронированных граждан, пребывающих в запасе, в строке «состоит на специальном воинском учете» указываются: «перечень №, раздел №, пункт №, список исх. №, число, год, подшит в дело №». Удостоверения об отсрочке от призыва ГПЗ и извещения о зачислении на специальный воинский учет указанной категории ГПЗ в мирное время не заполняется. С объявлением мобилизации на них заполняются удостоверения и извещения (форма № 4) и отсрочки от призыва граждан, пребывающих в запасе, оформляются в военных комиссариатах в установленном порядке.

При перемещении забронированных граждан, пребывающих в запасе, на другие должности в этой же организации, изменении квалификации или военно-учетных признаков (военно-учетной специальности, воинского звания, возраста, состава и профиля), дающих право на бронирование их по новым должностям, предоставленные им отсрочки сохраняются. В этих случаях работники военно-учетного подразделения организации в десятидневный срок обязаны внести необходимые изменения в удостоверения (форма № 4) и представить их в военный комиссариат. Эти изменения подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата. При внесении изменений об отсрочке от призыва в удостоверения забронированным гражданам, пребывающим в запасе, организация обязана в пятидневный срок сообщить военным комиссариатам по месту их жительства содержание изменений для внесения их в извещения.

Отсрочки от призыва не переоформляются и исправления в удостоверения и извещения не вносятся при переводе забронированных граждан, пребывающих в запасе:

рабочих – на другие рабочие специальности (или изменении разрядов), если основание к предоставлению отсрочки (пункт раздела перечня должностей и профессий) не изменяется – из вспомогательных цехов в основные производственные цеха и, наоборот, из основных цехов во вспомогательные, если за гражданами, пребывающими в запасе, сохраняется право на бронирование и это не вызывает изменения основания (пункта раздела перечня должностей и профессий) к предоставлению отсрочки;

внутри организации на временные работы до трех месяцев с сохранением должностей, по которым граждане, пребывающие в запасе, забронированы.

В мирное время организации разрабатывают планы мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе (форма № 15), и изготавливают необходимое количество бланков ведомости на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу граждан, пребывающих в запасе (форма № 9), заполнение которых производится в процессе выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва (форма № 4). В этих планах указываются уполномоченные лица для вручения удостоверений гражданам, пребывающим в запасе, порядок оповещения уполномоченных и граждан, пребывающих в запасе, порядок, место и сроки вручения гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва, а также назначаются лица, ответственные выполнение этой работы. Указанные планы утверждаются руководителями организаций. Уполномоченные от структурных подразделений с объявлением мобилизации получают в военно-учетных подразделениях удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время по ведомости (форма № 10) и вручают их забронированным гражданам, пребывающим запасе, под расписку в раздаточной ведомости (форма № 9).

В каждой организации разрабатываются и ведутся следующие документы:

приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе» (приложение 5 № 1);

план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение 5 № 8);

план оповещения граждан, пребывающих в запасе, при объявлении мобилизации (приложение 5 № 9);

план замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время (приложение 5 № 10);

план мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 11);

список уполномоченных по вручению удостоверений об отсрочке от призыва (форма № 4) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 12);

ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время забронированным гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 13);

ведомость учета выдачи удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (форма № 4) забронированным гражданам, пребывающим в запасе (приложение 5 № 14);

ведомость учета выдачи удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу (форма № 4) забронированным гражданам при выезде их на срок не более трех месяцев (приложение 5 № 15);

книга учета бланков специального воинского учета (приложение 5 № 16);

книга учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (приложение 5 № 17);

книга учета воинских документов (военных билетов) (приложение 5 № 18);

картотека учета наличия личных карточек формы № Т-2 граждан, пребывающих в запасе и граждан, подлежащих призыву (приложение 5 № 19);

личная карточка по форме № Т-2 (приложение 5 № 5);

карточка учета организации (приложение 5 № 20);

вариант приказа о порядке оформления и выдачи гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (приложение 5 № 21);

журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение 5 № 22);

расписка о принятии военного билета (приложением 5 № 23);

анализ обеспеченности трудовыми ресурсами;

памятка уполномоченному по вручению забронированным гражданам, пребывающим в запасе, удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (приложение 5 № 24);

таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих исключению с воинского учета (приложение 5 № 4);

дело по переписке по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;

другие документы в соответствии с требованиями военных комиссариатов.

Все организации обязаны ежегодно представлять отчеты (форма № 6, приложение 5 № 25) о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе. Отчет (форма № 6) и доклад к нему представляются четко по ведомственной принадлежности. Сроки представления отчетов по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, представлены в приложении 5 № 26. Состав и сроки отчетности могут ежегодно уточняться постановлениями, распоряжениями МВК, указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Отчет по форме № 6 и анализ составляется и проводится по состоянию на 31 декабря отчетного года и являются основными ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, и обеспеченности организаций трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время.

Руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ отчет по форме № 6 с анализом обеспеченности трудовыми ресурсами, выводами и предложениями представляют в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Руководители организаций, подведомственных соответствующим федеральным службам и агентствам, – по ведомственной подчиненности. Федеральные службы и агентствав Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Отчеты по форме № 6 имеют гриф «Секретно», если количество забронированных граждан, пребывающих в запасе, и работающих в организации, более или равно 300 человек.

Те же сведения по организации, где численность забронированных составляет менее 300 человек, разрешается относить к документам с грифом «Для служебного пользования».

Выписки из перечней должностей и профессий относятся к документам с грифом «Для служебного пользования».

Всем документам по бронированию граждан, пребывающих в запасе, с грифом «секретно» присваивается литера «М».

Приложения к методическим материалам.

«__» ____________ 200_г. г. Москва.

Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Во исполнение федеральных законов Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26 февраля 1997 года № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» и от 26 февраля 1998 года № 258 «Основные положения по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»

Начальнику отдела кадров (фамилия, имя, отчество) организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Обязанности по ведению воинского учета и бронированию граждан, прерывающих в запасе, возложить на (должность, фамилия, имя, отчество).

При убытии в отпуск, командировку или на лечение (фамилия ответственного за воинский учет) временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, возложить на (должность, фамилия, имя, отчество).

Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Приказ довести до руководителей структурных подразделений.

Памятка по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях

П а м я т к а

по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях

Вы начинаете работать по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Что нужно в первую очередь?

Что делать? С чего начинать?

Где взять? (форму)

Куда сдавать отчеты?

При наличии на воинском учете в организации менее 500 граждан работа по ведению воинского учета … может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организации, раздел II п.18

(Генеральный штаб ВС РФ г. Москва 2007г)

Руководитель организации приказом назначает работника, ответственного за ведение воинского учета и бронирования ГПЗ

Издан приказ организации на работника (на Вас), как ответственного за ведение воинского учета и бронирования ГПЗ.

Образец по ведению воинского учета

Проект приказа нужно согласовать с Военным комиссариатом Вашего района

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организации, раздел II п.21

(Генеральный штаб ВС РФ г. Москва 2007г)

Это нужно знать:

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2). Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма №4), числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата.

В н и м а н и е!

Для работы нужно изучить номативные правовые документы:

Какие нужно знать Законы?

По Инструкции — обеспечить организации нормативно-правовыми документами должны специалисты администрации ОМСУ по бронированию граждан, пребывающих в запасе

— Закон РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (выписка) от 01.01.2001 г. №31-ФЗ, с изменениями и дополнениями -ФЗ.

— Закон «Об обороне» от 01.01.2001 г. с изм. и дополн. От 03.07.2006 г. .

— Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 01.01.2001 г. №53-ФЗ,

с изменениями и дополнениями от 01.01.2001 г. .

— Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.01.01 года № 000.

— Основные положения по бронированию, утвержденные постановлением Правительства РФ № 000 от 26.02.98 г.

Инструкция по бронированию ГПЗ или выписка (в организациях – выписка).

Инструкция «О порядке ведения воинского учета» (в организациях – инструкция).

Перечень или выписка (с перечнем дефицитных ВУС), (в организациях – выписка)

Наличие наглядной документации по воинскому учету

3. Порядок ведения воинского учета граждан в организациях:

Воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС (МС) раздел 2), утвержденным в установленном порядке. (Положение о воинском учете от 01.01.01 года № 000, раздел 2 п.23).

Завести картотеку карточек Т-2

И подразделяется на общий и специальный.

На общем — состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за организациями на период мобилизации и на военное время.

Заполнить раздел II “Сведения о воинском учете” личной карточки работника (форма № Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС) в соответствии с правилами, изложенными в приложении № 7 (порядок заполнения) Методические рекомендации по ведению воинского учета в организации, раздел II п.21 (Генеральный штаб ВС РФ г. Москва 2007г)

Основной документ для ГПЗ – военный билет (временное удостоверение взамен военного билета).

для граждан, подлежащих призыву на военную службу – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте временного пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:

а) определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;

б) ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, работники, осуществляющие воинский учет в организациях:

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов.

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

После заполнения карточки формы Т-2, смотрим Перечень … по бронированию — подлежит ли принятый на работу гражданин, бронированию?

По разделам Территориального Перечня 74-Т или др. перечней, с карточек ф. Т-2 выбираем граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию на период мобилизации и на военное время.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленных этими перечнями.

(Инструкция по бронированию… Раздел 4, п.26)

Инструкция: как организовать воинский учет в организации

Организация воинского учета и его предназначение

Ведение такого учета — обязательный и достаточно важный момент в работе любого юридического лица. Об этом говорит ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996. Ведение бумаг по военнообязанным сотрудникам регламентирует Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (ред. от 27.06.2017). Военкоматы регулярно устраивают проверки ведения учета, а штрафы назначают по каждому выявленному пункту (глава 21 КоАП РФ).

Цели ведения данного вида учета сформулированы в п. 2 Положения № 719:

  1. В спокойные периоды жизни учет — это обеспечение исполнения воинского долга каждым человеком, который должен его выполнить, контролировать, чтобы ряды вооруженных сил были наполнены военнослужащими.
  2. А вот в период военной обстановки учет военнообязанных призван помочь своевременно мобилизовать всех необходимых лиц и наполнить государственные структуры необходимым рабочим ресурсом.

Для соблюдения этих целей государство должно обладать актуальной информацией о призывниках, и актуальность данной информации как раз обеспечивает работодатель с помощью учета данных лиц.

Задачами воинского учета являются:

  • соблюдение гражданами своих воинских обязанностей, предусмотренных законодательством, невозможность скрываться от исполнения государственного долга;
  • корректное документальное оформление учета;
  • анализ качественного и количественного состава ресурсов, предназначенных для защиты государства и общества.

Учету подлежат следующие категории лиц (п. 14 Постановления № 719): мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на регистрации в комиссариатах по месту жительства и не пребывают в запасе (призывники), а также граждане, находящиеся в запасе (военнообязанные).

К последним закон причисляет женщин с военно-учетными специальностями, а также мужчин, которые:

  • находятся в запасе;
  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • завершили обучение на офицеров запаса;
  • не прошли военную службу по разным причинам до 27-летнего возраста;
  • прошли альтернативную службу.

Не нужно вести воинский учет, например, на сотрудников, освобожденных от воинских обязанностей (ограниченно годные, негодные, прошедшие службу в другом государстве), проходящие гражданскую альтернативную службу, постоянно проживающие не на территории РФ. Не подлежат учету офицеры, пребывающие в запасе СВР России или ФСБ России, женщины, если у них нет военной специальности.

Мы составили пошаговую инструкцию организации воинского учета в организации, она поможет разобраться в нюансах процедуры.

Кто занимается воинским учетом

За ведение документации по учету военнообязанных на предприятии государственной или муниципальной формы собственности отвечают:

  1. Директор организации.
  2. Начальник отдела кадров (или его заместитель).
  3. Делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС), однако в небольших организациях это нереально. Он создается, когда в учреждении работает от 2000 до 4000 человек, которые подлежат воинскому учету. В таком случае для этой работы выделяют двух человек. В небольших организациях обязанность возлагается на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные за учет выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2019 года

Помочь в ведении воинского учет в организации в 2019 году для организаций с государственной или муниципальной формой собственности призвана данная инструкция.

Шаг 1. Определяем и назначаем ответственных лиц.

Воинский учет и бронирование в организации, а также назначение лиц, ответственных за исполнение этих процедур, прописывается в приказе директора предприятия. Приказ издают каждый год. Форма этой бумаги предлагается в «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.07.2017

Шаг 2. Разрабатываем план работ по воинскому учету и бронированию.

Он включает наименование каждого мероприятия, сроки выполнения, ответственных лиц и отметки об исполнении. Отметки заверяются подписью ответственного лица.

Шаг 3. Создаем журнал проверок.

Это обязательный документ, утвержденный законом. Он содержит данные о проверках в этой области, выявленных нарушениях и предписаниях для устранения нарушений.

Шаг 4. Разрабатываем положение о делопроизводстве по воинскому учету.

Документ призван упорядочить документооборот в этой сфере на государственном или муниципальном предприятии. Примерная структура положения должна включать:

  1. Общие положения (для чего предназначен документ, какие пункты в нем присутствуют и что они регламентируют).
  2. Требования к оформлению документов.
  3. Правила подготовки документов (обозначить, какие бумаги должны заверяться подписями ответственных лиц, можно ли заполнять бланки от руки).
  4. Информацию об ответственном за регистрацию, ведение и хранение бумаг по военнообязанным сотрудникам, а также его функции.
  5. Правила и порядок работы с документами (в какие сроки оформлять бумаги, когда передавать их во внешние инстанции).
  6. Порядок хранения и передачи бумаг в архив.

Шаг 5. Заполняем первичные документы при трудоустройстве.

При приеме работников в государственную организацию на них заполняют первичные документы (гл. II, п. 17 Постановления № 719):

  1. Учетные карточки (для призывников).
  2. Учетные и алфавитные карточки (для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса).
  3. Карточки первичного учета (для офицеров).
  4. Личные карточки (форма Т-2), содержащие общие сведения, сведения о воинском учете, о приеме на работу и переводах, аттестациях, повышениях квалификации, наградах, профессиональной подготовке, отпусках, социальных льготах, увольнении.

Если ранее бумаги по работникам, на которых необходимо вести учет, на предприятии не вели, эти документы заполняют на действующих сотрудников.

Шаг 6. Оформляем стенд.

Ответственные за ведение документации по военнообязанным сотрудникам лица обычно хранят справочную информацию по этому вопросу в папках. Однако лучше оформить информационный стенд. Он наглядно демонстрирует основные положения:

  • по бронированию военнообязанных;
  • о целях и задачах регистрации, ведения и хранения документации по военнообязанным работникам;
  • об обязанностях;
  • о правонарушениях;
  • и важное объявление для военнообязанных граждан

Требований по оформлению стенда нет. Вот пример, как он может выглядеть на государственном предприятии:

Законодательство о воинском учете

Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях построено на «Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях» (Утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) от 11.04.2008 и включает:

  1. Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
  2. Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
  3. Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
  4. Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации, по которым ведется учет, и нарушениях.
  5. Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
  6. Ежегодную сверку данных.
  7. Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.

Форма личной карточки работников предприятия Т-2 предложена Постановлением Госкомстата РФ № 1. Наша инструкция по ведению воинского учета в организациях включает заполнение этой формы.

Как происходит проверка воинского учета

Проверку ведения воинского учета выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки могут производиться не чаще одного раза в три года.

Проверяющих учет, в частности, будут интересовать следующие документы:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • личные карточки граждан, по которым ведется учет;
  • журнал проверок ведения учета;
  • расписка в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство по вопросу ведения воинского учета.

При проведении проверки правильности учета контролирующий орган оценивает:

  • осуществление и организацию воинского учета в компании;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников, по которым ведется учет.

В журнал вносятся результаты проверки ведения воинского учета

Отчетность по воинскому учету

Специалист, трудовой функцией которого является ведение воинского учета, предоставляет в военкомат следующие отчеты:

  1. По принимаемых или увольняемым сотрудникам, подлежащим воинскому учету, — в течение 2 недель.
  2. По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
  3. По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
  4. По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября

Ответственность организации

Если предприятие не ведет учет военнообязанных сотрудников и не передает данные в военные комиссариаты, ему грозят штрафы. В п. 21 КоАП РФ установлены их размеры в зависимости от нарушения, формы собственности и направления деятельности предприятия.

Административную ответственность за неведение воинского учета может нести и руководитель компании, и лицо, назначенное ответственным за его ведение. Выписывает штраф уполномоченное военкоматом лицо:

  • если сотрудник государственной структуры медико-социальной экспертизы не направил в военный комиссариат в установленный срок сведения о военнообязанных сотрудниках-инвалидах — штраф в размере 300-500 рублей;
  • если сотрудник органа записи актов гражданского состояния не направил в комиссариат сведения об изменениях — штраф 300-500 рублей;
  • если ответственный за ведение документации не предоставил в комиссариат информацию о взятых на работу (либо уволенных) военнообязанных гражданах — штраф 300-1000 рублей.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан создается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Далее перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате), а также план мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

Как контролируют

Контроль за состоянием работы по бронированию проводится не реже одного раза в три года.

Предприятия, осуществляющие бронирование граждан, предоставляют ежегодно в контролирующие органы доклад. Вместе с докладом они предоставляют отчет по численности и сведения об обеспечении на период мобилизации трудовыми ресурсами.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, pandia.ru, gosuchetnik.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector